НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 10.12.2015 № 33-2178/2015

Судья Видьма О.В.

Дело № 33-2178/2015 г.

(дело № 7264/2015)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

и судей

Остапенко Д.В., ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2015 года в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району» о признании отношений государственной гражданской службой, признании государственным служащим, признании стажа работы на государственной службе, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе ФИО4, ФИО5, ФИО6 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО7 к ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» о признании отношений, регулируемых трудовым договором от 14 апреля 2004 года, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ; признании государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ; признании стажа работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. - отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» о признании отношений, регулируемых трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ; признании государственным гражданским служащим с ДД.ММ.ГГГГ; признании стажа работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. - отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО6 к ФГКУ «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» о признании отношений, регулируемых трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ; признании государственным гражданским служащим с даты начала исполнения должностных обязанностей - с ДД.ММ.ГГГГ; признании стажа работы на государственной гражданской службе с 1 октября 2002 года по настоящее время; взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. - отказать.

Заслушав доклад судьи Остапенко Д.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» о признании отношений государственной гражданской службой, признании государственным служащим, признании стажа работы на государственной службе, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принял на себя выполнение обязанностей по должности <данные изъяты>. Полагал, что поступает на государственную службу, так как на момент заключения трудового договора действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (редакции от 27 мая 2003 года) «Об основах государственной службы РФ». В соответствии со ст. 21 данного закона с государственными служащими допускалось заключение трудовых договоров. 17 марта 2015 года он направил ответчику заявление о выдаче справки о стаже государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет, однако получил отказ. Отказ ответчик мотивировал тем, что занимаемая им должность не относится к должности федеральной государственной службы. Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» и Указ Президента от 16 февраля 2005 года № 159, просил признать отношения, регулируемые трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службой РФ в территориальном органе Федеральной службы безопасности РФ, признать его государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, признать стаж работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., нотариальные расходы в размере <данные изъяты> руб.

ФИО5 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» о признании отношений государственной гражданской службой, признании государственным служащим, признании стажа работы на государственной службе, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принял на себя выполнение обязанностей по должности <данные изъяты> Полагал, что поступает на государственную службу. 16 апреля 2015 года ему стало известно о том, что занимаемая им должность не относится к должности федеральной государственной службы. Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» и Указ Президента от 16 февраля 2005 года № 159, просил признать отношения, регулируемые трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службой РФ в территориальном органе Федеральной службы безопасности РФ, признать его государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ признать стаж работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., нотариальные расходы в размере <данные изъяты> руб.

ФИО6 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» о признании отношений государственной гражданской службой, признании государственным служащим, признании стажа работы на государственной службе, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принял на себя выполнение обязанностей по должности <данные изъяты> Полагал, что поступает на государственную службу, так как на момент заключения трудового договора действовал Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ (редакции от 27 мая 2003 года) «Об основах государственной службы РФ». В соответствии со ст. 21 данного закона с государственными служащими допускалось заключение трудовых договоров. 16 марта 2015 года он направил ответчику заявление о выдаче справки о стаже государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет, однако получил отказ. Отказ ответчик мотивировал тем, что занимаемая им должность не относится к должности федеральной государственной службы. Ссылаясь на Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ» и Указ Президента от 16 февраля 2005 года № 159, просил признать отношения, регулируемые трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службой РФ в территориальном органе Федеральной службы безопасности РФ, признать его государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, признать стаж работы на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а также взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., нотариальные расходы в размере <данные изъяты> руб.

Определением суда от 5 августа 2015 года произведена замена ответчика Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по Камчатскому краю» на его правопреемника Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное Управление Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району» (далее по тексту – ФГКУ «ПУ ФСБ России по восточному арктическому району»).

Определением суда от 19 августа 2015 года гражданские дела по искам ФИО4, ФИО5, ФИО6 к ФГКУ «ПУ ФСБ России по восточному арктическому району» объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали. Их представитель ФИО8 поддержал позицию своих доверителей. Полагал, что трудовые договоры, заключенные между истцами и ответчиком, фактически регулировали отношения, связанные с прохождением ими государственной гражданской службы. Также полагал, что ФИО4, ФИО5, ФИО6 не пропустили срок для обращения в суд с настоящим иском, поскольку являлись государственными гражданскими служащими весь период отношений с ответчиком. ФИО4, ФИО6 узнали о нарушении своих прав 17 марта 2015 года и 16 марта 2015 года соответственно, получив отказ ответчика на заявление. ФИО5 узнал о нарушении своих прав 16 апреля 2015 года.

