Судья Селибов А.Ф. | Дело № 33а-1862/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Горна В.Ф., |
судей | Гончаровой Н.В., Венина А.Н., |
при секретаре | Выстровой Л.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 3 августа 2017 года административное дело по апелляционной жалобе Грушкевич Е.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 мая 2017 года, которым постановлено:
административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю к Грушкевич Е.В. о взыскании недоимки по налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Грушкевич Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 4054 рубля 34 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1391 рубль 96 копеек, недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 1587 рублей 33 копейки, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 374 рубля 96 копеек, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 141 рубль 68 копеек, а всего взыскать 7550 рублей 27 копеек.
Взыскать с Грушкевич Е.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., возражения на жалобу представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю Салагорова М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Грушкевич Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 4054 руб. 34 коп., пени в размере 1391 руб. 96 коп.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 года в размере 1587 руб. 33 коп., пени в размере 374 руб. 96 коп.; пени, начисленных на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 141 руб. 68 коп.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю Валиева С.А. в судебном заседании требования поддержала.
Административный ответчик Грушкевич Е.В. участия в судебном заседании не принимала.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Грушкевич Е.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на уплату взыскиваемых сумм налогов, в доказательство чего приложила платежные документы от 12 и 13 января 2016 года.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, материалы дела № 2а-5116/2016 о выдаче судебного приказа, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ закреплена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 2 и 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, 25 июня 2015 года Грушкевич Е.В. направлено налоговое уведомление № 483051 от 17 мая 2015 года о необходимости уплаты в срок до 1 октября 2015 года земельного налога за 2014 год в сумме 1587 руб. 33 коп., налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 4054 руб. 34 коп. с приложением платежных документов на их уплату (л.д. 39-41).
В связи с неуплатой налогов Грушкевич Е.В. было выставлено требование от 16 октября 2015 года № 57471 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 4054 руб. 34 коп., земельного налога за 2014 год в сумме 1587 руб. 33 коп., а также пени в размере 740 руб. 01 коп., 265 руб. 60 коп., 17 руб. 44 коп. со сроком уплаты до 4 февраля 2016 года (л.д. 30-31).
Кроме этого Грушкевич Е.В. выставлялись требования:
от 19 апреля 2013 года № 50241 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений в размере 18 руб. 74 коп. со сроком уплаты до 15 июля 2013 года (л.д. 12-14);
от 14 октября 2013 года № 109619 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах городских поселений в размере 107 руб. 94 коп. со сроком уплаты до 13 января 2014 года (л.д. 15-17);
от 14 октября 2013 года № 109618 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений в размере 426 руб. 46 коп. со сроком уплаты до 13 января 2014 года (л.д. 18-20);
от 14 октября 2013 года № 109617 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений в размере 106 руб. 37 коп. со сроком уплаты до 13 января 2014 года (л.д. 21-23);
от 19 апреля 2013 года № 50243 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах городских поселений в размере 17 руб. 05 коп. со сроком уплаты до 15 июля 2013 года (л.д. 24-26);
от 19 апреля 2013 года № 50242 об уплате пени на земельный налог с физических лиц в границах сельских поселений в размере 317 руб. 57 коп. со сроком уплаты до 15 июля 2013 года (л.д. 27-29).
Поскольку обязательства, указанные в требованиях об уплате налогов и пени, Грушкевич Е.В. исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье Камчатского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.
Судебный приказ был вынесен 12 августа 2016 года и отменен определением мирового судьи Камчатского края от 14 октября 2016 года, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС № 3 по Камчатскому краю 24 марта 2017 года в суд с административным исковым заявлением.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца о взыскании с Грушкевич Е.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 4054 руб. 34 коп., земельного налога за 2014 год в сумме 1587 руб. 33 коп., а также пени в размере 1391 руб. 96 коп., 374 руб. 96 коп., 141 руб. 68 коп.
С таким выводом городского суда судебная коллегия согласиться не может.
В апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на своевременное исполнение обязанности по уплате налогов за 2014 год, в подтверждение чего приложила соответствующие платежные документы. Дополнительно указав, что копии квитанций были представлены в суд.
Из представленных платежных документов от 13 января 2016 года № 7492189626 и от 12 января 2016 года № 7485080830 следует, что 12 января 2016 года административным ответчиком была произведена оплата налога на имущество в сумме 4054 руб. 34 коп. по налоговой квитанции с индексом № 18204177150002414779, а 13 января 2016 года произведена оплата земельного налога в сумме 1587 руб. 33 коп. по налоговой квитанции с индексом № 18204177150002564525.
Денежные средства были зачислены в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с правильным указанием БИК, КБК, ОКТМО, в платежных документах указаны сведения о налоговом органе, являющемся получателем платежа: Межрайонная ИФНС России № 3 по Камчатскому краю, правильно указан ИНН налоговой инспекции 4101135273 и ее КПП 410101001.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что Грушкевич Е.В. была исполнена обязанность по уплате налога за 2014 год в установленные в требовании № 57471 от 16 октября 2015 года сроки, уплата налогов произведена на основании приложенных к налоговому уведомлению № 483051 от 17 мая 2015 года налоговых квитанций, в связи с чем оснований для взыскания с Грушкевич Е.В. недоимки за 2014 год в судебном порядке у налогового органа не имелось.
В силу п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Соответственно, при решении вопроса о правомерности начисления и взыскания пени необходимо установить правомерность начисления самого налога, положенного в основу расчета пени, и соблюдения налоговым органом процедуры его взыскания.
Как следует из имеющихся в материалах дела таблиц расчета пени (л.д. 48-55) и расчета суммы, подлежащей к взысканию (л.д. 46-47), предъявленные к взысканию пени начислены на недоимки по налогам, образовавшиеся за периоды ранее 2014 года.
Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие у административного ответчика Грушкевич Е.В. задолженности по налогам, на которую административным истцом начислены пени.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель налоговой инспекции пояснила, что часть пени в размере 740 руб. 01 коп. и 265 руб. 60 коп. начислены за период с 1 ноября 2014 года по 30 сентября 2015 года за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 год. Вместе с тем данные пояснения противоречат налоговому законодательству, поскольку срок уплаты налогов за 2014 год установлен до 1 октября 2015 года, в связи с чем ранее этой даты пени начисляться не могут.
Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств законности и обоснованности взыскания пени за несвоевременную уплату налогов, как и не представлено никаких доказательств наличия задолженности, из которой рассчитаны пени, вручения (направления) административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате недоимки по налогам по ранним периодам времени, по которым были начислены указанные в расчете пени, так и оплаты административным ответчиком или взыскания налоговым органом по ним задолженностей, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требования налогового органа о взыскании пени.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
При таких обстоятельствах, решение суда об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 3 по Камчатскому краю к Грушкевич Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 мая 2017 года отменить.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю к Грушкевич Е.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным границах сельских поселений, за 2014 год в размере 4054 руб. 34 коп., пени в размере 1391 руб. 96 коп., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений, за 2014 год в размере 1587 руб. 33 коп., пени в размере 374 руб. 96 коп., пени, начисленных на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских поселений, в размере 141 руб. 68 коп. отказать.
Председательствующий
Судьи