Судья Рафикова М.Г. № 2-2686/2023 | Дело № 33-2360/2023 № 33-184/2024 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Полозовой А.А.,
судей Гавриной Ю.В., Вербицкой Е.В.,
при секретаре Ящук Ю.Н,
9 февраля 2024 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Альховиковой Ольги Александровны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Альховиковой Ольги Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Альховиковой Ольги Анатольевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности рассчитать периоды с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года, с 9 января 1988 года по 22 сентября 1994 года как год за полтора, рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент, назначить страховую пенсию досрочно с 25 февраля 2021 года, отказать.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ОСФР по Камчатскому краю Гилёвой Г.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альховикова О.А. обратилась с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - ГУ ОПФ РФ по Камчатскому краю) о признании решения незаконным, возложении обязанности рассчитать периоды с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года, с 9 января 1988 года по 22 сентября 1994 года как год за полтора, рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент (далее по тексту – ИПК) и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25 февраля 2021 года.
В обоснование заявленных требований указала, что на ее обращение в ГУ ОПФ РФ по Камчатскому краю с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, решением ответчика получила отказ по причине отсутствия необходимого стажа работы и величины ИПК, поскольку на дату обращения ее страховой стаж составляет 16 лет 10 месяцев 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 7 лет 11 месяцев 9 дней, ИПК -10,247, что является менее необходимого 21. Считала отказа ответчика в назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, поскольку баллы посчитаны неверно, а ее трудовая деятельность проходила с 9 января 1988 года по 31 декабря 1991 года в районах Крайнего Севера, следовательно, данный период должен считаться как год за полтора. Также неверно рассчитан ИПК.
Определением суда от 6 апреля 2023 года произведена замена ответчика на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю.
Альховикова О.А. участия в судебном заседании не принимала.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю Пашенцева А.Е. исковые требования не признала, полагая их необоснованными. Указала, что после поступления в пенсионный орган решения суда от 16 ноября 2020 года, Пенсионный фонд Елизовского района включил в страховой стаж истца спорные периоды работы с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года, с 9 января 1988 года по 31 декабря 1991 года в районах Крайнего Севера в льготном исчислении. При этом страховой стаж составил 19 лет 5 месяцев 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 7 лет 11 месяцев 9 дней, размер ИПК - 10,247. Требование истца о возложении обязанности рассчитать ИПК не подлежит удовлетворению, поскольку в материалах отказного пенсионного дела имеется расчет размера ИПК, который составил в 2021 году 10,247, при требуемой величине 21. Кроме того, Альховикова О.А., являясь гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории <данные изъяты>, трудовую деятельность на территории Российской Федерации не осуществляет, и, учитывая положения Соглашения о пенсионном трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, вступившего в силу 1 января 2021 года, основания для назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ отсутствуют. Назначение страховой пенсии по старости осуществляется на основании заявления застрахованного лица, представленного в компетентный орган Договаривающейся Стороны, на территории которой он проживает.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Альховикова О.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, недоказанность установленных судом обстоятельств. Считает вывод суда о том, что выдача доверенности в <данные изъяты> подтверждает ее постоянное проживание в <данные изъяты>, ничем не подтвержденным. Не согласна с расчетом стажа и применением Соглашения.
Выслушав представителя ОСФР по Камчатскому краю Гилёву Г.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 февраля 2021 года Альховикова О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, приложив к заявлению соответствующие документы.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) от 26 апреля 2021 года № в назначении пенсии Альховиковой О.А. отказано, поскольку она является гражданином, постоянно проживающим на территории <данные изъяты>, при этом страховой стаж и величина ИПК истца ниже требуемого, так как на дату обращения 25 февраля 2021 года ее страховой стаж составил 16 лет 10 месяцев 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 7 лет 11 месяцев 9 дней, ИПК - 10,247. При этом периоды работы Альховиковой О.А. в районах Крайнего Севера с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года, с 9 января 1988 года по 31 декабря 1991 года были засчитаны в стаж только в календарном исчислении, а периоды работы с 1 января 1992 года по 12 марта 1992 года и с 13 марта 1992 года по 22 сентября 1994 года - в полуторном размере.
Вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от 16 ноября 2020 года на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой стаж Альховиковой О.А. периоды работы на Крайнем Севере в льготном исчислении (один год за один год шесть месяцев): с 15 августа 1986 года по 22 августа 1986 года <данные изъяты>; с 23 августа 1986 года по 12 октября 1986 года - <данные изъяты>; с 13 октября 1986 года по 10 января 1987 года - <данные изъяты>; с 11 января 1987 года по 9 ноября 1987 года - <данные изъяты>; с 9 января 1988 года по 20 августа 1989 года - <данные изъяты>; с 21 августа 1989 года по 31 декабря 1991 года - <данные изъяты>, а также возложена обязанность включить в страховой стаж Альховиковой О.А. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 августа 1999 года по 14 августа 2002 года.
Решением Пенсионного фонда от 17 мая 2021 года № №, представленным Альховиковой О.А. в материалы гражданского дела № 2-3821/2022, в ходе правовой оценки документов, представленных заявителем и поступивших в Управление дополнительно, а именно, решения Фрунзенского районного суда г. Владимира от 16 ноября 2020 года и выписки из индивидуального лицевого счета Альховиковой О.А., пенсионным органом был произведен перерасчет стажа и периоды работы с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года, с 9 января 1988 года по 31 декабря 1991 года были засчитаны Пенсионным фондом в полуторном размере, в связи с чем на дату обращения 25 февраля 2021 года страховой стаж Альховиковой О.А. составил 19 лет 5 месяцев 20 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера – 7 лет 11 месяцев 9 дней, ИПК – 10,247. В назначении пенсии Альховиковой О.А. отказано, поскольку она является гражданином, постоянно проживающим на территории <данные изъяты>, при этом страховой стаж и величина ИПК истца ниже требуемого.
Рассматривая настоящий спор, исследовав представленные доказательства и установив, что на основании решений от 26 апреля 2021 года и 17 мая 2021 года спорные периоды работы истца с 15 августа 1986 года по 9 ноября 1987 года и с 9 января 1988 года по 22 сентября 1994 года были включены ответчиком в страховой стаж истца в льготном исчислении из расчета один год работы как один год шесть месяцев, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Альховиковой О.А. в части возложения на Пенсионный фонд обязанности рассчитать указанные периоды работы истца в льготном исчислении.
Разрешая требования Альховиковой О.А. о возложении на ответчика обязанности рассчитать ИПК, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2.4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле:
,
где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
- сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 года отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:
ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10,
где ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;
СВгод,i - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;
НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.
В силу части 19 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, учитывается в размере: 1) не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.;
На день обращения Альховиковой О.А. в Пенсионный фонд требуемая величина ИПК составила 6,6 + (2,4х6) = 21, где 6,6 - величина ИПК по состоянию на 2015 год; 2,4 - ежегодное увеличение ИПК; 6 - количество лет с 2015 года до дня установления страховой пенсии, в данном случае с 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы.
Как следует из сообщения Пенсионного фонда от 24 января 2022 года, в связи с наличием стажа работы на территории <данные изъяты>, а также в связи с наличием постоянной регистрации на территории <данные изъяты>, размер ИПК был рассчитан в соответствии с Договором от 24 января 2006 года, в частности: ИПК в размере 3,122 (как для гражданина, постоянно проживающего на территории <данные изъяты> в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора за период страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией) исчислен в соответствии с действующим пенсионным законодательством за периоды: период обучения, периоды трудовой деятельности на территории РСФСР и Российской Федерации, а также за периоды работы на территории Белорусской ССР - до 13 марта 1992 года, кроме того, при подсчете размера ИПК учтен период ухода за ребенком, 1988 года рождения. Период трудовой деятельности на территории <данные изъяты>, начиная с 13 марта 1992 года, а также иные периоды (в том числе уход за ребенком, 1999 года рождения), имевшие место на территории <данные изъяты>, не учитываются при подсчете размера ИПК в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора.
ИПК в размере 10,247 был рассчитан специалистами территориального Пенсионного фонда исходя из моделирования ситуации, что на момент обращения за пенсией истец имела бы постоянное проживание на территории Российской Федерации. При этом, обращено внимание на то, что документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина России с отметкой о регистрации или документ иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Данные обстоятельства согласуются с представленным ответчиком в материалы гражданского дела № расчетом, где при наиболее оптимальном для истца варианте, индивидуальный пенсионный коэффициент при имеющемся страховом стаже, страховых взносах в выписке из лицевого счета застрахованного составляет 10,247.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил к спорным правоотношениям положения норм Федерального закона «О страховых пенсиях», дал отвечающую требованиям статьи 67 ГПК РФ оценку доводам сторон и представленным в материалы дела доказательствам и признал установленным, что ответчиком правильно определена величина индивидуального пенсионного коэффициента истца. При таких обстоятельствах, при величине ИПК 10,247, при требуемой величине 21, пенсионный орган, обоснованно указал, что имеющегося у истца размера ИПК не достаточно для назначения пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, вступивший в силу с 29 марта 2007 года, согласно которому каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений указанного Договора и своего законодательства (ст. 10 Договора). Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Социальные пенсии назначаются и выплачиваются согласно законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает лицо (ст. ст. 12 - 13 Договора).
На основании статьи 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
С 1 января 2021 года вступило в силу «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза» (далее по тексту - Соглашение) от 20 декабря 2019 года, которым регулируется пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Республики Беларусь, а также членов их семей, имеющих стаж работы на территории указанных стран.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.
На основании пунктов 57, 59.1 приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (действующего на момент обращения истца в Пенсионный фонд) документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации. Документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является его личное заявление.
Как следует из материалов дела, Альховикова О.А. на основании свидетельства № имела регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 12 ноября 2019 года по 11 ноября 2024 года. В период с 10 февраля 2021 года по 10 февраля 2031 года она зарегистрирована по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес> что подтверждается сведениями из решения от 26 апреля 2021 года № и стороной истца не оспаривалось.
Из представленных истцом в Пенсионный фонд документов, следует, что Альховикова О.А. имеет вид на жительство в <адрес> № № на период с 16 марта 2018 года по 28 февраля 2023 года.
Согласно имеющемуся в материалах дела формуляру «О стаже работы» от 19 февраля 2022 года №, выданному компетентным органам <данные изъяты>, Альховикова О.А. осуществляла трудовую деятельность на территории <данные изъяты> и имеет стаж работы в календарном исчислении 8 лет 10 месяцев 04 дня, в том числе в период с 11 августа 2008 года по 31 июля 2011 года, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года - работа, в период с 14 августа 1999 года по 14 августа 2002 года и с 1 марта 2018 года по 13 октября 2019 года - уход за ребенком до 3-х лет.
Кроме того, согласно представленной стороной истца справке от 22 декабря 2022 года № Альховикова О.А. с 19 мая 2022 года по настоящее время работает <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>
Сведений о том, что Альховикова О.А. зарегистрирована и постоянно проживает на территории Российской Федерации, где осуществляет трудовую деятельность, суду не представлено.
Решением от 24 мая 2021 года № № Пенсионный фонд отказал Альховиковой О.А. в назначении страховой пенсии по старости в связи с вступлением с 1 января 2021 года в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского союза, указав, что поскольку Альховикова О.А. является гражданином Российской Федерации, постоянно проживающей на территории Республики Беларусь, в связи с чем не имеется оснований для назначения страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, с п. 1 ст. 23 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Указав при этом, что согласно виду на жительство, выданному 16 марта 2018 года № № Альховикова О.А. зарегистрирована по месту жительства в <данные изъяты>, по данным УФМС на территории Российской Федерации с 10 февраля 2021 года по 10 февраля 2031 года зарегистрирована по месту пребывания. При этом согласно документам, представленным представителем, и выписке из индивидуального лицевого счета трудовую деятельность на территории Российской Федерации Альховикова О.А. не осуществляет.
Суд первой инстанции, проанализировав положения действовавших правовых норм, пришел к выводу о том, что оснований для назначения истцу страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом положений указанных выше международных договоров не имеется, поскольку Альховикова О.А., являясь гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории <данные изъяты> и осуществляет там трудовую деятельность, в связи с чем, ответчик пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих ее постоянное проживание на территории <данные изъяты>, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, из которых следует, что истец, несмотря на имеющуюся регистрацию по месту пребывания, на территории Российской Федерации не проживает, имеет вид на жительство в <данные изъяты>, где имеет регистрацию и осуществляет с августа 2008 года трудовую деятельность, с том числе, с 22 декабря 2022 года по настоящее время <данные изъяты>
Кроме того, из представленных УМВД России по Камчатскому краю от 1 февраля 2024 года № по запросу суда апелляционной инстанции сведений о передвижениях по территории Российской Федерации Альховиковой О.А., следует, что за период с 12 ноября 2019 года по настоящее время истец находилась на территории Камчатского края дважды с 5 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года (21 день) и с 3 января 2023 года по 13 января 2023 года (10 дней), что также опровергает факт постоянного проживания истца на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П; определения от 13 июля 2000 года № 185-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О и др.).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и указанное правовое регулирование, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что факт проживания Альховиковой О.А. на территории Российской Федерации не нашел своего подтверждениея предоставленными суду доказательствами.
Кроме того, в случае доказанности ответчиком факта проживания на территории РФ, на момент обращения за назначением пенсии 25 февраля 2021 года у истца отсутствовала совокупность условий, необходимых для назначения пенсии, а именно необходимая продолжительность страхового стажа и необходимая величина ИПК, тогда как наличие или отсутствие права на назначение страховой пенсии по старости подлежит определению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а согласно положениям статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» для признания права на страховую пенсию по старости необходимо соблюдение трех условий: возраст, страховой стаж, величина ИПК.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на неправильное толкование норм материального права и иную оценку представленных по делу доказательств, нарушений норм процессуального и материального права по делу не установлено. Суд первой инстанции, установив, что ответчиком права истца не нарушались, правомерно отказал в удовлетворении требований в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи