НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калужского областного суда (Калужская область) от 17.09.2018 № 33-2708/18

Судья Буторова О.В. Дело № 33-2708/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2018 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ватолиной Ю.А., Силаевой Н.Л.,

при секретаре Билибиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2018 года по иску Титова В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию,

УСТАНОВИЛА:

25 апреля 2018 года Титов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее – УПФР в г. Калуге Калужской области), указав, что решением ответчика от 23 марта 2018 года № 388 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия страхового стажа 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8, с чем он не согласен, поскольку согласно данным трудовой книжки он имеет трудовой стаж в коллегии адвокатов с 24 декабря 1997 года по 31 октября 2016 года. Просил признать данное решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения.

Истец Титов В.А. в суде первой инстанции заявленные требования поддержал, представитель ответчика Жердева Е.О. иск не признала.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2018 года исковые требования удовлетворены, признано право Титова В.А. на назначение страховой пенсии по старости с 8 февраля 2018 года, УПФР в г. Калуге Калужской области обязано назначить Титову В.А. страховую пенсию по старости с указанной даты.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Калуге Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения.

Заслушав представителей УПФР в г. Калуге Калужской области Жердеву Е.О. и Басихину Е.А., поддержавших жалобу, Титова В.А., полагавшего решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела видно, что Титов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся с 1997 года получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", 7 февраля 2018 года обратился в УПФР в г. Калуге Калужской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Решением УПФР в г. Калуге Калужской области от 23 марта 2018 года №388 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа (9 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8. На дату обращения страховой стаж истца по данным пенсионного органа составил 6 лет 9 месяцев.

В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенного в действие Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч.1).

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2).

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (ч.3).

Таким образом, истцу для назначения страховой пенсии по старости необходимо наличие страхового стажа 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2).

Титов В.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26 марта 1998 года.

Пенсионным органом в страховой стаж истца был зачтен период работы с 26 июня 1978 года по 6 декабря 1978 года в совхозе «Авчурино» по трудовой книжке, имевший место до даты регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования. После такой регистрации Титову В.А засчитаны периоды работы в Калужской коллегии Российских адвокатов, отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года и с 7 февраля 2003 года по 24 мая 2005 года, как адвоката.

Согласно записям в трудовой книжке Титова В.А. 24 декабря 1997 года он был принят в члены Калужской коллегии Гильдии Российских адвокатов, которая 20 декабря 1999 года была переименована во Вторую Калужскую областную коллегию адвокатов, 5 июня 2003 года преобразована в Негосударственную некоммерческую организацию «Вторая Калужская областная коллегия адвокатов», 6 августа 2015 года переименована в ННО «Калужская областная коллегия адвокатов». 31 октября 2016 года истец отчислен из членов коллегии адвокатов по собственному желанию.

В выписке из лицевого счета застрахованного лица на имя Титова В.А. за данный период отражены сведения о стаже работы истца с 1 января 1998 года по 31 декабря 2001 года (страховые взносы уплачивались Второй Калужской коллегией адвокатов) и с 7 февраля 2003 года по 2 марта 2006 года (страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивались Титовым В.А. по 2005 год).

Сведения об уплате страховых взносов за иные периоды работы истца адвокатом отсутствуют.

Суд, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, сослался на информацию ННО «Калужской областной коллегии адвокатов» о том, что до 1 января 2010 года коллегией уплачивались обязательные платежи в бюджетную систему РФ, в том числе взносы на обязательное пенсионное страхование.

Между тем, доказательства уплаты страховых взносов за истца предоставлены не были, в выписке из лицевого счета застрахованного лица на имя Титова В.А. такие сведения отсутствуют.

Кроме того, Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, у Титова В.А. с 24 мая 2005 года и до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (в части внесения изменений в статью 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и в статью 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ) отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Титов В.А. со 2 марта 2006 года был снят с учета в качестве страхователя в УПФР в г. Калуге Калужской области. Данные об уплате им страховых взносов после указанной даты также в деле отсутствуют.

Также судом неправильно истолкованы положения Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 №9-П, поскольку Титов В.А. в коллегии адвокатов по трудовому договору не работал.

Тогда как предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по указанному делу являлись взаимосвязанные нормативные положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N 407), в той части, в какой они относятся к застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, и определяют условия приобретения ими права на трудовую пенсию и размер ее страховой части.

Коллегия адвокатов не являлась по отношению к истцу страхователем, поскольку в силу п.п.2 п.1 ст.6, абз.3 п.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокаты являются одновременно страхователями и застрахованными лицами.

При таких обстоятельствах, отсутствовали основания для зачета в страховой стаж истца периодов его работы, за которые не уплачивались страховые взносы. При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента истца менее положенных 13,8.

Исходя из чего, решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости ввиду отсутствия страхового стажа 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 являлось законным, а решение суда об удовлетворении иска подлежит отмене, как основанное на неправильном применении судом норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 7 июня 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Титову В. А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию отказать.

Председательствующий

Судьи