НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 11.03.2021 № 2А-5077/20

Судья Фоменко С.В. Дело № 33а-316/2021

Дело № 2а-5077/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Воскресенской В.А.,

судей Венина А.Н., Гончаровой Н.В.,

при секретаре Герасимовой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 11 марта 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020года, которым постановлено:

«отказать в удовлетворении административного иска государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом» к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 25 августа 2020 года

Заслушав доклад судьи Венина А.Н., объяснения представителей административного истца Астанниковой Н.Е. и Устюгова Р.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административный истец государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом» (далее также – ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом», Учреждение, Родильный дом) обратился в суд с административным иском к главному государственному инспектору Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее также – главный государственный инспектор) Семеновой О.И. и Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным предписания от25 августа 2020 года

Заявленные требования административный истец мотивировал тем, что оспариваемым предписанием на Учреждение необоснованно возложена обязанность произвести выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время, а также обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников. Указал на то, что ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» на период пандемии не перепрофилировалось в специализированное учреждение по оказанию медицинской помощи пациентам с подтверждённым диагнозом COVID-19. Не формировалось и специализированное подразделение для пациентов с диагнозом COVID-19. Медицинские работники Родильного дома напрямую не были задействованы для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией, но в нескольких эпизодах столкнулись с пациентами, у которых позже был диагностирован COVID-19. Считал, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются исходя из фактически отработанного времени работником в данных условиях. Локальным актом Учреждения определено, что для учета рабочего времени в особых условиях, при оказании помощи больным коронавирусной инфекций и больным с подозрением на коронавирусную инфекцию, ответственные лица ведут отдельный табель учета рабочего времени. Сумма фактической выплаты исчисляется пропорционально фактически отработанным в месяце дням (часам) к установленной месячной норме с даты начала оказания медицинской помощи пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19. Административным истцом выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку произведены медицинским работникам в полном объеме, с учетом фактически отработанного ими времени в особых условиях и дополнительной нагрузки. В связи с внедрением в государственных учреждениях системы оплаты труда, увязанной с качеством оказания государственных услуг, не зависящей от выполнения норм труда, применение системы нормирования труда на настоящий момент является неактуальным.

В судебном заседании представитель административного истца ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» Астанникова Н.Е. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик главный государственный инспектор СеменоваО.И. полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поддержала доводы отзыва. Дополнительно пояснила, что выплата произ­водится за фактическое отработанное время, где к фактически отработанному време­ни относится смена по графику, день работы в пределах нормы рабочего времени. В соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415 (далее также – Правила № 415), выпла­ты стимулирующего характера осуществляются за фактически отработанное работ­ником время и устанавливаются на каждый месяц с даты формирования подразделе­ния, за все время работы. В результате изучения табеля рабочего времени, расчетных листов было установлено, что работни­кам, оказывающим помощь больным коронавирусной инфекцией, стимулирующие выплаты производились за часы, а не за фактически отработанное время. Полагает, что работодатель должен был произвести медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за все фактически ими отработанное время согласно табелю учета рабочего времени.

Представитель административного ответчика государственной инспекции труда в Камчатском крае Васильев В.П. иск не признал, поддержал позицию административного ответчика Семеновой О.И. Пояснил, что стимулирующие выплаты в соответствии с Правилами № 415 производятся за фактически отработанное время, кроме времени отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней административный истец ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом», повторяя доводы, изложенные в административном иске, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что участие Министерства здравоохранения Камчатского края в рассматриваемом споре является необходимым, поскольку оно является главным распорядителем денежных средств между учреждениями здравоохранения Камчатского края. Считает, что требования Правил № 415 Учреждением соблюдены, и выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, которые непосредственно оказали помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, с учетом фактически отработанного времени в особых условиях и дополнительной нагрузке, произведены в соответствии с локальным актом Учреждения.

В отзыве на апелляционную жалобу административный ответчик главный государственный инспектор Семенова О.И. считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, просит решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также – ТК РФ) в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абзаца 6 части 1 статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является деятельность больничных организаций.

На основании распоряжения от 10 августа 2020 года главным государственным инспектором труда Семеновой О.И. и государственным инспектором труда Романенко И.А. проведена внеплановая выездная проверка в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом», предметом которой являлось соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 19-22).

25 августа 2020 года по результатам проверки был составлен акт в котором отражены выявленные нарушения требований статей 22, 136, 159, 162 ТК РФ, допущенные работодателем, в частности установлено, что стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, в период май-июль 2020 года производились административным истцом не за фактическое время, отработанное данными работниками в месяц, а за часы фактической работы с указанными больными.

Административному истцу ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» выдано предписание , в соответствии с которым на него возложена обязанность в срок до 10октября 2020года произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415), с учетом ранее выплаченных сумм, на основании части 6 статьи 136, абзацев 2,7 части 2 статьи 22 ТК РФ, а также в срок до 25 декабря 2020 года обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников (л.д. 50-51).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзацы 2, 7 части 2 статьи 22 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (действовавших в спорный период времени).

Согласно пункту 11 Правил № 415 локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Письмом Минздрава России от 21 мая 2020 года медицинским организациям дано разъяснение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484, согласно которому указанные выплаты осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19 за фактически отработанное время, то есть выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Правил в ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» приказом главного врача от 25 июня 2020 года (далее также – Приказ ) утвержден порядок осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам ГБУЗ «<адрес>вой родильный дом», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией».

Пунктами 1.1 и 1.2 Приказа установлен перечень подразделений, работа в которых дает право на установленные выплаты стимулирующего характера, и перечень должностей медицинских работников, которым такая выплата подлежит.

В пункте 1.3 Приказа административный истец установил, что размер выплат стимулирующего характера следует определять в соответствии с занимаемой должностью.

Выплаты производятся работникам, как по основному месту работы, так и при выполнении работы на условиях совместительства на основании приказа руководителя и табеля учета рабочего времени. Выплаты осуществляются за фактически отработанное время. Сумма фактической выплаты исчисляется пропорционально фактически отработанным в месяц дней (часов) к установленной месячной норме с даты начала оказания медицинской помощи пациенту с подтвержденным диагнозом COVID-19. Срок выплаты стимулирующего характера в срок выплаты заработной платы (22 и 7 числа месяца, следующего за отчетным) (пункты 5,6,9 приложение 4 Приказа ).

Согласно статье 159 ТК РФ работникам гарантируются: государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

В статье 162 ТК РФ установлено, что локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Под заработной платой (оплата труда работника) следует понимать вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 ТК РФ).

Как следует из вышеуказанного акта проверки, система нормирования труда, определенная работодателем, в Учреждении отсутствует (л.д. 21).

На основании установленных при рассмотрении дела обстоятельств, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» оплата стимулирующих выплат произведена за часы фактической работы с больными, а не за фактически отработанное время в месяце, в нарушение положений Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 415, с учетом разъяснений Минздрава России от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965, а также в Учреждении отсутствует система нормирования труда, и пришел к правильному выводу о том, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, законны и обоснованы, направлены на устранение выявленных нарушений в области трудового законодательства.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в состоявшемся решении, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в мотивировочной части решения и правильно оцененных в их совокупности по правилам статей 14, 84 КАС РФ. Оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что в Учреждении отсутствуют специализированные бригады, оказывающие помощь только пациентам с COVID-19 заболеванием, в связи с чем работникам фактически отработанное время исчисляется сменой, а не по табелю за месяц, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку согласно вышеприведенным нормам действующего законодательства оплата стимулирующих выплат производится за фактически отработанное в каждом месяце время медицинским работникам, входящим в перечень структурных подразделений медицинской организации, утвержденный самим административным истцом.

Поскольку предметом настоящего спора является законность и обоснованность предписания контролирующего органа, в данном случае государственной инспекции труда, то рассмотрение административного дела в отсутствие не привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства здравоохранения Камчатского края не является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим безусловную отмену оспариваемого судебного акта.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции исследованным по делу доказательствам в оспариваемом решении, в связи с чем они не могут повлечь отмену постановленного судебного акта.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи