НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 11.02.2021 № 2А-1352/20

Судья Килиенко Л.Г.

Дело № 2а-1352/2020

Дело № 33а-177/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Чаднова О.В.,

судей

Горна В.Ф. и Венина А.Н.,

при секретаре

Слепчук Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 11 февраля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе Нажмудиновой М.М. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 ноября 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю к Нажмудиновой М.М. о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Нажмудиновой М.М., <данные изъяты>, в доход Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю задолженность по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц в размере 51716 рублей 28 копеек, пени в сумме 695 рублей 15 копеек, а всего к взысканию 52411 рублей 43 копейки.

Взыскать с Нажмудиновой М.М., 22 августа 1975 года рождения, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1772 рублей 34 копеек.

Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя УФНС России по Камчатскому краю Грицай О.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю обратилась в суд с административным иском к Нажмудиновой М.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 49470 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере 668 рублей 28 копеек, по земельному налогу за 2018 года в размере 1578 рублей, а также начисленных на сумму недоимки пеней, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей налогоплательщика.

Административный истец явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Нажмудинова М.М. участия в судебном заседании не принимала. Ее представитель Лаптева Т.М. заявленные требования не признала, считала их необоснованными.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Нажмудинова М.М. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Приводит доводы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с иском о взыскании недоимки по налогам.

Относительно апелляционной жалобы УФНС России по Камчатскому краю поданы возражения о необоснованности изложенных в ней доводов и законности решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и ваозражений на нее, судебная коллегия находит решение суда правильным.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

Как следует из материалов дела, в течение 2018 года в собственности Нажмудиновой М.М. находились следующие объекта налогообложения:

автомобиль «<данные изъяты>», г/н , с мощностью двигателя 135 л.с.;

автомобиль «<данные изъяты>», г/н , с мощностью двигателя 301 л.с.;

земельный участок с кадастровым номером , расположенный в г. Петропавловске-Камчатском, кадастровой стоимостью 2753 496 рублей;

земельный участок с кадастровым номером , расположенный в Елизовском районе Камчатского края, кадастровая стоимость которого на протяжении 2 месяцев составляла 510414 рублей, на протяжении оставшихся 10 месяцев года – 529110 рублей;

жилой дом с кадастровым номером , расположенный в <адрес> Камчатского края, кадастровой стоимостью 716483 рубля;

нежилое здание с кадастровым номером , расположенное в г. Петропавловске-Камчатском, кадастровой стоимостью 3834026 рублей;

здание магазина с кадастровым номером , расположенное в <адрес> Камчатского края, кадастровой стоимостью 460847 рублей.

25 июля 2019 года ответчику направлено налоговое уведомление № 51577512 о необходимости уплаты в срок до 2 декабря 2019 года транспортного налога за 2018 год в сумме 49 470 рублей, земельного налога за 2018 год в сумме 42 880 рублей и налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 78 064 рублей 28 копеек (с учетом переплаты в размере 346 рублей 72 копеек).

В связи с тем, что налоги в полном объеме уплачены не были, 18 февраля 2020 года налоговым органом выставлено требование № 3640 об уплате недоимки по вышеуказанным налогам в размере 51716 рублей 28 копеек, а также начисленных на них пеней в размере 695 рублей 15 копеек со сроком уплаты до 24 марта 2020 года, которое ответчиком не исполнено.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел установленным факт неисполнения ответчиком возникшей у него, как у обладателя объектов налогообложения, обязанности уплатить в установленный законом срок начисленные налоги.

Такое решение соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи (пункт 1).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае» налоговая ставка на 2018 год для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно установлена в размере 32 рублей, для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. – 150 рублей.

Транспортный налог на принадлежащий Нажмудиновой М.М. автомобиль «<данные изъяты>» за 2018 год в размере 4 320 рублей исчислен исходя из налоговой базы в размере 135 л.с. и налоговой ставки 32 рубля; транспортный налог на автомобиль «<данные изъяты>» за 2018 года в размере 45150 рублей исчислен исходя из налоговой базы в размере 301 л.с. и налоговой ставки 150 рублей.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (подпункт 1), 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).

Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 11 ноября 2010 года № 144 ставка земельного налога на земельные участки, предоставленные для жилищного строительства, установлена в размере 0,3%.

Решением Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 18 ноября 2010 года № 305-нд ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков установлена в размере 1,5 %.

Земельный налог на принадлежавший ответчику земельный участок, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском, в размере 41 302 рублей за 2018 год рассчитан исходя из его кадастровой стоимости, равной 2 753 496 рублей, и налоговой ставки 1,5 %. Земельный налог на земельный участок, предоставленный для жилищного строительства и расположенный в <адрес> Камчатского края, в размере 1 578 рублей рассчитан исходя из его кадастровой стоимости, равной 510 414 рублей (в течение 2 месяцев 2018 года) и 529110 рублей (в течение 10 месяцев 2018 года), и налоговой ставки 0,3 %.

Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база налога на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27 ноября 2015 года № 365-нд налоговая ставка на 2018 год для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, установлена в размере 2 процентов.

Решением Собрания депутатов Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 20 ноября 2015 года № 5 налоговая ставка на 2018 год для жилых домов установлена в размере 0,1 %, для прочих объектов налогообложения – 0,5 %.

Налог на имущество физических лиц за 2018 год на принадлежащее Нажмудиновой М.М. нежилое здание в размере 76681 рубля исчислен исходя из его кадастровой стоимости, равной 3834 026 рублей, и налоговой ставки 2 %.

Налог на здание магазина за 2018 год в размере 1014 рублей исчислен исходя из его кадастровой стоимости, равной 460 847 рублей, налоговой ставки 0,5 % и с учетом понижающего коэффициента 0,6.

Налог на жилой дом за 2018 год в размере 716 рублей исчислен исходя из его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома и равной 716483 рублей, и налоговой ставки 0,1 %.

Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

По причине неисполнения ответчиком обязанности по уплате в срок вышеперечисленных налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Расчет недоимки судом первой инстанции проверен и признан правильным.

Доказательств, подтверждающих полную оплату возникшей недоимки, ответчиком суду не представлено.

Установив, что обязанность по уплате налогов и пеней до момента судебного разбирательства Нажмудинова М.М. исполнила не в полном объеме, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог в общем размере 51716 рублей 28 копеек и пени в размере 695 рублей 15 копеек.

Довод ответчика об истечении установленных налоговым законодательством сроков для взыскания недоимки по налогам судом первой инстанции проверен и признан необоснованным.

В силу ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Согласно материалам дела, 18 февраля 2020 года налоговым органом выставлено требование об уплате недоимки по налогам, а также пеней со сроком уплаты до 24 марта 2020 года (л.д. 20-22).

Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки подано налоговым 9 июня 2020 года, который отменен 24 июля 2020 года.

С исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 29 сентября 2020 года.

Поскольку заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки подано не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, а исковое заявление подано не позднее шести месяцев со дня отмены судебного приказа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении налоговым органом установленной ст. 48 НК РФ процедуры обращения в суд.

Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Нажмудиновой М.М. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи