Судья Чернявский А.В. | Дело № 33-403/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Стальмахович О.Н.,
судей Полозовой А.А., Мелентьевой Ж.Г.,
при секретаре Ткаченко А.В.,
7 марта 2019 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к командиру войсковой части 25030-15 о признании права на получение выплаты компенсационного характера, возложении обязанности издать приказ об установлении компенсационной выплаты отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения Сакса В.А. и его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к командиру войсковой части 25030-15 с учетом уточненных требований о признании права на получение компенсации, как гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов к должностному окладу в размере 50% ежемесячно с 1 января 2018 года, возложении обязанности издать приказ об установлении ему указанной компенсационной выплаты к должностному окладу в размере 50% ежемесячно с 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований указал, что со ДД.ММ.ГГГГ работает в войсковой части 25030-15 на основании трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Приказом командира войсковой части 25030-15 от ДД.ММ.ГГГГ№ он переведен на должность командира отделения отряда ВОХР с 16 октября 2017года. В соответствии с приказом командира войсковой части 25030-15 от 9 января 2018 года № 9 гражданскому персоналу отряда ВОХР, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, с 1 января 2018 года была установлена компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50 % ежемесячно. В последующем приказом № 136 от 3 мая 2018 года указанная компенсационная выплата была прекращена с января 2018 года. Считал данный приказ незаконным, поскольку по роду своей служебной деятельности на основании приказов командира для поддержания боевой готовности и внутреннего порядка, охраны вооружения, боеприпасов, боевой и другой техники, имущества и помещений, в соответствии с графиком вахт ВОХР, он заступает в составе суточного наряда по охране и защите объекта хранения вооружения и боеприпасов, а, следовательно, как работник, заступающий в караул, он имеет право на установление компенсационной выплаты в размере 50% к должностному окладу.
ФИО1 участия в судебном заседании не принимал, его представитель ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель командира войсковой части 25030-15 ФИО3 полагала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» и Министерство обороны Российской Федерации своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО1 просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Оспаривает выводы суда о том, что в спорный период он заступал в суточные наряды как начальник караула, ссылаясь на приказы командира войсковой части 25030-15 о назначении суточных нарядов с января по октябрь 2018 года, согласно которым он заступал в наряд дежурным по КПП-3, а затем – контролером по КПП ПВ-5, патруль по ПВ-5, и в его должностные обязанности входило исполнение обязанностей по соблюдению пропускного режима при входе (выходе) пребывающих на территорию пункта выдачи № 5 (ПВ-5) лиц, а также при выносе (вносе) и вывозе (ввозе) имущества. Указывает, что ПВ-5 является постом, имеющим свои границы и запретные зоны, запретные границы, ограждение по периметру, по которому осуществляется патрулирование между внешним и внутренним ограждением объекта, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.д. Считает ошибочным вывод суда о том, что надбавка устанавливается за одновременное исполнение обязанностей по выдаче по выдаче, приему, хранению и охране оружия, полагая, что именно состав караула осуществляет непосредственную охрану арсеналов, баз, складов, усиливает посты, отражает нападение и обеспечивает безопасность мирного населения, в связи с чем, весь гражданский персонал, входящий в состав суточного наряда, имеет право на компенсационную выплату в размере 50 % к должностному окладу. Кроме того, компенсационная выплата должностным лицам ВОХР установлена коллективным договором и носит обязательный характер, а прекращение ее выплаты влечет за собой изменение трудовых отношений. Считает, что вынесенное судом решение нарушает дисбаланс в заработной плате, так как стрелок получает больше, чем командир отделения.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «УФО МО РФ по КК и ЧАО» и командир войсковой части 25030-15 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Всоответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Пунктом 14 Положения установлено, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 822 от 29 декабря 2007 года выплаты компенсационного характера устанавливаются гражданскому персоналу воинских частей и организаций, в том числе за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 15 Положения основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителя воинской части и организации.
Согласно пункту 17 Положения гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (Примечание пункту 17 Положения).
Данные выплаты осуществляются по перечню должностей, приведенному в Приложении, в соответствии с установленными в нем размерами.
Таким образом, согласно положениям указанного пункта Приказа Министра обороны Российской Федерации данная выплата носит компенсационный характер, для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов.
Как следует из Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 541 от 30 декабря 2001 года «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации», охрана и защита объекта - есть комплекс организационных и технических мер по обеспечению контроля над объектом, сохранности на нем материальных средств, ограждения их от противоправных посягательств и враждебных действий.
Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения ведомственной охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты (пункт 18 Инструкции).
Согласно пункту 19 Инструкции для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны.
Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.
Для охраны и защиты других объектов из работников ведомственной охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий начальник караула под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.
Пунктом 31 Инструкции предусмотрено, что для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное табелем постам время по средствам связи докладывают начальнику караула об обстановке на посту.
Таким образом, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Минобороны России, осуществляет часовой, а не иные лица ВОХР, в том числе, заступающие в караул.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты> войсковой части 25030-15 Арсенала (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность командира отделения отряда ВОХР, что подтверждается выписками из приказов № 225 от 2 декабря 2013 года, № 253 от 10 октября 2017 года, копией трудового договора № ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истцу до 1 мая 2018 года, в том числе за период с января по апрель 2018 года включительно, на основании приказа командира в/ч 25030-15 № 9 от 9 января 2018 года выплачивалась компенсационная выплата в размере 50 % должностного оклада за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, что подтверждается справкой-расчетом, карточкой-справкой за 2018 год, расчетными листками по заработной плате истца, и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела по существу.
Приказом командира в/ч 25030-15 № 154 от 22 мая 2018 года в приказ № 22 от 9 января 2018 года внесены изменения, согласно которым вышеуказанная выплата установлена только для стрелков ВОХР, указание на установление данной выплаты командирам отделения ВОХР, в том числе Сакс В.В, исключено, и с мая 2018 года указанная компенсационная выплата истцу не выплачивается, что подтверждено расчетными листами и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании.
Разрешая спор, и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, занимая должность командира отделения команды военизированной охраны, правом на получение спорной компенсационной выплаты не обладает, поскольку в спорный период он, заступая в суточный наряд в должности начальника караула, непосредственной охраной, приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, находящихся в арсеналах, центрах, базах и складах Министерства обороны не занимался, доказательств обратному суду не представлено.
Вместе с тем, ФИО1 и его представитель при рассмотрении дела ссылались на то, что, заступая в суточные наряды, истец нес дежурство не в качестве начальника караула, а являлся дежурным контрольно-пропускного пункта и исполнял обязанности по пропускному режиму, а также обязанности постовой службы по охране вверенной ему территории.
Согласно выпискам из приказов командира в/ч 25030-15 о назначении суточных нарядов, в период с мая по июль 2018 года ФИО1 регулярно заступал в суточные наряды в качестве дежурного по КПП-3 АХТ, с сентября по ноябрь 2018 года - контролером по ТСО (КПП ПВ-5), контролером по КПП ПВ-5, патруль по ПВ, тогда как доказательств тому, что истец в спорный период заступал в суточные наряды и исполнял в карауле обязанности начальника караула, материалы дела не содержат.
Несмотря на то, что истцом при рассмотрении дела указывалось на эти обстоятельства, суд первой инстанции эти доводы не проверил, указанные обстоятельства в качестве юридически значимых не определил и не дал им в решении никакой правовой оценки, тогда как эти обстоятельства подлежали установлению и исследованию, поскольку они имеют юридическое значение для правильного рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ ввиду несоответствия изложенных в решении суда выводов фактическим обстоятельствам дела.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из представленных в порядке пункта 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в суд апелляционной инстанции инструкции дежурного по КПП ПВ № 5 и инструкции дежурного по контрольно-пропускному пункту № 3, утвержденных командиром войсковой части 25030-15, дежурный по КПП ПВ № 5 отвечает за соблюдение пропускного режима при входе (выходе) прибывающих на территорию Пункта выдачи № 5 (ПВ № 5) лиц, а также при выносе (вносе) и вывозе (ввозе) имущества. Дежурный по КПП обязан, в том числе: принять по описи документацию, оборудование и имущество, проверить работоспособность рабочего места (шлюза и КПП ПВ № 5), технических средств связи; проверять документы и производить обмен основных пропусков на спецпропуска; производить инструктаж с лицами, прибывшими на территорию ПВ № 5, о правилах поведения и требований правил ВПБ на ПВ № 5 в/ч 25030-15; находиться на КПП; контролировать правильность несения службы своими помощниками.
Дежурный КПП-3 отвечает за пропускной режим на административно-хозяйственную территорию войсковой части 25030-15, прибывших лиц, а также при выносе (вносе) и вывозе (ввозе) имущества. Дежурный КПП-3 обязан, в том числе: разрешать вход в помещении КПП-3 только лицам согласно списку, утвержденному командиром части; знать описание и время действия пропусков, документы, удостоверяющие личность, а также обязанности, изложенные в табеле постам; пропускать всех лиц, проходящих через КПП по утвержденным спискам и пропускам, сличая пропуска с образцами, имеющимися на КПП, при этом пропуска обязательно брать в руки; проверять по материальному пропуску (путевому листу) при выносе (вносе) или вывозе (ввозе) какого-либо имущества, что именно и в каком количестве разрешено пронести или провезти; пропускать только те машины, которые имеют путевые листы; задерживать лиц, пытающихся проникнуть на объект (покинуть объект) с нарушением пропускного режима, а также по недействительным пропускам (документам), доложить дежурному по арсеналу, по тревоге на военном объекте перекрыть проход и выпуск с объекта (на объект), производить только с разрешения дежурного по арсеналу; при нападении на КПП-3 нажать кнопку тревоги и доложить дежурному по арсеналу.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в спорный период истец, выполняя свои функциональные обязанности по обеспечению пропускного режима в суточных нарядах в качестве дежурного по КПП-3, АХТ, контролера по ТСО (КПП ПВ-5), контролера по КПП ПВ-5, патруль по ПВ, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, фактически не осуществлял.
Доказательств тому, что в спорный период ФИО1 непосредственно выполнял обязанности по охране либо приему, хранению, выдаче вооружения и боеприпасов склада, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций представлено не было.
При таких обстоятельствах, ФИО1 не имел права на получение компенсационных выплат за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за оспариваемый период. Такие выплаты могли быть произведены только в случае подтверждения непосредственного участия в охране объектов и включения истца в постовую ведомость с указанием времени нахождения на посту.
Ссылка апеллянта на то, что оспариваемая надбавка выплачивается всем без исключения стрелкам ВОХР, независимо от того, на какие должности караула они заступают, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании за ним права на получение выплаты компенсационного характера и возложении на ответчика обязанности издать приказ об установлении компенсационной выплаты не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 20ноября 2018 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к командиру войсковой части 25030-15 о признании права на получение выплаты компенсационного характера, возложении обязанности издать приказ об установлении компенсационной выплаты отказать за необоснованностью.
Председательствующий
Судьи