Представитель ФГКУ «ПУ ФСБ России по восточному арктическому району» - ФИО9 в судебном заседании полагал заявленные истцами требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что ФИО4, ФИО5, ФИО6 принимались на работу на основании трудового договора, а не служебного контракта. Заявил о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд, полагая, что истцы должны были узнать о нарушении своих прав при заключении трудового договора.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, ФИО5, ФИО6, полагая выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствующими обстоятельствам дела, а решение вынесенным при неправильном применении норм материального права, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении всех заявленных требований. Указывают, что суд не дал надлежащей оценки всем приводимым истцами доводам в совокупности, необоснованно проигнорировав часть из них. Ссылаются на то, что в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденной указом Президента Российской Федерации, имеется должность, занимаемая ими. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» сотрудниками ФСБ могут являться исключительно работники, назначенные на должности военнослужащих. Перечень должностей, которые могли замещаться гражданским персоналом, был утвержден приказом ФСБ РФ от 23 января 2006 года № 20, который утратил силу с 1 января 2013 года. Их должности в данном перечне отсутствовали. Выразили сомнение, на каком основании гражданские лица были допущены к назначению на данную должность. Полагали, что выполняя обязанности по занимаемой должности, должны были считаться государственными гражданскими служащими. Обязанность назначать и проводить конкурс лежит на ответчике. Истцы были допущены к исполнению должностных обязанностей без участия в конкурсном отборе, за что не могут нести ответственность. Замещение должности по конкурсу не является единственным способом поступления на гражданскую службу, в связи с чем, нельзя определять природу правоотношений между сторонами исключительно на основании порядка замещения должности. Также указали на неправомерность выводов суда о том, что в связи с добровольным выполнением ими обязанностей именно по трудовому договору они не могут считаться государственным служащим. Нарушение порядка оформления взаимоотношений по поступлению на гражданскую службу, а именно подписание трудового договора, а не служебного контракта, не должно возлагаться на истцов. Работодатель должен был переоформить трудовой договор на служебный контракт. Кроме того, полагают, что судом не дана оценка их функциям и должностным регламентам, принятым ответчиком и определяющим их основные обязанности. При этом, должностные регламенты действующим законодательством предусмотрены только для государственных служащих. В связи с этим полагали, что отношения между сторонами содержат все признаки отношений по прохождению государственной гражданской службы, которые трудовым договором регулироваться не могут, вследствие чего, трудовой договор должен быть признан служебным контрактом, а истцы должен быть признаны государственными гражданскими служащими.

Истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились, об уважительной причине неявки не известили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, представитель истцов и представитель ответчика в судебное заседание также не явились, но ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В связи с чем, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Действовавший на момент возникновения правоотношений между ФИО4, ФИО10 и ответчиком Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 119-ФЗ) содержит понятия « государственная служба» и «государственная должность».

Так, государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям (статья 1).

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (статья 2).

Перечень должностей федеральной государственных службы категорий «А», «Б», «В» содержался в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 года № 33.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 119-ФЗ государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В главе IV названного Федерального закона был закреплен Порядок прохождения государственной службы, согласно которому гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет; в трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов в интересах граждан Российской Федерации; поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы (пункт 6 статьи 21).

27 июля 2004 года принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 79-ФЗ), согласно ч. 1 ст. 3 которого под государственной гражданской службой Российской Федерации понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (ст. 8). Должности федеральной государственной гражданской службы должны быть включены в перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей, который утверждается указом Президента Российской Федерации (ст. 10).

В силу ст. 13 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 с 1 августа 2006 года утвержден Реестр должностей федеральных государственных гражданских служащих.

