НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 31.08.2016 № 33-4125/2016

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Чашина Е.В. Дело № 33 – 4125/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград 31 августа 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Поникаровской Н.В.

судей: Филатовой Н.В., Харитоненко Н.О.

при секретаре: Близнюк Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Томелова В.А. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 июня 2016 г., которым его исковые требования к военному комиссариату Калининградской области о возобновлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет с момента приостановления оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения Томелова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Томелов В.А. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату Калининградской области о возобновлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет с даты приостановления, указав в обоснование, что являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, но с 01 августа 2015 года выплата пенсии ему была приостановлена в связи с поступлением на службу в таможенные органы. О нарушении своих прав в части пенсионного обеспечения и незаконности такого приостановления он узнал из соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. 26 августа 2015 года обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии, однако получил отказ. Между тем, военный комиссариат Калининградской области неправильно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П, а само приостановление выплаты пенсии не основано на нормах действующего законодательства. В своем Постановлении №6-П Конституционный Суд РФ указывает на то, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу; он же проходил военную службу, в связи с которой ему и была назначена пенсия за выслугу лет, и поступил на другой вид государственной службы, отличный от военной и вновь статуса военнослужащего не приобретал. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты военной пенсии. Таким образом, приостановление выплаты пенсии за выслугу лет военным пенсионерам, поступившим на службу в таможенные органы, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1, службы в таможенных органах, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения ранее назначенной пенсии.

В ходе рассмотрения дела Томеловым В.А. было подано уточненное исковое заявление, в котором он просил обязать ответчика выплатить в его пользу сумму удержанных денежных средств пенсионного обеспечения в размере 63595,35 рублей, а также возобновить выплату пенсии с момента прекращения ее выплаты.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19 января 2016 года исковые требования Томелова В.А. были удовлетворены, на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность возобновить выплату пенсии за выслугу лет Томелову В.А. с 01 августа 2015 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 30 марта 2016 года указанное решение было оставлено без изменения.

Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 года вышеуказанное решение от 19 января 2016 года было отменено по новым обстоятельствам и производство по настоящему гражданскому делу возобновлено.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Томелов В.А. просит отменить решение суда, приостановить производство по делу до рассмотрения его частной жалобы на определение суда от 02 июня 2016 г. о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам. Полагает, что при вынесении решения судом были нарушены нормы процессуального права, неверно были применены нормы материального права. Указывает на то, что суд обязан был удовлетворить его ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу определения того же суда о пересмотре решения по новым обстоятельствам. Не исполнив такую обязанность, суд нарушил требования ст. ст. 215, 217 ГПК РФ и принцип состязательности и равноправия сторон. Настаивает на том, что у суда не было оснований для пересмотра решения по новым обстоятельствам, кроме того, военный комиссариат пропустил установленный законом трехмесячный срок для подачи такого заявления. Полагает, что судом неверно истолковано положение п.2.3 Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2015 г., который, по мнению заявителя, требует комплексного и системного толкования с другими положениями данного Определения и Постановления Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. № 6-П. Настаивает, что согласно позиции Конституционного суда РФ, в отношении него не действует компенсационный механизм, поскольку зачет выслуги лет на таможенной службе в общую выслугу лет по линии Минобороны РФ не предусмотрен, т.к. служба в таможенных органах относится к государственной службе иного вида, а поэтому приостановление выплаты ему пенсии является незаконным.

Представитель военного комиссариата Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, Томелов В.А. являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации за выслугу лет с 07 сентября 2004 года.

С 16 июня 2015 года он был назначен на должность <данные изъяты> Калининградской областной таможни на основании приказа начальника Калининградской областной таможни от 16 июня 2015 года.

С 01 августа 2015 года выплата пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ ему была приостановлена по причине зачисления на службу в таможенные органы. 26 августа 2015 года истец обратился в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента ее приостановления.

Ответчиком в возобновлении выплаты пенсии истцу было отказано, о чем сообщено в ответе от 21 сентября 2015 года со ссылкой на соответствие решения о приостановлении выплаты пенсии нормам действующего законодательства и Постановлению Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года №6-П.

Не согласившись с таким решением ответчика, Томелов В.А. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Томелову В.А., суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений действующего законодательства поступление на службу в таможенные органы пенсионеров из числа военнослужащих выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", приостанавливается.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правомерным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу ч. 2 ст. 6 этого же Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время прохождения службы приостанавливается.

Следовательно, норма права, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы таможенной службы России.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П признал указанное положение части второй статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не противоречащим Конституции РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу лет на военной и (или) иной государственной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П Конституционный Суд РФ отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или иную государственную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются, в том числе, исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения и рассмотрения дела в суде первой инстанции) правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Не исключая учет в нормативном правовом регулировании специфики и особенностей различных видов государственной службы, федеральный законодатель ввиду объективно схожих условий, в которых находятся лица, выполняющие задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, установил единый порядок и общие правила (условия) пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2015 года N 2500-0-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что как следует из вышеприведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, приостанавливается.

Учитывая приведенные нормы материального права, принимая во внимание правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленного Томеловым В.А. иска.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, что выразилось в отказе суда приостановить производство по делу до рассмотрения частной жалобы на определение суда от 02 июня 2016 г. о пересмотре решения суда по новым обстоятельствам, состоятельными признать нельзя, поскольку в рассматриваемой правовой ситуации обстоятельств, предусмотренных ст. 215 ГПК РФ, обязывающих суд приостановить производство по делу, не имелось.

Более того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 31 августа 2016 г. частная жалоба Томелова В.А. на определение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2016 г. оставлена без удовлетворения.

Иные доводы жалобы отмену решения суда не влекут, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права, а также сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, нашедшей надлежащую правовую оценку в решении суда.

Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 июня 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: