НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 19.08.2021 № 2А-2232/2021

Судья Селибов А.Ф.

Дело № 2а-2232/2021

Дело № 33а-1374/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Воскресенской В.А. и Венина А.Н.,

при секретаре

Винник Е.Б.,

рассмотрела 19 августа 2021 года в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» Ближникова О.А. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 марта 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» к Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Павленко И.А. и Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным предписания от 29 сентября 2020 года, отмене предписания от 29 сентября 2020 года, отказать».

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» Титова С.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» (далее также – ГБУЗ «ККБ», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании предписания от 29 сентября 2020 года. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что оспариваемое предписание противоречит разъяснительному письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года и Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 2020 года № 373. Основой нормирования труда медицинского персонала являются порядки оказания медицинской помощи по профилям медицинской деятельности, утвержденные отраслевыми приказами на федеральном уровне. Штатная численность утверждается руководителем медицинской организации и определяется исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов к порядкам, определенным на федеральном уровне.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 19 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Павленко И.А.

В судебном заседании представитель административного истца ГБУЗ «ККБ» Ближников О.А. требования поддержал, просил признать незаконным оспариваемое предписание.

Административный ответчик главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Павленко И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Камчатском крае Васильев В.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ГБУЗ «ККБ» Ближников О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, указав, что решение суда противоречит разъяснительному письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года , Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 2020 года Приложению к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года разъяснениям по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель административного истца ГБУЗ «ККБ» Комлева Е.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, указав, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц не были привлечены Министерство здравоохранения Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края, медицинские работники. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются исходя из фактически отработанного времени работником в особых условиях труда и дополнительной нагрузке при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации. Выплата стимулирующего характера в размере, предлагаемом Государственной инспекцией труда, приведет к нецелевому использованию денежных средств. Оспариваемое предписание содержит требования о необходимости производства выплат сотрудникам Учреждения, что является вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность медицинского учреждения.

В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгин Д.П. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы настоящего административного дела, материалы проверки, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьями 356, 357, 360 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекторы труда имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 31 августа 2020 года в соответствии с приказом Роструда от 6 августа 2020 года «О проведении внеплановых выездных проверок медицинских учреждений, в части соблюдения трудовых прав медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, связанных с оплатой труда» в отношении ГБУЗ «ККБ» проведена внеплановая выездная проверка.

Из акта проверки от 29 сентября 2020 года следует, что медицинские работники Учреждения в период с мая 2020 года по августа 2020 года оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также находились в группе риска заражения инфекцией. Перечень подразделений, работа в которых дает право на установление стимулирующих выплат, перечень должностей утверждены приказом от 25 мая 2020 года. Приказом от 26 июня 2020 года принято решение об осуществлении выплат стимулирующего характера работникам Учреждения, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, до нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки. С принятыми работодателем документами работники не ознакомлены под роспись. В нарушение части 4 статьи 8 ТК РФ указанные локальные нормативные акты не согласованы с представительным органом работников в порядке статьи 372 ТК РФ. Трудовые договоры и дополнительные соглашения к трудовым договорам работников не содержат сведений о размере стимулирующих выплат. Срок выплаты заработной платы и стимулирующих выплат установлен трудовыми договорами работников, а также Коллективным договором (пункт 6.2), заработная плата выплачивается два раза в месяц – не позднее 5 и 20 числа каждого месяца. Пункт 6.2 Коллективного договора противоречит части 6 статьи 136 ТК РФ, обязывающей работодателя установить конкретную дату выплаты заработной платы. В нарушение части 6 статьи 136 ТК РФ выплаты работникам Учреждения стимулирующих выплат за май-август 2020 года произведены с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы заработной платы по причине несвоевременного финансирования из федерального бюджета и бюджета Камчатского края на осуществление выплат стимулирующего характера. Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков по заработной платы, стимулирующие выплаты производятся только за часы фактической работы с больными с диагнозом COVID-19, а не за фактическое время, отработанное данными работниками в месяц. При исследовании графиков работы установлено, что, в нарушение части 4 статьи 103 ТК РФ, графики сменности не доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с графиками за июль, август 2020 года работники не ознакомлены под роспись. Система нормирования труда, определенная работодателем, в Учреждении отсутствует.

Предписанием главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае Павленко И.А. на ГБУЗ «ККБ» возложена обязанность устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

пункт 1 – в срок до 5 ноября 2020 года произвести выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное время согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415;

пункт 2 – в срок до 5 ноября 2020 года принять локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения представительного органа работников;

пункт 3 – в срок до 5 ноября 2020 года рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности. Заработную плату выплачивать не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Графики сменности доводить до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие, с графиками за июль, август 2020 года работники не ознакомлены под роспись. Указывать в трудовых договорах работников условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Нормы локальных нормативных актов, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (постановление утратило силу с 1 ноября 2020 года) (далее – Постановление № 415).

Согласно пункту 11 Постановления № 415 локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:

а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее – Постановление № 484).

Письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 415 и № 484, согласно которому выплаты стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с требованиями Постановлений № 415 в ГБУЗ «ККБ» принят приказ от 25 мая 2020 года «О порядке осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» (далее – Приказ устанавливающий порядок выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам за фактически отработанное время в соответствии с занимаемой должностью.

В соответствии с пунктом 6 приложения № 3 к Приказу ГБУЗ «ККБ» от 25 мая 2020 года на основании Постановления № 415 выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку осуществляются за фактическое отработанное время, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте по уважительным причинам. Сумма фактической выплаты исчисляется пропорционально фактически отработанному времени в месяц с даты начала оказания медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции и госпитализированных с признаками пневмонии.

На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции, установив, что ГБУЗ «ККБ» оплата стимулирующих выплат произведена не в полном объеме за фактически отработанное время, локальные нормативные акты не согласованы с представительным органом работников, заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца, графики сменности доводятся до работников несвоевременно, трудовые договоры не содержат указания на условия оплаты труда, с локальными нормативными актами работники не ознакомлены под роспись, пришел к правильному выводу о том, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, законны и обоснованы, направлены на устранение выявленных нарушений трудового законодательства.

Доводы жалобы о том, что время отработанное медицинским работником по графику не может считаться фактически отработанным временем в особых условиях труда и с дополнительной нагрузкой в течение целого месяца, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании указанного выше Постановления № 415 и разъяснений Минздрава России от 21 мая 2020 года , устанавливающих понятие фактически отработанного времени.

Доводы жалобы, указывающие на превышение полномочий Государственной инспекцией труда в Камчатском крае при вынесении оспариваемых предписания со ссылкой на наличие в данном случае индивидуальных трудовых споров между административным истцом и его работниками подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего трудового законодательства, поскольку в силу статьи 360 ТК РФ (действовавшей до 1 июля 2021 года) в целях исполнения своих задач федеральная инспекция труда проводит проверки работодателей, предметом которых является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Следовательно, при осуществлении возложенной на нее функции по надзору за работодателями, государственная инспекция труда не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.

Предметом проверки Государственной инспекции труда в Камчатском крае являлось осуществление надзора за соблюдением трудового законодательства при привлечении медицинских работников к оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; за соблюдением трудового законодательства в отношении медицинских работников, не привлеченных к оказанию медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (в том числе объявление простоя, предоставление отпусков, введение режима неполного рабочего времени); за полнотой и своевременностью осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; за полнотой и своевременностью осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинскими и иными работниками, непосредственно участвующими в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Индивидуальные трудовые споры между работодателем и работниками ГБУЗ «ККБ» по выплате стимулирующих выплат предметом проверки не являлись, поэтому Государственная инспекция труда в Камчатском крае правомерно вынесла предписание о нарушении трудового законодательства в отношении работодателя, обязанного выплачивать заработную плату своим работникам в полном объеме.

Поскольку предметом настоящего спора является законность и обоснованность предписания контролирующего органа, в данном случае Государственной инспекции труда, то рассмотрение административного дела в отсутствие не привлеченных в качестве заинтересованных лиц Министерства здравоохранения Камчатского края, Министерства финансов Камчатского края, медицинских работников не является нарушением норм процессуального права, влекущим отмену оспариваемого судебного акта.

Учитывая, что порядок рассмотрения административного дела соблюден, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного истца – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ГБУЗ «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского» Ближникова О.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи