РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Баландина О.В. УИД 39RS0019-01-2020-001186-55
Производство №2-11/2021
33-2184/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.
судей Мариной С.В., Яковлева Н.А.
при ведении протокола
помощником судьи Журавлевым П.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Калининградской области на решение Советского городского суда Калининградской области от 11 января 2021 года по иску Военного комиссариата Калининградской области к Догадину Владимиру Николаевичу о погашении переплаты пенсии Р..
Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителя Военного комиссариата Калининградской области – Солдатова О.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Догадина В.Н. – Ворониной А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Калининградской области обратился в суд с иском к Догадину В.Н., указывая, что его супруга Р. состояла на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Калининградской области (пенсионное дело №) с 09.04.2019, являясь при этом плательщиком переплаты пенсии за выслугу лет, выплата которой производилась ей по прежнему месту жительства (Хабаровский край) с учетом районного коэффициента. Поскольку Р. с 2004 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, а проживала в Хабаровском крае, имея временную регистрацию по месту пребывания, при проведении сверки правильности начисления и выплаты пенсии начальником Центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края было принято решение о взыскании с Р. переплаченной за период с 01.01.2005 по 28.02.2016 пенсии в сумме 433 660,49 рублей. 10.04.2019 Р. написала заявление в Военный комиссариат (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) о согласии добровольного погашения оставшейся суммы переплаты пенсии в размере 306 829,41 рублей. Поскольку на день смерти Р.ДД.ММ.ГГГГ непогашенная сумма составляла 277 390,29 рублей, Военный комиссариат Калининградской области, ссылаясь на положения статьи 1175 ГК РФ, просил суд обязать Догадина В.Н. погасить переплату, оставшуюся после смерти супруги Р., в сумме 277 390, 29 рублей.
Рассмотрев дело, Советский городской суд Калининградской области 11.01.2021 вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Калининградской области к Догадину Владимиру Николаевичу о погашении переплаты пенсии, оставшейся после смерти Р., в сумме 277 390, 29 рублей отказал.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Калининградской области просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований.
Приводит доводы о том, что в силу положений статьи 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лица, указанные в статье 1 названного Закона несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 вышеназванного Закона сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии. В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно заявлению–обязательству от 31.05.2004 Р. была уведомлена о порядке выплаты пенсии и о последствиях непредставления сведений, влияющих на её размер. Однако, несмотря на эти обстоятельства, о своем убытии из Хабаровского края Военный комиссариат не уведомила и продолжала получать пенсию с районным коэффициентом.
Удержания из пенсии Р. производились на основании решения Военного комиссариата Хабаровского края и поданного в Военный комиссариат Калининградской области её личного заявления.
Заявитель полагает, что, являясь наследником Р., ответчик обязан возместить сумму переплаты пенсии, которая на момент смерти наследодателя составила 277390,29 рублей, поскольку обязательство, возникшее из неосновательного обогащения, не связано неразрывно с личностью должника, соответственно не прекращается его смертью и подлежит исполнению его наследниками в пределах стоимости принятого ими наследственного имущества.
Настаивает на ошибочности выводов суда о пропуске истцом сроков исковой давности, указывая, что удержания из пенсии Р. производились вплоть до её смерти – по ноябрь 2019 года включительно.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Догадин В.Н., полагая её несостоятельной, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Догадин В.Н. не явился, надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направил в судебное заседание своего представителя. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 167, частями 1, 2 статьи 327 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, вышеуказанные нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Действие Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в силу статьи 1 данного Закона распространяется, в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве прапорщиков в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. При этом выплата пенсий осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона Российской Федерации № 4468-1 через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путём зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи (часть 1 статьи 56 Закона Российской Федерации № 4468-1). При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учёта, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации – на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»).
Из части 12 статьи 56 вышеуказанного закона следует, что лица, указанные в ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии. В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсии или пособия оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, прапорщик Р. приказом Командующего войсками Дальневосточного военного округа № 029-ПМ от 27.04.2004 была уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части № 47042 07.06.2004 года исключена из списков личного состава части. Общая продолжительность её военной службы в календарном исчислении составила 20 лет и 11 месяцев.
С 08.06.2004 ей была назначена пенсия за выслугу лет с применением районного коэффициента, как лицу, проживающему в местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации для рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен районный коэффициент 1,40. Указанную пенсию с применением районного коэффициента 1,40 Р. получала по 28.02.2016. На основании донесения военного комиссара Хабаровского края по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам, г. Советская Гавань от 17.12.2015, адресной справки УФМС России по Хабаровскому краю от 27.11.2015, адресной справки УФМС России по Калининградской области от 04.02.2016 установлено, что Р. 17.06.2004 года убыла на постоянное место жительства в Калининградскую область. С 01 марта 2016 года из пенсии Р. за выслугу лет на основании решения врио начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края К. ежемесячно производилось удержание излишне выплаченных сумм пенсии в размере 20% пенсии до полного погашения долга, общая сумма которого составила 433 660 рублей 49 копеек.
09.04.2019 Р. обратилась к военному комиссару (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии за выслугу лет от Министерства обороны.
ДД.ММ.ГГГГР. умерла. Судом установлено, что на момент её смерти остаток переплаты пенсии составил 270 479, 32 рублей.
Догадин В.Н. являлся супругом Р.
02 июня 2020 года Догадину В.Н. военным комиссаром (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) направлено письмо с предложением погашения им как наследником Р. переплаты пенсии за выслугу лет, выплаченной Р. по прежнему месту жительства (Хабаровский край) с учетом районного коэффициента в сумме 277 390, 29 руб.
03 июня 2020 года Догадин В.Н. в письменной форме выразил свое несогласие с погашением вышеуказанной переплаты.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильному выводу о том, что хотя Догадин В.Н., действительно, является лицом, принявшим наследство после смерти супруги Р., вместе с тем, заявленные к нему Военным комиссариатом Калининградской области требования удовлетворению не подлежат.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, не имеется.
Так, в полном объеме отказывая в удовлетворении исковых требований Военного комиссариата Калининградской области, суд первой инстанции обоснованно сослался на пропуск истцом срока исковой давности для заявления таких требований.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, в соответствии с которой если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 3 статьи 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.
В абзаце 6 пункта 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что к срокам исковой давности по требованиям кредиторов наследодателя правила о перерыве, приостановлении и восстановлении исковой давности не применяются; требование кредитора, предъявленное по истечении срока исковой давности, удовлетворению не подлежит.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 3 ФЗ от 27.05. 1998 № 76-ФЗ).
В силу положений статей 11, 50 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ...» в отношении военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В числе основных задач Министерства обороны Российской Федерации – обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7.12.2012 № 1609 определено, что военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными задачами военных комиссариатов в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты являются осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 39 пункта 17 Положения о военных комиссариатах).
Пунктом 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 № 1372 (в ред. Указа Президента РФ от 17.06.2000 № 1110), действовавшего на день назначения пенсии Р., также было предусмотрено, что Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
Согласно пункту 12 названного Положения к числу основных задач военных комиссариатов, в том числе отнесена организация работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П, предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии, в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (пункт 4 Постановления).
С учетом изложенного, и того факта, что личное дело военнослужащего с приобщенной к нему, в том числе выпиской из приказа об увольнении с военной службы, в обязательном порядке наряду с другими документами представляется в Военный комиссариат при назначении пенсии, суд первой инстанции правомерно указал на то обстоятельство, что принимая во внимание содержание приказа командира войсковой части № 47042 от 07.06.2004, изданного во исполнение приказа Командующего войсками Дальневосточного военного округа № 029-ПМ от 27.04.2004, которым приказано «с 07.06.2004 года исключить Р. из списков личного состава войсковой части со снятием со всех видов обеспечения и направить её на учет в Военный комиссариат г. Советска Калининградской области. На проезд военнослужащей к избранному месту службы выдать перевозочные документы до аэропорта Калининград, на провоз домашних вещей и легкового автомобиля выдать требование-накладную по форме 2 от станции Совгавань-Сортировочная до станции Калининград в одном 20-ти тонном контейнере», у военного комиссариата Хабаровского края уже на момент назначения Р. пенсии по выслуге лет имелась официальная информация о её намерении убыть к избранному месту жительства в г. Советск Калининградской области, реализация которого являлась основанием для прекращения выплаты районного коэффициента.
При таком положении, учитывая, что Р. действительно была снята с регистрационного учета по месту жительства в п. Ванино Ванинского района Хабаровского края 17.06.2004, а 03.12.2004 была зарегистрирована по избранному месту жительства в <адрес>, о чем она поставила в известность уполномоченные органы Министерства обороны при увольнении с военной службы, и что явилось основанием для выдачи ей перевозочных документов до аэропорта Калининград и требования–накладной по форме 2 на провоз домашних вещей и легкового автомобиля до станции Калининград, исходя из необходимости разумного и своевременного осуществления участниками правоотношений, связанных с пенсионным обеспечением, своих прав и реализации полномочий, в том числе по контролю за расходованием бюджетных средств, военный комиссариат, на который возложена ответственность и контроль за правильным назначением и выплатой пенсий за выслугу лет военнослужащим, уволенным с военной службы, должен был узнать о выплате пенсии Р. в большем, чем ей причитается размере (с учетом районного коэффициента) еще при назначении этой пенсии, во всяком случае не позднее 01.01.2005, и соответственно при каждой последующей выплате вплоть до 28.02.2016.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что впервые мероприятия по контролю за выплатой пенсии пенсионеру Р. были проведены военным комиссариатом Хабаровского края по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам г.Советская Гавань только в 2015 году, то есть спустя 11 лет с момента назначения этой пенсии, и выплата Р. пенсии с районным коэффициентом была прекращена только с 28.02.2016 о соблюдении сроков исковой давности для заявления данного спора не свидетельствует.
Ссылки истца на то, что Военный комиссариат Калининградской области является самостоятельным юридическим лицом, не несет ответственности за действия или бездействие военного комиссариата Хабаровского края и удержание переплаты производилось им на основании личного заявления Р., адресованного именно в Военный комиссариат Военный комиссариат (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области), об ошибочности выводов суда первой инстанции не свидетельствуют. Как уже было указано в определении выше, пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, организует Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность, в том числе через территориальные органы (военные комиссариаты), каковыми являются и Военный комиссариат Хабаровского края, и Военный комиссариат Калининградской области. При этом в рамках данного спора Военным комиссариатом Калининградской области заявлены требования о возмещении переплаты Р. пенсии, назначение и выплата которой производились Военным комиссариатом Хабаровского края.
Правомерно отметил суд первой инстанции и тот факт, что ежемесячные удержания из пенсии Р. на основании решения соответствующего пенсионного органа в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, равно как и то обстоятельство, что решение врио начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края К. ею оспорено не было, не свидетельствуют о признании долга Р. и срока исковой давности не прерывают.
Не может расцениваться в качестве такого обстоятельства и написание 10.04.2019 Р. заявления с просьбой «переполученную пенсию удерживать в размере не более 20 %».
Более того, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 1175 ГК РФ и абзацем 6 пункта 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» особенность применения норм об исковой давности заключается в том, что при предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению. В этом смысле установленный срок носит пресекательный характер.
А кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что принятию военным комиссариатом решения о назначении гражданину, уволенному с военной службы, пенсии предшествуют проверка и оценка этим органом на основании представленных ему документов наличия у такого гражданина права на получение пенсии за выслугу лет в том или ином размере. При этом военный комиссариат обязан осуществлять информационную работу по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, то есть работу по разъяснению законодательства Российской Федерации, касающегося вопросов пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей.
Таким образом, именно на основании действий военного комиссариата как уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение и реализацию мер социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, направленных на установление условий для получения гражданином, уволенным с военной службы, мер социальной поддержки, данный гражданин получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на льготы, установленные законом.
Принимая во внимание, что Р. при увольнении с военной службы перед назначением ей пенсии уведомила уполномоченные органы Министерства обороны о выбытии с семьей к избранному месту жительства – в г. Советск Калининградской области, куда она фактически и выбыла, и эти сведения нашли свое отражение в документах, приобщенных к её личному делу, на основании которых, в том числе принималось решение о назначении ей пенсии, каких-либо иных бесспорных доказательств её недобросовестного поведения и предоставления недостоверных сведений, повлекших за собой перерасход средств на выплату пенсий, истцом представлено не было, при том, что такая обязанность лежит на нем, поскольку добросовестность гражданина презюмируется, не имеется и безусловных оснований для вывода о наличии предусмотренных статьей 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и статьей 1109 ГК РФ обстоятельств, позволяющих произвести взыскание неосновательного обогащения в виде пенсии за выслугу лет, предоставленной Р. в качестве средства к существованию.
Не может заявление Р. от 10.04.2019 расцениваться и как самостоятельное добровольно принятое на себя имущественное обязательство, переходящее по наследству. Так, данное заявление не позволяет определить такие существенные условия, как характер и объем данного обязательств, сроки его исполнения и т.д.
Таким образом, законных оснований для удовлетворения исковых требований Военного комиссариата Калининградской области не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены законного и обоснованного решения суда или его изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского городского суда Калининградской области от 11 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: