Судья Штенгель Ю.С. Дело № 33-21/2022
Дело № 2-4812/2021 (33-2005/2021)
УИД 41RS0001-01-2021-002781-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2022 года | г. Петропавловск-Камчатский |
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Нечунаевой М.В.,
судей Гавриной Ю.В., Вербицкой Е.В.,
при секретаре Ткаченко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13августа 2021года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» о взыскании заработной платы за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 201039 руб., компенсации за неиспользованный отпуск за период с 21 сентября по 20 октября 2020 года в размере 12092 руб. 10 коп., компенсации морального вреда в размере 2000 руб. - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гавриной Ю.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее - ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и ЧАО») о взыскании заработной платы за период с февраля 2020 года по января 2021 года в размере 201 039 руб. 73 коп., доплаты отпускных за период с 21 сентября 2020 года по 20 октября 2020 года в размере 12 092 руб. 10 коп., компенсации морального вреда в размере 2 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что осуществляет трудовую деятельность в войсковой части 25147 в должности второго электромеханика. В период с февраля 2020 года по январь 2021 года он привлекался к сверхурочной работе, а также к работе в ночное время, выходные и праздничные дни, кроме того выполнял обязанности временно отсутствующего сотрудника. Полагал, что ответчиком допущено нарушение его трудовых прав, выразившееся в осуществлении доплаты в размере 35% за работу в ночное время без учета компенсационных и стимулирующих выплат; не учтены предусмотренные системой оплаты труда надбавки при оплате работы в сверхурочное время, выходные и праздничные дни. Также отметил, что имеются нарушения при оплате работы за временно отсутствующего сотрудника.
В судебном заседании ФИО1 участия не принимал.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что истец осуществляет трудовую деятельность в соответствии с установленным графиком вахт, оплата труда является повременной. Не оспаривала, что ФИО1 привлекался к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни, указанная работа оплачена в повышенном размере. Отметила, что оплата труда за отсутствующего работника производится посредством осуществления компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с окладом недостающего работника, выполнение данной работы не являлось для истца работой по совместительству, дополнительные соглашения с истцом не заключались. Полагала, что работодателем выполнены все обязательства по оплате труда перед истцом.
Третьи лица федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее - ФКУ «ОСК ВВО») и войсковая часть 25147 участия в судебном заседании не принимали.
В письменном мнении на иск ФКУ «ОСК ВВО» выразило позицию, аналогичную позиции ответчика.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 полагая решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права, при неправильном определении юридически значимых обстоятельств по делу, просит его отменить, заявленные им требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции допущено неверное толкование положений ст.ст. 135, 149, 151-154 ТК РФ, в связи с чем суд пришел к ошибочному выводу о неприменении надбавок к заработной плате за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а также за выполнение работы за отсутствующего сотрудника.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, посчитав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон в порядке ст. ст. 327, 167 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно нее.
В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Истец, заключив трудовой договор с воинской частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы.
Обращаясь в суд с данным иском, истец указывает на наличие в период с февраля 2020 года по январь 2021 года переработки нормы рабочего времени (сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и праздничные дни), ссылаясь на выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец с 1 октября 2002года работает в войсковой части 25147 в должности <данные изъяты> что подтверждается копией трудового договора №.
Режим рабочего времени установлен в виде скользящего графика, с выполнением работ в выходные и праздничные дни, вахтовый график (п. 11 трудового договора).
Пунктом 12 трудового договора, истцу установлен должностной оклад в размере 1239 руб. 98 коп.
В соответствии с дополнительным соглашением с 23 января 2018 года ФИО1 переведен на работу на СС «Алагез» на должность <данные изъяты> Должностной оклад установлен в размере 13198руб.
Войсковая часть 25147 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных Сил Российской Федерации и относится к Министерству обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована. Финансовое обеспечение войсковой части осуществляется за счет средств ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и ЧАО».
В период спорных правоотношений выплата заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Указанным приказом установлена система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, которая включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Согласно разделу 2 приказа, оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) является выплатой компенсационного характера.
Пунктом 3 раздела 2 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Положением о режиме труда и отдыха членов экипажей катеров и судов войсковой части 25147 членам экипажа с/с <данные изъяты>» несущим дежурно-вахтенную службу (в т.ч. второму <данные изъяты>) установлен суммированный учет рабочего времени; продолжительность вахт (смен, работ) устанавливается графиками, определяющими ежедневную, еженедельную и ежемесячную продолжительность рабочего времени. При продолжительности вахт от 12 до 24 часов указанные графики составляются таким образом, чтобы еженедельная продолжительность непрерывного отдыха членов судовых экипажей не была менее 40 часов в неделю (п. 2.3.2, 2.4 Положения).
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены ст. 349 ТК РФ, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Правила оплаты сверхурочной работы установлены в ст. 152 ТК РФ, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29 декабря 2007 года № 822, которым утвержден перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
Пунктом 3 перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Согласно п. 1 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 2 приложения № 2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения).
Пунктом 3 приложения № 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Как следует из коллективного договора войсковой части 25147 на 2020-2023 годы, оплата труда в ночное время производится в соответствии с п. 17 приложения к приказу Министра обороны РФ № 545 от 18 сентября 2019 года в размере 35 % тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 2.5); выплата за сверхурочную работу производится в соответствии с положениями ст. 152 ТК РФ (п. 2.10); оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника (п. 2.11); выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей) осуществляется в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.8).
Из приведенного выше нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.
Из имеющихся в материалах дела табелей учета рабочего времени и расчетных листков, усматривается, что в феврале 2020 года истец отработал 230 часов, из них норма 152 часа, работа в ночное время – 38 часов, работа в выходные и праздничные дни – 16 часов, сверхурочная работа – 24 часа; в марте 2020 года – 288 часов, из них 168 часов – норма, 56 часов – работа в ночное время, 40 часов – работа в выходные и праздничные дни, сверхурочная работа – 24 часа; в апреле 2020 года – 311 часов, из них 175 часов – норма, 60 часов – работа в ночное время, 64 часа – работа в выходные и праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в мае 2020 года – 193 часа, из них 135 часов – норма, 38 часов – работа в ночное время, 8 часов – работа в выходные и праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в июне 2020 года – 291 час, из них 167 часов – норма (в том числе за недостающего по штату сотрудника), 64 часа – работа в ночное время, 48 часов – работа в выходные и праздничные дни, 12 часов – сверхурочная работа; в июле 2020 года – 302 часа, из них 176 часов – норма (в том числе за недостающего по штату сотрудника), 66 часов – работа в ночное время, 40 часа – работа в выходные и праздничные дни, 20 часов – сверхурочная работа; в августе 2020 года – 324,8 часа, из них 151,2 часа – норма (в том числе за недостающего по штату сотрудника), 76 часов – работа в ночное время, 56 часов – работа в выходные и праздничные дни, 41,6 часа – сверхурочная работа; в сентябре 2020 года – 141,2 часа, из них 100,8 часа – норма, 18 часов – работа в ночное время, 16 часов – работа в выходные и праздничные дни, 6,4 часа – сверхурочная работа; в октябре 2020 года – 125,6 часа, из них 57,6 часа – норма (в том числе за недостающего по штату сотрудника), 44 часа – работа в ночное время, 24 часа – работа в выходные и праздничные дни; в ноябре 2020 года – 191 час, из них 143 часа – норма, 48 часов – работа в ночное время; в декабре 2020 года – 196,6 часа, из них 164,6 часа – норма, 32 часа – работа в ночное время; в январе 2021 года – 198 часов, из них 108 часов – норма, 40 часов – работа в ночное время, 40 часов – работа в выходные и праздничные дни, 10 часов – сверхурочная работа.
Судом также установлено, что в мае 2020 года истцу произведен перерасчет компенсационных выплат за март 2020, в январе 2021 года – за декабрь 2020 года, в марте 2021 года – за январь-июль 2020 года, что подтверждается расчетными листками за май 2020 года, январь 2021 года, март 2021 года.
В период с 21 сентября 2020 года по 20 октября 2020 года истец находился в очередном оплачиваемом отпуске.
Разрешая требования истца, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом пояснений сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает начисление компенсационных или стимулирующих выплат на компенсационные выплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника, в связи с чем признал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Учитывая, что нарушений трудового законодательства со стороны ответчика не установлено, оснований для компенсации истцу морального вреда суд также не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего трудового законодательства, регулирующего правоотношения сторон, и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
На основании ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер ежемесячной заработной платы ФИО1 за ночную и сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, работу за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника в заявленный период исчислен работодателем правильно, исходя из установленного повышенного должностного оклада за работу с вредными условиями труда и за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка, надбавка за выслугу лет), включая установленную компенсационную выплату в размере 35 процентов часовой ставки за отработанные часы в ночное время, что в полной мере соответствует требованиям приложения № 2 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, Трудового кодекса РФ, коллективного договора войсковой части 25147 на 2020-2023 годы.
Учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие, а также за работу за временно отсутствующего работника, начисление на данные компенсационные доплаты иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.
Кроме того, приказы о привлечении истца к работе за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени не издавались, в материалы дела представлены табеля учета рабочего времени за спорный период, согласно которым истец в указанный месяц осуществлял трудовую деятельность в пределах установленной нормы рабочего времени, доказательства обратного стороной истца в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены.
Оснований полагать, что указанная истцом как сверхурочная работа не входила в объем оплаченной по основной занимаемой им должности и за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, не имеется.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были рассмотрены судом и получили надлежащую правовую оценку, по сути, направлены на переоценку обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем признаются апелляционной инстанцией несостоятельными, поскольку не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1. – 229 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: