НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 16.06.2022 № 2-2403/2021

УИД 41RS0001-01-2021-000022-05

Судья Плотников А.И.

Дело № 33-1106/2022

Дело № 2-2403/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский

16 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Мартьяновой С.Ю.,

судей

Миронова А.А., Никоновой Ж.Ю.,

при секретаре

Самарцевой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства Обороны Российской Федерации на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2021 года, которым постановлено:

иск заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ устранить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес> а именно, обеспечить его исправной системой автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Заслушав доклад судьи Миронова А.А., объяснения представителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона Самарина И.Г., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Кисановой О.В., полагавших решение суд первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц предъявил иск к Министерству обороны Российской Федерации (далее также Минобороны России), Федеральному государственному казенному учреждению «261 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации (далее также ФГКУ «261 ОМИС») о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда по делу в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития по адрес: <адрес>, а именно: обеспечить его исправной системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

В обоснование указал, что 10 октября 2019 года в здании общежития Минобороны России, находящемся по адресу: <адрес>, проведена прокурорская проверка с привлечением специалистов Отдела государственного пожарного надзора, Инспекции государственного пожарного надзора по ВВО. По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией. При проведении в марте 2020 года контрольной проверки установлено, что выявленные ранее нарушения устранены ответчиками не были, что влечет нарушение прав работников ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ на безопасность труда, а также прав проживающих в общежитии военнослужащих и членов их семей.

Определением суда от 12 апреля 2021 года принят отказ истца от иска к ФГКУ «261 ОМИС». Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель истца Самарин И.Н. исковые требования к ответчику Минобороны России поддержал.

Ответчик Минобороны России своего представителя в суд не направил. В письменных возражениях полагал иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указал, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является получателем бюджетных средств на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств, поэтому указанное юридическое лицо является надлежащим ответчиком. Пояснил, что Минобороны России может выделить денежные средства указанному учреждению на проведение капитального ремонта спорного общежития при соблюдении регламента и наличии лимитов бюджетных средств.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Кисанова О.В. полагала требования истца законными и обоснованными. Указала, что поскольку Минобороны России фактически осуществляет полномочия собственника спорного имущества, являющегося федеральной собственностью, оно обязано устранить выявленные нарушения. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является лишь управляющей компанией, которая осуществляет текущее содержание мест общего пользования, при этом взносы на капитальный ремонт с нанимателей жилых помещение не собирает.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ «261 отделение морской инженерной службы» МО РФ в судебное заседание своих представителей не направили.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Минобороны России просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Полагает, что прокурор не мог обратиться в суд с настоящим иском, поскольку круг лиц, в интересах которых заявлены исковые требования, не является неопределенным.

Не соглашается с выводом суда о необходимости установки пожарной системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

В письменных возражениях заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменном мнении на апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ указывает, что не несет обязательства и не имеет возможности по обеспечению системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией здания общежития по адресу:
<адрес>

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст.38 Закона о пожарной безопасности).

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Как следует из материалов дела, 10 октября 2019 года инспекцией пожарного надзора по Восточному военному округу проведена внеплановая проверка в отношении ЖЭ(К)О № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по (ТОФ), в том числе по объекту, расположенному по адресу:
<адрес>

Согласно акту проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе:

помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

помещения не оборудованы системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией (т. 1 л.д. 56).

В ответе от 19 декабря 2019 года на представление об устранении нарушений закона от 25 октября 2019 года врио начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по ТОФ, жилищно-коммунальной службы № 3 сообщил, что учреждение не уполномочено на проведение капитального ремонта (реконструкции), а также обеспечение жилых зданий автоматизированными системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Также сообщено о направлении в адрес балансодержателя обращения об обеспечении средствами пожарной безопасности жилых зданий (общежитий), находящихся в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (п.4) (т. 1 л.д.66-68).

Из акта общего сезонного (весеннего) осмотра объекта жилищного фонда (общежития) от 8 апреля 2020 года следует, что общежитие по адресу: <адрес> автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано (т.1 л.д. 63).

В письме начальника отдела государственного пожарного надзора по ВВО от 9 декабря 2020 года в адрес военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона указано, что общежитие ЖКС № 3, расположенное по адресу<адрес>, не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (системой пожаротушения), системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией (т. 1 л.д. 44-45).

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Из материалов дела следует, что здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и на момент рассмотрения дела находилось в оперативном управлении ФКГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 73, 74).

Указанное учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года .

Пунктом 4 Устава закреплено, что полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 17 Устава предусмотрено, что учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, оказывать платные услуги и выполнять работы, не указанные в настоящем Уставе.

Вместе с тем Уставом не предусмотрена обязанность учреждения осуществлять мероприятия, связанные с текущей противопожарной эксплуатацией объектов.

На момент рассмотрения настоящего гражданского дела судом первой инстанции, сведений о том, что спорное недвижимое имущество передано в оперативное управление другому лицу – ФГАУ «Росжилкомплекс», равно как и то, что за данным учреждением закреплены соответствующие полномочия в области пожарной безопасности, в деле не имелось.

Согласно сведениям, предоставленным ФГБУ ФКП Росреестра по Камчатскому краю, право оперативного управление на общежитие, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации 17 августа 2021 года, то есть после вынесения решения судом первой инстанции.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Законом о пожарной безопасности, Федеральным законом от 22 июня 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пришел к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности по оборудованию здания, расположенного по адресу: <адрес> исправной системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией к Минобороны России, как к лицу, осуществляющему полномочия собственника указанного объекта.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые в решении мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.

Так, довод об отсутствии у прокурора правомочия на обращение в суд с настоящим иском признается судебной коллегией несостоятельным.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Статьей 1 Закона о пожарной безопасности установлено, что пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние жизнь, здоровье и имущество лиц, как постоянно пребывающих в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> так и находящихся там временно лиц.

Проведенной проверкой установлено, что в общежитии нарушаются права военнослужащих и членов их семей на условия, гарантирующие охрану их здоровья, а именно, не соблюдаются нормы и правила пожарной безопасности, что опасно для жизни людей.

Таким образом, вопреки доводу апелляционной жалобы, заявление о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности направлено на защиту и восстановление гражданских прав неопределенного круга лиц и подано военным прокурором Петропавловск - Камчатского гарнизона в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом для предупреждения причинения вреда.

Необходимость установки системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией в здании общежития на момент прокурорской проверки и выдаче предписания было прямо предусмотрено пунктом 6.1 приложения «А» СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденный Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175.

Данный документ утратил силу 17 февраля 2021 года на основании Приказа МЧС России от 17 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России», однако на момент выявления нарушений законодательства являлся действующим.

Кроме того, с 1 марта 2021 года применяется Свод правил СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты, установки пожаротушения, автоматические нормы и правила проектирования, утвержденный Приказом МЧС России от 31 июля 2020 года № 582.

Согласно пункту 1.2 настоящий Свод правил распространяется на проектирование установок пожаротушения автоматических для зданий и сооружений различного назначения, а также на отдельные технологические единицы, расположенные в зданиях, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. В приложении «А» данного нормативного правового акта приведен перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации, в котором указаны общежития.

Также в письме начальника отдела государственного пожарного надзора по г. Петропавловску-Камчатскому от 9 декабря 2020 года (л.д. 44-45) указано на нарушения соблюдения правил пожарной безопасности в общежитии по <адрес> ввиду не оборудования системой пожарной сигнализации, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Учитывая приведенные обстоятельства и требования закона, оснований для проведения судебной экспертизы для решения вопроса о необходимости оборудования здания общежития системой пожарной сигнализации, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией, не имелось.

Ссылки в апелляционной жалобе на необходимость учитывать объемы бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, а также сроки и процедуры, предусмотренные для планирования соответствующих капитальных вложений и мероприятий, предшествующих заключению государственных контрактов, не исключают обязанность лица, осуществляющего полномочия собственника здания общежития, исполнять требования законодательства в области пожарной безопасности.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи