НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Камчатского краевого суда (Камчатский край) от 02.08.2018 № 33А-1783/18

Судья Селибов А.Ф.

Дело № 33а-1783/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Вереса И.А.,

судей

Гончаровой Н.В., Венина А.Н.,

при секретаре

Выстровой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 2 августа 2018 года административное дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 мая 2018 года, которым постановлено:

административный иск ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу удовлетворить.

Взыскать с Гурьянова П.М. (ИНН ), ДД.ММ.ГГГГ рождения, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 3150 рублей и пеню, начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 2 декабря 2016 года по 7 февраля 2017 года, в размере 71 рубль.

В удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1785 рублей отказать.

Взыскать с Гурьянова П.М. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Заслушав доклад судьи Гончаровой Н.В., объяснения представителя административного истца ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому Ракова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому обратилась в суд с административным иском к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 4935 руб., пени в размере 71 руб. 40 коп.

В обоснование требований указало, что Гурьянову П.М. был начислен транспортный налог на транспортные средства «Toyota Corolla Fielder», государственный регистрационный номер , и «Toyota Corolla», государственный регистрационный номер , за 2014 и 2015 годы. В связи с неуплатой транспортного налога в установленный законом срок ему начислены пени. За период со 2 декабря 2016 года по 7 февраля 2017 года сумма пени составила 71 руб. 40 коп.

Административный истец ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому своего представителя в суд не направила.

Административный ответчик Гурьянов П.М. возражал против взыскания с него задолженности за 2014 год, полагая, что к ней должна быть применена налоговая амнистия.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Гурьянова П.М. недоимки по транспортному налогу за 2014 год отменить, требования налогового органа удовлетворить. Указывает, что срок уплаты транспортного налога за 2014 года истек 1 октября 2015 года, в связи с чем сумма транспортного налога не являлась недоимкой по состоянию на 1 января 2015 года. При таких обстоятельствах недоимка по транспортному налогу за 2014 год не подлежит списанию как безнадежная и подлежит взысканию.

В возражениях на апелляционную жалобу Гурьянов П.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы дела о выдаче судебного приказа, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (на дату исчисления налога за 2014 год) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2015 года Гурьянову П.М. направлено налоговое уведомление № 831219 от 13 мая 2015 года о необходимости уплаты в срок до 1 октября 2015 года транспортного налога за 2014 год, начисленного на транспортное средство «Toyota Corolla Fielder», государственный регистрационный номер , в размере 1785 руб. (л.д. 12-13).

19 сентября 2016 года Гурьянову П.М. направлено налоговое уведомление № 111907852 от 6 августа 2016 года о необходимости уплаты в срок до 1 декабря 2016 года транспортного налога за 2015 год, начисленного на транспортное средство «Toyota Corolla Fielder», государственный регистрационный номер , в размере 2520 руб., на транспортное средство «Toyota Corolla», государственный регистрационный номер , в размере 630 руб., всего 3150 руб. (л.д. 14-15).

В связи с неуплатой транспортного налога Гурьянову П.М. были выставлены требование от 25 октября 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 1785 руб. и требование от 8 февраля 2017 года об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 3150 руб., пени в размере 71 руб. 40 коп. (л.д. 8-11).

Поскольку обязательства, указанные в требовании об уплате налогов и пени, Гурьяновым П.М. исполнены не были, налоговый орган обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа.

Судебный приказ был вынесен 12 сентября 2017 года и отменен 31 октября 2017 года, что послужило основанием для обращения налогового органа 10 апреля 2018 года в суд с административным исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований налогового органа в части взыскании с Гурьянова П.М. недоимки по транспортному налогу за 2014 год, суд первой инстанции, сославшись на положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признал образовавшуюся у Гурьянова П.М. недоимку по транспортному налогу за 2014 года безнадежной ко взысканию и не подлежащей взысканию с административного ответчика. В остальной части требования налогового органа удовлетворил.

Вместе с тем суд неверно трактовал положения вышеприведенного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Таким образом, положениями указанного Федерального закона установлена налоговая амнистия на недоимку по транспортному налогу, образовавшуюся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.

При этом в силу ст. 11 Налогового кодекса РФ недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ, в редакции на дату исчисления транспортного налога за 2014 год, транспортный налог за 2014 год подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Принимая внимание изложенное, недоимка по транспортному налогу за 2014 года образовалась у Гурьянова П.М. только 2 октября 2015 года и, следовательно, она не может быть признана безнадежной ко взысканию в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1785 руб. с принятием в этой части нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Решение суда в части удовлетворении требований налогового органа о взыскании с Гурьянова П.М. пени по транспортному налогу в сумме 71 руб. подлежит изменению, поскольку выводы суда об округлении предъявленной ко взысканию суммы пени в размере 71 руб. 40 коп. до 71 руб. основаны на неправильном применении судом положений Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Порядок исчисления пеней, установленный п.п. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ, не предусматривает округление суммы пеней до целых чисел.

В связи с чем, округление суммы пеней в сторону уменьшения неправомерно.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым изменить сумму пени, подлежащей взысканию с ответчика, и взыскать с Гурьянова П.М. пеню, начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за период со 2 декабря 2016 года по 7 февраля 2017 года, в размере 71 руб. 40 коп.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с законом и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 мая 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год.

Удовлетворить административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому к Гурьянову П.М. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год.

Взыскать с Гурьянова П.М., проживающего по адресу <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 1785 руб.

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 17 мая 2018 года в части взыскания с Гурьянова П.М. пени изменить.

Взыскать с Гурьянова П.М., проживающего по адресу <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому пеню в размере 71 руб. 40 коп.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи