Судья Климкина С.В. № 33-1765/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-1-14/2020
29 июня 2020 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Ватолиной Ю.А., Клюевой С.А.,
при секретаре Седовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Романовой В.В. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения на решение Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года по делу по иску Людиновского городского прокурора в интересах Кузенковой Кристины Владимировны к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения о признании права и оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Людиновский городской прокурор обратился в суд в интересах Кузенковой К.В. с иском к администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения, уточнив исковые требования, просил признать за Кузенковой К.В. право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ответчика произвести в полном объеме оплату Кузенковой К.В. ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, использованного ею с 30 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года, в размере 9 797 руб. 34 коп.
В обоснование иска указал, что Кузенкова К.В. относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны отселения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 7 мая 2019 года истица обратилась к ответчику с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, однако письмом от 3 июля 2019 года получила отказ. Письмом от 7 августа 2019 года Кузенкова К.В. была уведомлена ответчиком о том, что ей будет оплачен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней. Указанная выплата осуществлена 28 августа 2019 года. Считает, что ответчиком необоснованно отказано Кузенковой К.В. в оплате указанного отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Прокурор Герасимов А.В. и истец Кузенкова К.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты Калужской области, ООО «Агро-Инвест», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года исковые требования Людиновского городского прокурора в интересах Кузенковой Кристины Владимировны удовлетворены, постановлено:
признать за Кузенковой Кристиной Владимировной право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
обязать администрацию муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения произвести в полном объеме оплату Кузенковой Кристине Владимировне ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, использованного ею с 30 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года, выплатив в ее пользу 9 797 руб. 34 коп.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Кузенкова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживала в поселке <адрес> Брянской области в период с 6 декабря 1992 года по 18 марта 2011 года и с 6 июня 2012 года по 18 сентября 2014 года. С 18 сентября 2014 года проживает в городе <адрес> Калужской области.
10 апреля 2013 года Кузенковой К.В. было выдано удостоверение серии АК №, подтверждающее статус гражданина, проживающего в зоне отселения, а 21 ноября 2014 года – удостоверение серии АЮ №, подтверждающее статус гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения.
Приказом ООО «Агро-Инвест» №-ЧАЭС от 30 апреля 2019 года истице был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 30 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года. Также ей была выдана справка для оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, согласно которой размер оплаты дополнительного отпуска составляет 19 594 руб. 68 коп.
За оплатой отпуска Кузенкова К.В. обратилась к ответчику.
Письмом № от 3 июля 2019 года ответчик отказал Кузенковой К.В. в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, обосновав это тем, что статья 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит нормы, предусматривающей предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения на новое место жительства.
Распоряжением № от 7 августа 2019 года Кузенковой К.В. был оплачен дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней за период с 1 августа 2019 года по 31 августа 2019 года в сумме 9 797 руб. 34 коп, в соответствии со статьей 19 Закона, как постоянно проживающей (работающей) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, о чем истица была уведомлена письмом № от 7 августа 2019 года.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (действовавшего в вышеуказанные периоды времени) в зону отселения был включен населенный пункт – поселок <адрес> Брянской области.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту – Закон) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Как установлено судом, статус истца как лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, подтверждается удостоверением, выданным в установленном порядке, и не оспаривался ответчиком и третьими лицами.
Как следует из преамбулы к статье 17 Закона, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в пунктах 1-13 статьи 17 Закона.
Использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней как мера социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрена пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13 декабря 2017 года № 40-П, выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года № 273-О и от 1 марта 2007 года № 26-О).
При этом в пункте 22 вышеназванного постановления Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что зона отселения характеризуется различными показателями радиоактивного загрязнения, с учетом которых оценивается возможность проживания на соответствующей территории. Если плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), проживание населения на таких территориях зоны отселения запрещается. Граждане подлежат обязательному отселению, а возможность их возвращения на указанные территории исключается вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки
Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Классификатор мер социальной поддержки, содержащий перечень получателей мер социальной поддержки, в котором под кодом «05 01 05 02» указаны граждане, выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы. При этом в разделе 7 «Льготы» в качестве предоставляемой льготы указан дополнительный оплачиваемый отпуск, в числе лиц, которым он может быть предоставлен, лица, указанные под кодом «05 01 05 02», то есть выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и последующие годы.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Кузенкова К.В. имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалоб.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Людиновского районного суда Калужской области от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» в лице отдела социальной защиты населения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи