Судья Демьяненко Т.А. № 33-2477/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со-ставе:
председательствующего Стальмахович О.Н.,
судей Мелентьевой Ж.Г., Остапенко Д.В.
при секретаре Герасимовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам-чатском 27 октября 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» на реше¬ние Петропав¬ловск-Камчатского суда Камчатского края от 14 июня 2016 года, которым по-становлено:
Исковые требования заместителя прокурора города Петропав-ловска-Камчатского в интересах ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными решения КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 23 ноября 2015 года об отказе в предоставлении ФИО1 государственных услуг «Ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое по-мещение и коммунальные услуги региональным льготникам» и «Еже-месячная денежная выплата за счет средств краевого бюджета» по ка-тегории «Ветеран труда».
Обязать КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» назначить ФИО1 указанные ежемесячные денежные выплаты с 1 декабря 2015 года.
В удовлетворении требования о взыскании с КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в пользу ФИО1 компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных посо-бий» Са¬бининой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пред-ставителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учрежде¬ние) в г. Пет¬ропавловске-Камчатском ФИО2, согласившейся с дово¬дами апелляци¬онной жалобы, представителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Гладышева И.Е., полагавшего решение суда законным и обос-нованным, су¬дебная кол¬легия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Петропавловске-Камчатском (далее по тексту – Пенсионный фонд) и Краевому государственному казенному учре-ждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных по-собий» (далее КГКУ «Центр выплат») о признании незаконным действия Пенсионного фонда в части несвоевременного принятия решения о назначе-нии ФИО1 страховой пенсии по старости, о признании незакон¬ными решений КГКУ «Центр выплат» от 23 ноября 2015 года об отказе в предоставлении ФИО1 государственных услуг по категории «Вете¬ран труда», о возложении обязанности на КГКУ «Центр выплат» назначить ФИО1 предоставление ежемесячной денежной выплаты и мер со-циальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, по категории «Ветеран труда» с 1 декабря 2015 года, взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1 обратилась в Пенсионный фонд за месяц до до-стижения пенсионного возраста с заявлением о назначении пенсии по старо¬сти с предостав¬лением необходимых документов. Однако решение о назна¬чении ФИО1 страховой пенсии в связи с достижением пенсионного возраста было принято с нарушением установленных ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» сро¬ков. Также 19 ноября 2015 года ФИО1 обратилась в КГКУ «Центр выплат» о предоставлении государственной услуги «Ежеме-сячная денежная выплата за счет средств краевого бюджета» и государствен-ной услуги «Ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое по-мещение и коммунальные услуги региональным льготникам» по категории «Ветеран труда». Решением КГКУ «Центр выплат» от 23 ноября 2015 года в предоставле¬нии указанных государственных услуг ей было отказано в связи с предостав¬лением неполного пакета документов, а именно в связи с отсут-ствием доку¬мента, подтверждающего факт назначения пенсии. Таким обра-зом, несвое¬временное назначение страховой пенсии по старости ФИО1 по¬влекло существенное нарушение прав гражданина на пенсионное обеспече¬ние, привело к невозможности получения дополнительных социаль-ных льгот, право на которое возникло у ФИО1 одновременно с правом на получение страховой пенсии.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Бе-режная О.В. отказалась от исковых требований в части признания незакон¬ным действия Пенсионного фонда в части несвоевременного принятия реше¬ния о назначении ФИО1 страховой пенсии по старости. Отказ от иска в указанной части принят судом, производство по делу в данной части прекращено, о чем вынесено отдельное определение. В остальной части ис-ковые требования поддержала.
Истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала.
Ответчики Пенсионный фонд и КГКУ «Центр выплат» представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Полагая решение суда постановленным с нарушением норм матери-ального права, в апелляционной жалобе КГКУ «Центр выплат» просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых тре-бований. Считает ошибочным вывод суда о том, что на момент обращения ФИО1 в КГКУ «Центр выплат» за предоставлением государствен¬ных услуг, а именно 18 ноября 2015 года, она являлась получателем страхо¬вой пенсии по старости, так как в ходе судебного заседания установлено, что пенсия ФИО1 назначена решением пенсионного органа от 21 ян¬варя 2016 года, то есть на момент обращения в КГКУ «Центр выплат» истец не являлась получателем пенсии по старости. Судом в постановленном ре¬шении не при¬ведено ни одной нормы действующего законодательства Рос¬сийской Федерации и Камчатского края, которую КГКУ «Центр выплат» нарушил при вынесении отказа в предоставлении государственных услуг по выплате мер социальной под¬держки.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы заме-ститель прокурора г. Петропавловска-Камчатского Закутайло Ю.В. полагал, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку оно при¬нято с соблюдением норм матери¬ального и процессуального права.
ФИО1 в возражениях на доводы апелляционной жалобы про-сит решение суда оставить без изменения, полагая, что судом законно восста-новлены ее права на получение государственных услуг.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше-ния суда в соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пре¬де¬лах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия при¬ходит к следующему.
В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или из¬менения решения суда в апелля¬цион¬ном порядке являются несоответ-ствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоя-тельствам дела, а также нару¬шение или неправильное применение норм мате-риального или норм процес¬суаль¬ного права.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ве-теранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъек¬тов Российской Федерации.
В Камчатском крае меры социальной поддержки ветеранам труда предоставляются в соответствии с Законом Камчатского края от 26 мая 2009 года № 267 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», согласно которому ветеранам труда, проживающим в Камчат¬ском крае предоставляются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение независимо от формы собственности жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного поста-новлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимо-сти жилищных услуг; по плате за коммунальные услуги (тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения) независимо от формы собственно-сти жилищного фонда в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края, в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг; ежемесячная денеж¬ная выплата в размере, определяемом постановлением Правительства Кам¬чатского края, и порядке, установленном нормативным правовым актом Ми¬нистерства социального развития и труда Камчатского края.
Согласно п. 3 статьи 5 указанного Закона Камчатского края меры со-циальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются ветеранам труда после назначения пенсии в соответствии с Федеральным за-коном от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям либо имеющим пожизнен¬ное содержание за работу (службу) на государственных должностях Россий¬ской Федерации, государственных должностях в федеральных органах госу-дарственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, в органах местного самоуправ-ления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы, указанные меры социальной поддержки предо-ставляются при достижении возраста 50 лет для женщин и 55 лет для муж¬чин.
В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года № 565-П «О предоставлении мер социальной под¬держки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдель¬ным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (в редакции действующей в период спорных правоотношений) меры социальной под-держки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги предо-ставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 19 июля 2012 года № 404-П утвержден административный регламент предоставления Ми-нистерством социального развития и труда Камчатского края государствен¬ной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее - Административный регламент ЕДК), согласно п. 2.4.1 которого назначение и выплата ежемесячной денеж¬ной компенсации и денежной выплаты осуществляется с месяца, следующего за месяцем обращения заявителей, указанных в части 1.2 настоящего Адми-нистративного регламента, за назначением ежемесячной денежной компен-сации и денежной выплаты.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 5 июля 2012 года № 358-п утвержден Административный регламент предоставления Ми-нистерством социального развития и труда Камчатского края государствен¬ной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее - Администра-тивный регламент ЕДВ), согласно п. 2.6.2 которого назначение и выплата ЕДВ осуществляется с месяца, следующего за обращением за месяцем обра-щения граждан, указанных в части 1.2 настоящего Административного ре-гламента, за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 2.11 Административного регламента ЕДК установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является поступление заявления о предоставлении государственной услуги с прило-жением неполного пакета либо ненадлежаще заверенных документов, ука-занных в части 2.6 настоящего Административного регламента, поступивших по почте в КГКУ и его филиалы, а также если заявитель, являющийся вете-раном труда, не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Россий¬ской Федерации»
В соответствии с п. 2.11 Административного регламента ЕДВ основа-нием для отказа в предоставлении государственной услуги является также поступ¬ление заявления о предоставлении государственной услуги с прило-жением неполного пакета документов, указанных в пункте 2.8.1 настоящего Админи¬стративного регламента, а также для ветеранов труда - возраст менее 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.
Пунктом 2.6 Административного регламента ЕДК и пунктом 2.8.1 Ад-министра¬тивного регламента ЕДВ для ветеранов труда предусмотрено при-ложение к заявлению о предо¬ставлении государственной услуги пенсионного удостоверения.
В судебном заседании установлено, что 27 октября 2015 года Лука¬шенко С.ВДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении до¬срочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. 28 октября 2015 года ею был предоставлен по-следний документ из числа до¬кументов, необходимых для назначения пен¬сии. Решением Пенсионного фонда от 21 января 2016 года ФИО1 назначена пенсия по старости с 24 ноября 2015 года бессрочно.
Удовлетворяя требования истца в части признания незаконными ука-занных решений КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 23 ноября 2015 года об отказе в предоставлении Лу-кашенко С.В. государственных услуг «Ежемесячная денежная компенсация части платы за жилое помещение и коммунальные услуги региональным льготникам» и «Ежемесячная денежная выплата за счет средств краевого бюджета» по категории «Ветеран труда», суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения в КГКУ «Центр выплат» ФИО1 имела право на выплату ей ЕДВ и ЕДК по категории «Ветеран труда», по-скольку являлась получателем страховой пенсии и имела возраст более 50 лет.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по сле-дующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предо-ставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с ад-министративными регламентами.
Как следует из содержаний решения КГКУ «Центр выплат» от 23 но¬ября 2015 года (номер дела №) и решения КГКУ «Центр выплат» от 23 ноября 2015 года (номер дела №), ФИО1 отказано в предо¬ставлении ЕДВ и ЕДК по причине приложения к заявлению о предоставле¬нии государственной услуги неполного пакета документов, а именно отсут¬ствия документа, подтверждающего факт назначения пенсии.
При этом в оспариваемых решениях указаны нормативные акты, на ос-новании которых они были приняты, а именно, Закон Камчатского края от 26 мая 2009 года № 267 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессии»; Постановления Правительства Камчатского края от 23 августа 2012 года № 385-П и от 18 декабря 2012 года № 565-П; При¬казы Министерства социального развития и труда Камчатского края от 5 июля 2012 года № 358-П и от 19 июля 2012 года № 404-П, утвердившие Ад-министративные регламенты предоставления государственных услуг ЕДВ и ЕДК соответственно.
Учитывая, что на момент принятия КГКУ «Центр выплат» обжалуе¬мых решений (23 ноября 2015 года) ФИО1 не достигла возраста 50 лет, не являлась получателем пенсии и в представленном ею в КГКУ «Центр выплат» пакете документов отсутствовал документ, подтверждающий факт назначения ей пенсии, то с учетом требований указанного выше законода¬тельства, КГКУ «Центр выплат» правомерно приняло решения об отказе Лу¬кашенко С.В. в предоставлении государственных услуг, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания обжалу¬емых решений ответчика незаконными и возложении в соответствии с этим на КГКУ «Центр выплат» обязанности назначить с 1 декабря 2015 года Лу¬кашенко С.В. предоставление указанных выше государственных услуг.
В то же время материалами дела подтверждается, что ФИО1 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в Пенсионный фонд обратилась своевременно 27 октября 2015 года, но решение о назначе¬нии ей пенсии с 24 ноября 2015 года Пенсионным фондом было принято только 21 января 2016 года, в связи с чем она была лишена возможности вос-пользоваться мерами социальной поддержки по категории «ветеран труда» с месяца, следующего за месяцем обращения за их назначением, то есть с де-кабря 2015 года.
Из пояснений представителя Пенсионного фонда ФИО2, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что задержка принятия решения о назначении пенсии ФИО1 произошла по техническим причинам в связи с заменой программы, поэтому пенсия ей была назначена с 24 ноября 2015 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что воспользоваться правом на предоставление государственной услуги ФИО1 не смогла по при¬чине от нее независящей, то судебная коллегия полагает возможным удовле¬творить требования истца в части возложения на КГКУ «Центр выплат» обя¬занности по назначению ФИО1 государственных услуг «Ежемесяч¬ная денежная компенсация части платы за жилое помещение и коммуналь¬ные услуги региональным льготникам» и «Ежемесячная денежная выплата за счет средств краевого бюджета» по категории «Ветеран труда» с 1 декабря 2015 года.
Требования истца о взыскании с КГКУ «Центр выплат» компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку, как следует из материалов дела, права ФИО1 на своевременное получение мер со-циальной поддержки по категории «Ветеран труда» были нарушены действи-ями Пенсионного фонда, а не КГКУ «Центр выплат».
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда под¬ле¬жит от¬мене с приня¬тием судом апелляционной инстан¬ции нового решения о ча¬стичном удовле¬творении исковых требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 июня 2016 года отменить.
Исковые требования заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах ФИО1 удовлетво¬рить частично.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» назначить Лука-шенко С.В. государственные услуги «Ежемесячная де-нежная компенсация части платы за жилое помещение и коммунальные услуги региональным льготникам» и «Ежемесячная денежная выплата за счет средств краевого бюджета» по категории «Ветеран труда» с 1 декабря 2015 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи