НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калужского областного суда (Калужская область) от 02.07.2018 № 33А-1815/18

Судья Паршина Р.Н. Дело № 33а - 1815/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Власова Е.В.,

судей Кропоткина В.И. и Жудова Н.В.,

при секретаре Бармашовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Власова Е.В.

дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 14 марта 2018 года по административному исковому заявлению Косякина Владимира Стефановича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Калуги об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налогов и восстановлении нарушенных прав,

УСТАНОВИЛА:

Косякин В.С. 29 января 2017 года предъявил в суд иск к Инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) России по Ленинскому округу города Калуги, в котором указывает на уважительность пропуска срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченных налогов, оспаривает отказ налогового органа возвратить излишне перечисленные им в счет налоговых платежей денежные средства в размере 116640 руб. 55 коп., просит признать незаконными содержащие такой отказ решения административного ответчика №№ 3857, 3858, 3859,3860 от 21 ноября 2017 года, а также просит обязать ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги осуществить возврат ему указанной суммы с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день удержания денежных средств, начиная со следующего дня после истечения месячного срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела административный истец Косякин В.С. и его представитель Галстян А.А. просили требования административного иска удовлетворить.

Представитель ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги Мережаный Д.А. полагал, что основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 марта 2018 года постановлено признать незаконными решения ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги от 21 ноября 2017 года за №№ 3857, 3858, 3859, 3860. Обязать ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги произвести возврат Косякину В.С. суммы излишне уплаченного налога по НДС агента в размере 92262 руб., по НДС за товары в размере 24013 руб. 34 коп., по ЕСН в ФСС – 19 руб. 34 коп., по ЕСН, зачисляемых в ФФОМС – 345 руб. 87 коп., с начислением процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата, начиная с 10 декабря 2017 года по день фактической уплаты, и уплаченной госпошлины в размере 3532 руб. 81 коп.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее со стороны административного истца, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Косякин В.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17 марта 1999 года (дата перерегистрации 11 ноября 2004 года) и 07 мая 2010 года в ЕГРИН была внесена запись о прекращении указанным лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.<данные изъяты>).

В представленном в суд отзыве административный ответчик указал, что 28 сентября 2017 года было подано заявление Косякина В.С. о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом за период с 2004 года по 2010 год (л.д.<данные изъяты>).

Из дела видно, что на основании указанного обращения ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги Косякину В.С. была выдана справка о том, что по состоянию на 29 сентября 2017 года имеется переплата налогов на общую сумму 116640 руб.55 коп., а именно: НДС-агенты 1020101 налоговый агент (Н/А) – 92292 руб., НДС на товары, произведенные на территории Российской Федерации 1020101 – 24013 руб. 34 коп., ЕСН в ФСС 1010540 агент-работодатель (Н/А), ЕСН, зачисляемый в ФФОМС – 345 руб.87 коп. (л.д.20,21).

Из дела также видно, что 09 ноября 2017 года Косякин В.С. обратился в ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги с заявлениями о возврате перечисленных в справке , как излишне уплаченных, налогов, общая сумма которых составила 116640 руб.55 коп.

На заявления Косякина В.С. от 09 ноября 2017 года ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги 21 ноября 2017 года были вынесены решения об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных налогов: – на сумму 92262 руб., – на сумму 24013 руб.34 коп., – на сумму 345 руб. 87 коп., – на сумму 19 руб. 34 коп. (л.д. 23-26). В качестве причины отказа во всех названных решениях указано на то, что заявления поданы по истечении трех лет со дня уплаты налога (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Не согласившись с отказом налогового органа осуществить возврат излишне уплаченных налогов, Косякин В.С. обратился в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что о факте переплаты денежных средств в счет налогов налогоплательщик узнает с момента извещения его об этом налоговым органом. Суд первой инстанции применительно к обстоятельствам дела посчитал, что о факте переплаты налогов и, соответственно, о нарушении прав Косякину В.С. стало известно только 29 сентября 2017 года. До этого времени ни в 2004 году, ни в 2007 году извещения о переплате налогов административным ответчиком Косякину В.С. не направлялись. С учетом этого, суд первой инстанции сделал вывод о том, что на момент обращения Косякина В.С. в суд срок по указанным им требованиям не истек, в связи с чем суд удовлетворил заявленный административный иск.

С таким решением суда первой инстанции согласиться нельзя ввиду следующего.

Сторонами при рассмотрении дела не ставилось под сомнение то, что Косякин В.С. в период осуществления предпринимательской деятельности уплачивал налог на добавленную стоимость, ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, ЕСН, зачисляемый в ФСС. Этот факт нашел отражение и в отзыве административного ответчика на иск (л.д.<данные изъяты>).

Вместе с тем, Косякиным В.С. не представлены какие-либо платежные документы, свидетельствующие о том, что он фактически излишне уплатил перечисленные в справке налоги на общую сумму 116640 руб.55 коп. (документы о перечислении этих средств), а также и копии налоговых деклараций, отражающие данные, послужившие основаниями для исчисления и уплаты названных в справке налогов.

Информация об излишне внесенных Косякиным В.С. суммах налогов по состоянию на 29 сентября 2017 года носит справочный характер и сформирована налоговым органом на основании имеющихся у налогового органа сведений карточки расчетов указанного лица с бюджетом.

Таким образом, Косякиным В.С. как перед налоговым органом, так и перед судом был поставлен вопрос о возврате излишне уплаченных денежных средств, в отношении которых первичные документы, обосновывающие платежи, а также и подтверждающие их осуществление, отсутствуют.

Согласно представленным налоговым органом сведениям последние перечисления денежных средств Косякиным В.С. в счет оплаты налогов производились в 2004 году (л.д.57).Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В действующей на момент рассмотрения дела редакции статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей (пункт 1).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7).

Аналогичные нормативные положения о возможности возврата сумм излишне уплаченного налога, о том, что возврат таких сумм осуществляется по заявлению налогоплательщика, а также и о том, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы содержали действовавшие ранее положения пунктов 1,5,7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела с очевидностью следует, что заявление о возврате сумм излишне уплаченных налогов в ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги Косякиным В.С. было подано со значительным пропуском установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерацией трехлетнего срока, исчисляемого в силу прямого указания нормативных установлений со дня уплаты налогов.

В постановлении от 24 марта 2017 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает сроки, в течение которых налогоплательщик может реализовать свои права и которые носят, по сути, пресекательный характер. В качестве примера такого срока назван предусмотренный пунктом 7 статьи 78 данного Кодекса срок для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога (пункт 4.3).

Пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом известном ставшем налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Вместе с тем, в данных нормативных положениях не содержится указание на то, что момент, с которого налогоплательщику становится известным о факте переплаты денежных средств в счет налогов связан с извещением его об этом налоговым органом. Такое толкование пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, приведенное в решении суда первой инстанции, является ошибочным, не соответствующим содержанию приведенных нормативных положений.

Поводов для такого толкования закона не дает и содержание Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 173-О, в котором, также как и в последующем Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2008 года № 630-О-П, содержится разъяснение о том, что применительно к использованию гражданско-правовых средств реализации имущественных интересов в налоговой сфере налогоплательщик, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в частности вследствие добросовестного заблуждения, вправе - в случае пропуска срока, предусмотренного для предъявления налоговому органу требования о зачете или возврате сумм излишне уплаченного налога (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации), - обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства; в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).

Налоговый кодекс Российской Федерации в его статье 52 (пункт 1) предусматривает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В силу положений пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено данным Кодексом (подпункт 8).

Из указанных выше нормативных положений следует, что в ситуациях, когда излишняя уплата налогов обусловлена действиями самого налогоплательщика именно на последнего возлагается обязанность предпринять необходимые меры для возврата излишне уплаченных денежных средств в предусмотренный Кодексом трехлетний срок.

В данном случае какие-либо доказательства, которые бы давали основания полагать, что излишняя уплата Косякиным В.С. перечисленных в справке налогов была обусловлена действиями налогового органа, отсутствуют.

Как следует из дела, Косякин В.С. поставил вопрос о возврате излишне уплаченных в связи с осуществлением предпринимательской деятельности налогов по прошествии более 7 лет с момента прекращения осуществления такой деятельности и более 10 лет с момента уплаты налоговых платежей.

При таких обстоятельствах, применительно к вышеуказанным положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующим спорные отношения, ИФНС России по Ленинскому округу города Калуги правомерно было отказано со ссылкой на положения пункта 7 статьи 78 данного Кодекса в возврате Косякину В.С. излишне уплаченных сумм налогов.

Решение суда первой инстанции, как вынесенное при ошибочном применении норм материального права и, соответственно, при неправильном распределении бремени доказывания по делу, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в полном объеме в удовлетворении требований административного искового заявления Косякина В.С. Соответственно и основания для взыскания в пользу административного истца судебных расходов по делу отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 310 (часть 2 пункты 1 и 4), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 14 марта 2018 года отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Косякина Владимира Стефановича в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи: