НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 18.02.2022 № 2-3579/2021

Судья ПлотниковА.И.(№ 2-3579/2021)УИД 41RS0001-01-2021-001887-36

Дело №33-65/2022 (№33-2152/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 18 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Володкевич Т.В.,

судей ВербицкойЕ.В., ГавринойЮ.В.,

при секретаре Самарцевой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании задолженности по заработной плате, доплаты отпускных, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01июля 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 149696руб. 99коп., доплаты отпускных за период с 14сентября по 23ноября 2020 года в размере 20094руб. 80коп., компенсации морального вреда в размере 2000руб. отказать.

Заслушав доклад судьи ВербицкойЕ.В., объяснения представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» ФИО3, судебная коллегия

установила:

З.А.АБ. обратился с иском к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее – ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу») о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 149696руб. 99коп., доплаты отпускных за период с 14сентября по 23ноября 2020 года в размере 20094руб. 80коп., компенсации морального вреда в размере 2000руб.

В обоснование требований указал, что является <данные изъяты>, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу». В период с февраля 2020 года по январь 2021 года он привлекался к работе в сверхурочное и ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх нормы рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха, выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей.

Истец считает, что ответчиком допущены нарушения его трудовых прав, в частности, доплата за работу ночью 35% оклада начислена и выплачена без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих надбавок; при оплате работы за сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни учтены не все предусмотренные системой оплаты труда надбавки; работа за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника оплачена без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Соответственно, недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Считает, что ответчиком не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Постановлении от 28июня 2018года № 26-П, а именно, при исчислении справедливой заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных должны учитываться: принцип повышенной оплаты и цель максимального учета разнообразных фактов, характеризующих содержание и условия труда (все предусмотренные системой оплаты труда выплаты).

Истец ФИО2 участия в судебном заседании не принимал.

Представитель ответчика П.Е.ИБ. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что расчет заработной платы за спорный период произведен правильно.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ВВО»), извещенное о времени и месте рассмотрения дела, для участия в судебном заседании своего представителя не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, ввиду нарушения норм материального права. Истец полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для применения надбавок к заработной плате не соответствует требованиям статей 135,149, 151-154 ТК РФ, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28июня 2018 года №26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и других». Из фактических обстоятельств дела следует, что истцу положены выраженные в процентах к должностному окладу и носящие постоянный характер надбавки: за вредность -12 %, за несение службы в составе спасательного отряда (СпаСо) – 15%, морская – 100%, за выслугу лет – 15%, премия – 25%. Между тем, при исчислении заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за спорные часы) ответчиком неправомерно исключены надбавки, являющиеся неотъемлемой частью системы оплаты труда.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на то, что доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, судом первой инстанции нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.

Определением от 13января 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, поскольку судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в частности, войсковой части в лице ее командира, который является работодателем по отношению к ФИО2 и ФКУ «ОСК ВВО», учитывая, что войсковая часть 25147 не является юридическим лицом. Указанные лица привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 03февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Войсковая часть 62665», поскольку войсковая часть 25147 является обособленным подразделением ФКУ «Войсковая часть 62665».

Истец З.А.АБ., извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.

Ответчик ФКУ «Войсковая часть 62665», извещенный о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился. Представил возражение на исковое заявление, в котором просил провести судебное разбирательство в отсутствие представителя. Указал, что полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют командиры (руководители) воинских частей. Трудовой договор с З.А.АВ. руководителем ФКУ «Войсковая часть 62665» не заключался, приказов о выплате заработной платы, отпусков не издавалось. Доказательств, подтверждающих факт причинения морального вреда действиями (решениями) ответчика истцом не представлено.

Командир войсковой части 25147 в заседание суда апелляционной инстанции не явился, на основании письменного ходатайства просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части, пояснил, что все начисления производит ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу».

Представитель ФКУ «ОСК ВВО» ФИО6 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленным возражениям указала, что войсковая часть 25147 входит в состав Тихоокеанского флота (федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 62665») и является его обособленным подразделением. Таким образом, ФКУ «ОСК ВВО» является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

С учетом положений ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» ФИО3 в заседании суда апелляционной инстанции просила в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать согласно представленным письменным возражениям.

Выслушав представителя ответчика ФКУ «УФО Минобороны России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» П.Е.ИВ., исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст. 349 ТК РФ).

Частью 1 ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2 ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с ч.5 и ч.6 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормами ТК РФ работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях – за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (ст.146-149 ТК РФ), а также повышенная оплата труда за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 152-154 ТК РФ).

Так, в ст. 149 ТК РФ указано, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из приведенных нормативных положений следует, что заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил РФ, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормами трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных Вооруженных Сил РФ, также ведомственными нормативными правовыми актами. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.

Приказом Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 утверждена система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

(вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», далее Приказ № 545). 16 мая 2003 года приказом Министра обороны РФ № 170 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью в лице командира ФИО1 (предприятие) и З.А.АВ. (работник) заключен трудовой договор , в соответствии с которым ФИО2 принят на должность <данные изъяты>.

Режим рабочего времени работнику установлен в виде скользящего графика, с выполнением работ в выходные и праздничные дни, вахтовый график работы (п. 11 трудового договора).

Пунктом 12 трудового договора З.А.АГ. установлены должностной оклад 7561руб. (в спорный период времени оклад составлял 7890руб., с 01октября 2020 года оклад увеличен до 8127руб.), надбавка за выслугу лет за работу и службу в Вооруженных Силах РФ, надбавки, гарантированные льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, дополнительные выплаты согласно приказа МО РФ от 23 апреля 2014 года № 255 (документ утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу 10 декабря 2019 года Приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545).

В соответствии с п.2 приложения №2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера.

В п.3 приложения №2 Приказа № 545 указано, что выплата компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Протоколом конференции трудового коллектива рабочих и служащих войсковой части 25147 принят коллективный договор войсковой части 25147 на 2020-2023 годы. Согласно приложению №1 к коллективному договору утверждено Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС (далее Положение об оплате труда и премировании).

На основании п.1.3.1 Положения об оплате труда и премировании установлены следующие виды выплат компенсационного характера: надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; районный коэффициент к заработной плате; надбавка на судах обеспечения, зачисленных в кампанию (морская надбавка); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; выплаты за работу в ночное время; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ разной квалификации, совмещении профессий (должностей); выплаты за сверхурочную работу; выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда; выплаты за исполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа и другие.

В соответствии с п.4 приложения №2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов. Аналогичные положения содержатся в п.1.2.5 Положения об оплате труда и премировании.

По результатам специальной оценки труда от 23 января 2018 года условия труда на рабочем месте работника ФИО2 являются вредными 3-й степени 3-й класса (т.1, л.д.118). Выпиской из приказа командира войсковой части 25147 установлена истцу процентная надбавка за работу во вредных условиях в размере 12% (т.1, л.д.119).

Согласно п. 11 приложения №2 Приказа № 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Пункт 2.1 (надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями) и п.2.2 (районный коэффициент к заработной плате) Положения об оплате труда и премировании содержат отсылку к приложению № 2 Приказа № 545.

ФИО2 при расчете заработной платы применен районный коэффициент в размере 1,8 и северная надбавка 80%.

В соответствии с п.2.3 Положения об оплате труда и премировании надбавка на судах обеспечения, зачисленных в компанию (морская надбавка) выплачивается в размере 100% должностного оклада в соответствии с приложением №2 к Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (п.57 приложения №2 Приказа № 545).

Истцу установлена морская надбавка в размере 100% от должностного оклада, что подтверждается выпиской из приказа от 01 октября 2018 года №250 (т.1, л.д.119).

В п. 55 приложения №2 Приказа № 545 установлено, что членам экипажей судов обеспечения, гражданскому персоналу за работу в особых условиях должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения - на 15 процентов.

Указанное повышение производится членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым к несению службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (п.6 приложения №2 Приказа № 545). Аналогичное положение содержится в п.1.2.6 Положении об оплате труда и премировании.

Таким образом, должностной оклад с учетом надбавки за работу во вредных условиях труда и надбавки за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения образуют повышенный оклад истца.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (п. 21 приложения №2 Приказа № 545).

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п.23 приложения №2 Приказа № 545).

В п.1.3.2 Положения об оплате труда и премировании определен перечень видов выплат стимулирующего характера, в частности: за качество выполняемых работ; за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал, год; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей – по итогам работы; дополнительные выплаты стимулирующего характера из экономии фонда оплаты труда.

Согласно п. 26 приложения №2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года -5 процентов, свыше 2 лет -10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов и т.д., максимальная надбавка составляет 40 процентов за выслугу свыше 15 лет.

Истцу установлена надбавка за выслугу лет в размере 15% к должностному окладу, выплата данной надбавки подтверждается расчетными листками.

Истец указывает, что ответчиком допущено нарушение его прав в части выплат за работу в ночное время, поскольку расчет произведен без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих выплат, без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года №26-П. Относительно количества отработанных часов в ночное время в спорный период истец возражений не имеет.

Ночное время - время с 22 часов до 6 часов (ч.1 ст. 96 ТК РФ).

В силу ч.1 ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.2 ст. 154 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч.3 ст. 154 ТК РФ).

В соответствии с п. 17 приложения №2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы). В п.2.5 Положения об оплате труда и премировании содержится ссылка на п. 17 приложения №2 Приказа №545.

Согласно п.2.3 Положения о режиме труда и отдыха членов экипажей катеров и судов войсковой части 25147 (приложение №2 к коллективному договору войсковой части 25147, далее - Положение о режиме труда и отдыха) на судах, указанных в п.2.1 Положения (в том числе спасательное судно «Алагез») и находящимся в эксплуатации, должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба, ходовая или стояночная, обеспечивающая непрерывное нахождение необходимого количества экипажа на судовых постах, условия для питания и отдыха членов экипажа. Для обеспечения вышеуказанных требований установлен следующий режим рабочего времени на судах: членам экипажей, несущим дежурно-вахтенную службу на с.с.«Алагез» установлен суммированный учет рабочего времени, в том числе и для истца, работающего в должности электрика судового 1 класса (п.2.3.2).

Для лиц, имеющих суммированный учет рабочего времени, установлен учетный период сроком 1 месяц (п.2.3.6 Положения о режиме труда и отдыха).

На судах на членов экипажа, указанных в п.2.3.2 Положение о режиме труда и отдыха, для рядового состава продолжительность вахт (смен, работ) устанавливается графиками, определяющими ежедневную, еженедельную и ежемесячную продолжительность рабочего времени и составляемыми капитанами в соответствии с требованиями ст. 103 ТК РФ. При продолжительности вахт от 12 до 24 часов указанные графики составляются таким образом, чтобы еженедельная продолжительность непрерывного отдыха членов судовых экипажей не была менее 40 часов в неделю.

Таким образом, оплату труда в ночное время ответчик производит исходя из должностного оклада за час работы, установленного процента доплаты за работу в ночное время и количества отработанных часов в ночное время (например, в сентябре 2020 года оплата труда в ночное время составила: (8949 руб. 51 коп./158,40) х 35% х 40 =781 руб. (т.1, л.д.239,248).

Оплата работы в ночное время произведена истцу на основании табелей учета использования рабочего времени за спорный период (т.1, л.д.141-164), приказов по войсковой части 25147 (т.1.л.д. 56-87), расчетных листков.

При этом истец утверждает, что при оплате труда в ночное время должны быть применены все компенсационные и стимулирующие выплаты (морская надбавка 100%, выплата за выслугу лет 15%, премиальная выплата 25%).

Судебная коллегия считает, что представленный истцом расчет противоречит указанному выше порядку оплаты труда в ночное время.

Обосновывая свой расчет, истец ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П. Однако, Конституционный Суд РФ в Определении от 13 января 2022 года №1-О-Р разъяснил, что сформулированное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П конституционно-правовое истолкование ч.1 ст.153 ТК РФ касается лишь оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемую сверх месячной нормы рабочего времени лицами, замещающими должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. При этом, как указал Конституционный Суд РФ, высказанные в названном Постановлении правовые позиции, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, правовая позиция истца, основанная на указанном выше Постановлении Конституционного Суда, является необоснованной, поскольку к оплате труда в ночное время не применяется. Иных оснований, которые бы свидетельствовали о нарушении оплаты работы истца в ночное время, судебной коллегией не установлено. Оплата труда в ночное время произведена истцу в соответствии с Приказом № 545, Положением об оплате труда и премировании, а установленный указанными актами процент часовой тарифной ставки (должностного оклада) превышает процент определенный трудовым законодательством.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что требование истца о взыскании оплаты труда в ночное время с учетом всех выплат компенсационного и стимулирующего характера в размере 40324руб. 94 коп. за период с февраля 2020 года по январь 2021 года удовлетворению не подлежит.

Истец также не согласен с оплатой труда в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплатой сверхурочной работы, считает, что при их расчете ответчиком необоснованно не включены премиальные выплаты, что противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018года № 26-П. Полагает, что в результате не включения стимулирующей выплаты (премии) в расчет оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни задолженность ответчика перед истцом по оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни за период с февраля 2020 года по январь 2021года составляет 28570 руб. 57 коп., по оплате сверхурочной работы 9513 руб. 48 коп.

В силу абз.4 ч.1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч.2 ст. 153 ТК РФ).

В соответствии с п.2.11 Положения об оплате труда и премировании оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0часов до 24 часов).

При оплате выходных, нерабочих праздничных дней, отгулов суммированных неиспользованных выходных дней или их компенсации в выплаты включаются: 1) должностной оклад (тарифная ставка) с учетом повышений за дежурство (дежурство в составе поисково-спасательного обеспечения, если неиспользованные выходные дни были заработаны в данных условиях; за работу во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда, если неиспользованные выходные дни были заработаны в данных условиях); 2) выплаты компенсационного характера (надбавка на судах обеспечения, зачисленных в кампанию (морская надбавка), если неиспользованные выходные дни были заработаны в данных условиях; выплаты за перевозку взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, если неиспользованные выходные дни были заработаны в данных условиях; надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; районный коэффициент к заработной плате; выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда; надбавка за работу с документами, составляющими государственную тайну; 3) выплаты стимулирующего характера: за выслугу лет.

В соответствии с приказом Министра Обороны от 16 мая 2003 года №170 работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, может быть предоставлен другой день отдыха, в том числе в суммированном виде.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни истцу произведена с учетом количества отработанных часов в указанные дни, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени за спорный период (т.1, л.д. 141 -165), на основании приказов по войсковой части 25147 (т.1, л.д.57 – 16 час. в феврале 2020 года, т.1, л.д.60 – 44 час. в марте2020года, т.1, л.д.64 – 64 час. в апреле 2020 года, т.1, л.д.67 – 24 час. в июне 2020 года и т.д.), расчетными листками.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года №26-П указано, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Учитывая, что оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится ответчиком на основании Положения об оплате труда и премировании (п.2.11), в соответствии с которым при расчете оплаты учитываются должностной оклад (с повышением за дежурство в составе поисково-спасательного обеспечения, работу во вредных и (или) опасных и иных особых условий труда), выплаты компенсационного и стимулирующего характера согласно установленному в Положении об оплате труда и премировании перечню, то применяемый ответчиком порядок оплаты не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года №26-П, поскольку произведен не только исходя из месячного оклада, но и с включением выплат, повышающих оклад, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с ч.1 ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (ч.3 ст. 152 ТК РФ).

В п.2.10 Положения об оплате труда и премировании указано, что оплата сверхурочных работ производится в соответствии с положениями ст.152 ТК РФ, а именно: за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы в двойном размере.

При оплате сверхурочных работ включаются должностной оклад (с повышением), выплаты компенсационного и стимулирующего характера (аналогично п. 2.11 Положения об оплате труда и премировании).

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (п.2.10. Положения об оплате труда и премировании).

Оплата сверхурочной работы истцу произведена с учетом количества отработанных часов, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени за спорный период (т.1, л.д. 141 -165), на основании приказов по войсковой части 25147 (т.1, л.д.56 – 2 час. в 1,5 размере, 22 час. в 2 размере в феврале 2020 года; т.1, л.д.59 – 2 час. в 1,5 размере, 10 час. в 2размере в марте 2020 года, т.1, л.д.63 – 2 час. в 1,5 размере, 10 час. в 2размере в апреле 2020 года, т.1, л.д.66 – 2 час. в 1,5 размере, 10 час. в 2размере в июне 2020 года и т.д.), расчетными листками.

При этом судебная коллегия считает необоснованным утверждение истца о необходимости включения стимулирующей выплаты (премии) при расчете оплаты сверхурочной работы и оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку в перечень стимулирующих выплат в соответствии с п.2.10 и п.2.11 Положения об оплате труда и премировании данная выплата не включена.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия считает требования ФИО2 о взыскании задолженности по оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни за период с февраля 2020 года по январь 2021года в размере 28570 руб. 57 коп., по оплате сверхурочной работы в размере 9513 руб. 48 коп. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Согласно ч.2 ст. 151 ТК РФ размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с п. 59 приложения №2 Приказа № 545 членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.

Аналогичные положения установлены п.2.13 Положения об оплате труда и премировании.

Оплата за выполнение обязанностей за недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа истцу произведена с учетом количества отработанных часов, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени за спорный период (т.1, л.д. 141 -165), на основании приказов по войсковой части 25147 (т.1, л.д.58 – 28 час. в феврале 2020 года; т.1, л.д.61 – 35 час. в марте 2020 года, т.1, л.д.65 – 56 час. в апреле 2020года и т.д.), расчетными листками.

Принимая во внимание изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 13января 2022 года № 1-О-Р правовую позицию, которая ранее была отражена судебной коллегией, ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П и его применение к расчету оплаты труда при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника является необоснованной, в связи с чем требования ФИО2 о взыскании задолженности по оплате труда при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника за период с февраля 2020 года по декабрь 2020 года в размере 71288 руб. удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.4 ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

В п.2 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании оплаты труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 149696 руб. 99 коп., то и отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований о доплате отпуска с 14 сентября по 23 ноября 2020 года в размере 20094 руб. 80 коп.

В п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании оплаты труда в размере 149696 руб. 99 коп., доплаты отпуска в размере 20094 руб. 80 коп. отказано, то отсутствуют основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку нарушений прав истца при разрешении данного спора не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 01 июля 2021 года отменить.

В удовлетворении исковых требований исковых требований ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковой части 25147, федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62665» о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 149696руб. 99коп., доплаты отпускных за период с 14сентября по 23ноября 2020 года в размере 20094руб. 80коп., компенсации морального вреда, отказать.

Председательствующий

Судьи