Из раздела 3 главы 7 следует, что в Реестр федеральной службы включена должность «Государственный участковый инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов», равно как и должность «Государственный инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов», которые, согласно ссылке, учреждены для замещения военнослужащими, проходившими военную службу по контракту, или сотрудником, имеющим специальное звание, и считается должностью федеральной государственной гражданской службы в случае замещения ее гражданским лицом.

Федеральным законом от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» предусмотрена возможность комплектования органов ФСБ России не только военнослужащими, но и федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (гражданский персонал) (ст. 16).

В силу п. 3 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинские должности, которые могут замещаться гражданским персоналом, определяются в перечнях, утверждаемых в порядке, определенном руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба.

Согласно Положению о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960, такими полномочиями наделен директор ФСБ России (подп. 21 п. 11 Положения).

Приказом директора ФСБ России от 23 января 2006 года № 20 был утвержден Перечень воинских должностей органов федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом. При этом должность государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов в этот Перечень включена не была.

Приказом директора ФСБ России от 25 сентября 2012 года № 477 названный выше Приказ № 20 с 1 января 2013 года признан утратившим силу. В связи с этим после указанной даты возможность замещения отдельных воинских должностей ФСБ России гражданским персоналом исключена.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты> (том 1 л.д. 8-10).

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принял на себя обязательство выполнять обязанности по должности <данные изъяты>, в которой осуществлял свою трудовую деятельность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 16-17, 125).

Основанием возникновения трудовых отношений послужило заявление ФИО4 о приеме на работу на должность <данные изъяты> и заключение с ним ДД.ММ.ГГГГ трудового договора, а также приказ ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность с ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 73).

ФИО5 был принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 8-11).

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принял на себя обязательство выполнять обязанности по должности <данные изъяты>, в которой осуществлял свою трудовую деятельность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 25, 126).

Основанием возникновения трудовых отношений послужило заявление ФИО5 о приеме на работу на должность <данные изъяты> и заключение с ним ДД.ММ.ГГГГ трудового договора, а также приказ ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность с ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 68, 69).

ФИО6 был принят на работу к ответчику на должность <данные изъяты> в порядке перевода из Охотской государственной морской инспекции (том 3 л.д. 114, 115).

В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 осуществлял трудовую функцию у ответчика в должности <данные изъяты> (том 3 л.д. 8-11).

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 принял на себя обязательство выполнять обязанности по должности <данные изъяты>, в которой осуществлял свою трудовую деятельность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д. 30, 156).

Основанием возникновения трудовых отношений послужило заявление ФИО6 о приеме на работу на должность <данные изъяты> в порядке перевода, а также приказ ДД.ММ.ГГГГ о принятии на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (том 3 л.д. 114, 115).

Трудовой договор с истцами был заключен в соответствии с трудовым законодательством, без особенностей, предусмотренных Федеральным законом РФ № 119-ФЗ.

После вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ каких-либо изменений и дополнений в названный трудовой договор за исключением наименования должности, занимаемой ФИО4, ФИО5, ФИО6, также не вносилось.

Верно определив юридически значимые обстоятельства и установив, что должности, занимаемые истцами в спорный период, отсутствовали в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, ФИО4, ФИО5, ФИО6 добровольно выполняли обязанности именно по трудовому договору, суд первой инстанции на основании анализа выше приведенных норм права пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания отношений между сторонами, отношениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации в территориальном органе ФСБ РФ, в связи с чем вынес законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.

Поскольку требования ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании государственным гражданским служащим с момента заключения трудового договора, признании стажа работы на государственной гражданской службе с момента заключения трудового договора по настоящее время, компенсации морального вреда являются производными от первоначального требования, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении.

Выводы суда, положенные в обоснование постановленного решения подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в решении и правильно оцененных с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ. В связи с чем, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Все доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что возникшие между сторонами правоотношения содержат все признаки отношений по прохождению государственной гражданской службы, вследствие чего трудовые договоры должны быть признаны служебными контрактами, а истцы – государственными гражданскими служащими, являются ошибочными, поскольку основаны на неверной оценке обстоятельств дела и толковании закона, а потому не могут являться основанием к отмене в апелляционном порядке постановленного судом решения.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи