Судья Белоусов А.С. | Дело № 33-2256/2021 № 33-168/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Полозовой А.А., ФИО2, |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 14 марта 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21сентября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО4 к ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании оплаты труда за период с августа 2020 года по февраль 2021 года в размере 121726 рублей 02 копейки, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее по тексту - ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу») о взыскании оплаты труда с августа 2020 года по февраль 2021 года в размере 121726 рублей 02 копейки, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.
В обоснование иска указал, что работает в войсковой части 25147 в должности <данные изъяты> В период работы с августа 2020 года по февраль 2021 года он привлекался к работе сверхурочно, а также в ночное время и в выходные и нерабочие праздничные дни без компенсации дополнительных дней отдыха. Кроме того, выполнял обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своих должностных обязанностей. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства ответчик производил начисление и выплату: доплаты в размере 35 % за работу в ночное время без применяемых к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - без учета всех предусмотренных системой оплаты труда надбавок; за работу за временно отсутствующего работника – без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпуска.
ФИО4 участия в судебном заседании не принимал.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» ФИО5 с исковыми требованиями не согласилась, полагая их необоснованными. Не оспаривая факт привлечения истца в спорный период к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни за пределами установленной ежемесячной продолжительности рабочего времени указала, что данная работа оплачена истцу в повышенном размере. Выплата за работу в ночное время является такой же компенсационной, как и другие выплаты, производные от оклада, в связи с чем, данная выплата не может производиться с повторным начислением на нее иных компенсационных выплат. В базу для начисления выплат за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни включаются гарантированные работнику компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в его регулярный заработок, тогда как премия выплачивается работникам только по результатам их работы. Кроме того, действующее правовое регулирование оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Минобороны России предусматривает оплату труда членов экипажа судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника). На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа истец от своей работы не освобождался, при этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный договор на выполнение данной работы не заключался. Не является выполнение таких обязанностей и сверхурочной работой. За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу произведена компенсационная выплата в размере, установленном пунктом 59 Приложения № 2 к Приказу № 545.
Третьи лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковая часть 25147 своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что вывод суда о неприменении надбавок к заработной плате не соответствует требованиям статей 135, 149, 151-154 ТК РФ, а также позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой при исчислении справедливой заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, должны учитываться принцип повышенной оплаты и цель максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание и условия труда (все предусмотренные системой оплаты труда выплаты). Указывает на то, что ему положены выраженные в процентах к должностному окладу и носящие постоянный характер надбавки: за вредность – 12%, за несение службы в составе спасательного отряда (СпаСо) – 15%, морская – 100%, за выслугу лет – 30%, премия – 25%. Между тем, при исчислении заработной платы за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (за спорные часы), ответчиком неправомерно исключаются являющиеся неотъемлемой частью системы оплаты труда надбавки.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ОСК Восточного военного округа» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В связи с отсутствием в материалах дела сведений о том, что войсковая часть 25147 и ФКУ «Войсковая часть 62665» были привлечены к участию в деле в качестве соответчиков, судебной коллегией по гражданским делам Камчатского краевого суда 27 января 2022 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, при рассмотрении данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Принимая в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ новое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
В части второй статьи 135 ТК РФ закреплено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения, Кодекс относит и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац пятый части первой статьи 5).
На основании статьи 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктами 7, 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 мая 2003 года № 170, предусмотрено, что для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.
Продолжительность вахт членов экипажей судов в ночное время не сокращается.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2.3.2 приложения № 2 к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение о режиме труда и отдыха членов экипажей катеров и судов войсковой части 25147). Учетный период для указанных лиц устанавливается сроком в 1 месяц (пункт 2.3.6).
Согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, согласно данной статье, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 3 ст. 154 Трудового кодекса РФ).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 утверждено Положение «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545).
Согласно пункту 3 Положения № 2 Приказа № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Протоколом конференции трудового коллектива рабочих и служащих войсковой части 25147 принят коллективный договор войсковой части 25147 на 2020-2023 годы. Согласно приложению № к коллективному договору утверждено Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС (далее Положение об оплате труда и премировании).
На основании пункта 1.3.1 Положения об оплате труда и премировании к должностным окладам производятся следующие виды выплат компенсационного характера: надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями; районный коэффициент к заработной плате; надбавка на судах обеспечения, зачисленных в кампанию (морская надбавка); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; выплаты за работу в ночное время; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ разной квалификации, совмещении профессий (должностей); выплаты за сверхурочную работу; выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда; выплаты за исполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа и другие.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов. Аналогичные положения содержатся в пункте 1.2.5 Положения об оплате труда и премировании.
Согласно пункту 11 приложения № 2 Приказа № 545 к заработной плате гражданского персонала воинских частей и организаций, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Указанные положения нашли отражение в пунктах 2.1, 2.2 Положения об оплате труда и премировании.
В подпункте 1 пункта 55 приложения № 2 Приказа № 545 предусмотрено, что членам экипажей судов обеспечения, гражданскому персоналу за работу в особых условиях должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения - на 15 процентов. Указанное повышение производится членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым к несению службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций.
Кроме того, в силу пункта 6 приложения № 2 Приказа № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений. Аналогичное повышение содержится в пункте 1.2.6 Положения об оплате труда и премирования.
Таким образом, при наличии указанных оснований, должностной оклад с учетом надбавки за работу во вредных условиях труда и надбавки за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения образуют повышенный оклад гражданского персонала воинских частей.
Пунктом 21 приложения № 2 Приказа № 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения).
В соответствии с пунктом 23 приложения № 2 Приказа № 545 выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Пункт 1.3.2 Положения об оплате труда и премировании определил виды выплат стимулирующего характера: за качество; за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал, год; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей – по итогам работы; дополнительные выплаты стимулирующего характера из экономии фонда оплаты труда.
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года - 5 процентов; свыше 2 лет - 10 процентов; свыше 3 лет - 15 процентов; свыше 5 лет - 20 процентов; свыше 10 лет - 30 процентов; свыше 15 лет - 40 процентов (пункт 26 приложения № 2 Приказа № 545).
В силу пункта 1 приложения № 2 к приказу № 545 (пункт 57) членам экипажей состоящих в кампании судов обеспечения, гражданскому персоналу неплавающего состава, направляемому для несения боевой службы или выполнения служебных заданий на состоящие в кампании суда и корабли Военно-Морского Флота, выплачивается морская надбавка в размере 100 % должностного оклада (тарифной ставки). Аналогичные положения содержатся в пункте 2.3 Положения об оплате труда и премировании.
Из пункта 17 Приказа № 545 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в следующих размерах: специалистам и рабочим хлебозаводов и хлебопекарен - 75 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы); остальному гражданскому персоналу воинских частей и организаций - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки)за час работы) установлен пунктом 2.5 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС).
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора от 16 августа 2006 года ФИО4 принят на работу в войсковую часть 25147 на должность <данные изъяты> на неопределенный срок с 16 августа 2006 года с испытательным сроком 3 месяца.
Пунктом 11 трудового договора предусмотрены особенности режима рабочего времени: скользящий график; работа в выходные и праздничные дни; вахтовый график работы.
Согласно пункту 12 трудового договора работнику устанавливается: должностной оклад в сумме 2298 рублей 34 копейки; надбавка за выслугу лет за работу и службу в Вооруженных силах РФ; надбавки, гарантированные льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; дополнительные выплаты согласно приказу МО РФ № 130 от 1993 года.
Дополнительным соглашением у трудовому договору № от 16 августа 2006 года ФИО4 переведен на должность старшего матроса СС «Алагез» и ему устанавливается: должностной оклад 8000 рублей в месяц; надбавки за выслугу лет за работу и службу в Вооруженных Силах РФ; надбавки, гарантированные льготами для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; доплаты согласно приказу МО РФ от 10 ноября 2008 года № 555.
Из представленных суду документов, в том числе расчетных листков, следует, что истцу установлены и выплачивались: надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 12 % и надбавка за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения – 15 % часовой ставки, образующие повышенный оклад, на который впоследствии начисляются иные компенсационные и стимулирующие выплаты. Кроме того, ФИО4 установлены следующие виды стимулирующих выплат: морская надбавка в размере 100 % должностного оклада, стимулирующая надбавка за выслугу лет в размере 30 %, ежемесячная премия. При расчете заработной платы применен районный коэффициент в размере 1,8 и северная надбавка 80 %.
Из представленных ответчиком табелей учета рабочего времени и расчетных листков следует, что в спорный период истец привлекался работодателем к выполнению работ в ночное время: в августе 2020 года - 84 часа, в сентябре 2020 года - 56 часов, в октябре 2020 года - 112 часов.
Полагая, что работодателем не в полном объеме начислена и оплачена его работа в ночное время за указанные периоды, без учета других компенсационных и стимулирующих выплат (морской надбавки - 100 % должностного оклада, стимулирующая надбавка за выслугу лет - 30 %, ежемесячной премии), а также за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (без учета всех предусмотренных системой оплаты труда надбавок), за работу за временно отсутствующего работника (без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок), ФИО4 обратился в суд с настоящим иском.
Согласно расчетным листкам и представленным ответчиком расчетам, размер ежемесячной заработной платы ФИО4 за спорный период был рассчитан работодателем исходя из установленного повышенного должностного оклада (с учетом доплаты за работу с вредными условиями труда на 12% и за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного оборудования на 15 %) в спорные месяцы и с учетом повышенной компенсационной выплаты в размере 35 % часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время, а также с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морской надбавки, надбавки за выслугу лет).
Так, оплата труда за работу в ночное время за октябрь 2020 года произведена работодателем в следующем размере: (8941 руб. (оклад) + 1072
руб. 92 коп. (12% за вредность) + 1341 руб. 15 коп. (15% за несение службы в составе сил ПСО))/158,4 час. х 35 % х 112 час. = 2810 руб. 09 коп. (л.д. 11, 12).
Аналогичным образом оплачена истцу работа в ночное время в другие спорные периоды.
Рассматривая требования истца в части взыскании за спорный период недоначисленной заработной платы за работу в ночное время, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты, начисление же на данную доплату, носящую компенсационный характер, иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствовало бы нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, и приводило бы фактически к повторному начислению этих выплат за уже оплаченные часы.
Учитывая, что работодатель за спорный период начислил истцу повышенную оплату труда за каждый час работы в ночное время в размере 35 % месячного должностного оклада (с учетом повышения за работу с вредными условиями труда на 12% и за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного оборудования на 15 %), исходя из количества отработанных часов в ночное время (далее - оплата труда за работу в ночное время), что соответствует требованиям пункта 17 Положения «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», пункту 2.5 коллективного договора войсковой частивойсковой части 25147на 2020 - 2023 годы и статье 154 ТК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца оплаты труда за работу в ночное время в заявленном им размере не имеется.
Повышение оплаты труда в ночное время предусмотрено законодательством в форме доплаты, а не в форме увеличения тарифной ставки (оклада), при этом, в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат (в данном случае морской надбавки, надбавки за выслугу лет и премии) на повышенную компенсационную выплату за работу в ночное время.
Рассматривая требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы за работу за недостающего по штату работника, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Факт привлечения ФИО4 к работе за недостающего по штату члена экипажа; в августе 2020 года – 43,2 часа, в сентябре 2020 года – 50,4 часа нашел свое подтверждение в судебном заседании и сторонами по делу не оспаривался.
В силу пунктов 13 – 16 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации», утвержденного приказом Министра обороны России от 16 мая 2003 года № 170 (далее - Приказ № 170), на судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей недостающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.
При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.
Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей недостающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей недостающих по штату капитана и медицинских работников.
Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
В силу пункта 59 Положения № 545 членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время.
Аналогичные положения содержит пункт 2.13 приложения № к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС).
Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих обязанности недостающих по штату работников, посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом недостающего работника (который может быть как больше, так и меньше, чем у замещающего его работника).
При этом, как уже говорилось выше, в системе оплаты труда гражданского персонала начисление одних компенсационных или стимулирующих выплат на другие аналогичные выплаты, как правило, не предусмотрено.
На период выполнения обязанностей недостающего по штату другого члена экипажа ФИО4 от своей работы, определенной его трудовым договором, не освобождался. При этом выполнение обязанностей недостающего работника не является для истца работой по совместительству, отдельный трудовой договор на выполнение данной работы с истцом не заключался. Выполнение таких обязанностей не является и сверхурочной работой, несмотря на то, что осуществляется истцом за пределами своего рабочего времени, поскольку им выполняются обязанности другого работника.
Такая работа подлежит оплате в порядке, предусмотренном частью первой статьи 151 ТК РФ, посредством доплаты, размер, условия и порядок осуществления которой в силу специфики трудовой деятельности истца определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Как следует из табелей учета рабочего времени, расчетных листков и представленных ответчиком расчетов, оплата за выполнение обязанностей за недостающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа ФИО4 произведена исходя из должностного оклада недостающего по штату работника в размере 110 % с учетом количества отработанных часов (л.д. 36-37, 51, 55-60).
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы за работу за недостающего по штату работника с учетом повышенного размера оклада, то есть с учетом всех установленных истцу компенсационных и стимулирующих выплат в размере 110 %, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Что касается требований ФИО4 о взыскании оплаты труда за работу в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия также не находит оснований для их удовлетворения на основании нижеследующего.
В силу статьи 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Положениями статьи 153 ТК РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
На основании пункта 22 Приказа № 170, членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Согласно пункту 24 Приказа № 170 в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Положения № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала.
Премия по результатам работы и стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказов руководителей воинских частей и организаций по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников (пункт 40 Положения № 545).
В пунктах 2.10, 2.11 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС) определен порядок оплаты за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Материалами дела подтверждается, что ФИО4 в августе 2020 года отработал 48 часов в выходные и нерабочие праздничные дни, 10,4 часа – работа сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени; в сентябре 2020 года – 32 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 8,8 часов – сверхурочная работа; в октябре 2020 года – 71,2 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в ноябре 2020 года – 7,2 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 12, 4 часа – сверхурочная работа; в декабре 2020 года – 20 часов – в выходные и нерабочие праздничные дни, 11,4 часа - сверхурочная работа; в феврале 2021 года – 52 часа в выходные и нерабочие праздничные дни, 5,6 часа - сверхурочная работа.
Согласно расчетным листкам за спорный период, с учетом перерасчета, произведенного в марте 2021 года, выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и за сверхурочную работу истцу произведены из установленного повышенного должностного оклада, включая 12 % за работу с вредными условиями труда и 15 % - за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного оборудования, а также с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и других».
Проверяя правильность произведенного ответчиком расчета заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за сверхурочную работу за спорный период, судебная коллегия признает его верным. Императивное требование закона об оплате работы в нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере и за сверхурочную работу не менее чем в полуторном размере за первые два часа работы, за последующие часы - не менее чем в двойном размере при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат работодателем выполнено.
Доводы истца о необходимости включения в расчет заработной платы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за сверхурочную работу указанной премии не основаны на законе, поскольку трудовым договором и действующим у работодателя Положением об оплате труда и премировании работников выплата указанной премий не носит регулярный характер, не является обязательной, гарантированной выплатой, также не установлен ее фиксированный размер.
Поскольку нарушений трудовых прав ФИО4 в ходе рассмотрения дела не установлено, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для взыскания в его пользу компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июня 2018 года № 26-П, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании положений указанного судебного постановления, предметом правовой оценки которого не являлась конституционность положений трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время.
Конституционный Суд Российской Федерации в итоговом решении от 11 апреля 2019 года № 17-П лишь дал оценку конституционности положений статьи 129, части первой и третьей статьи 133, а также частей первой-четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которые определяют основные понятия, используемые при регулировании оплаты труда; порядок и условия установления минимального размера заработной платы (в частности, требование, в соответствии с которым заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда), а также конкретизируют порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, и признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении разъяснил, что установление повышенной оплаты работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, - соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающим оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника, а также пунктом 2.5 приложения № 1 к коллективному договору войсковой части 25147на 2020 - 2023 годы (Положение об оплате труда и премировании рабочих и служащих войсковой части 25147 и службы поисковых и аварийно-спасательных работ ОКВС), который относится к числу локальных нормативных правовых актов и в силу данного обстоятельства является составной частью законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 сентября 2021 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к федеральному казенному учреждению «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу», войсковой части 25147, федеральному казенному учреждению «Войсковая часть 62665» о взыскании оплаты труда за период с августа 2020 года по февраль 2021года в размере 121726 рублей 02 копейки, компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, отказать.
Председательствующий
Судьи