РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Герасимова Е.В. Дело № 33а-3437/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Корнюшенкова Г.В., Ткач Е.И.,
при секретаре Зининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 мая 2018 года, которым отменено решение УМВД России по Калининградской области от 12 января 2018 года об отказе в принятии Писанюка Дмитрия в гражданство Российской Федерации. На УМВД России по Калининградской области возложена обязанность рассмотреть заявление Писанюка Дмитрия о приёме в гражданство в упрощённом порядке.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя УМВД России по Калининградской области по доверенности – Тешебаевой Ж.Т., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы представителя Писанюка Д. по доверенности – Хомутовского И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Писанюк Дмитрий (далее также – административный истец) обратился в суд с административным иском об оспаривании решения УМВД России по Калининградской области от 12 января 2018 года об отказе в принятии в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности рассмотреть заявление о приёме в гражданство в упрощённом порядке.
В обоснование требований административный истец указал, что являясь гражданином <данные изъяты>, стал участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию. Гарантии, установленные данной Государственной программой для её участников, предполагают, в том числе, упрощённый порядок приёма их в гражданство Российской Федерации, без соблюдения ими условий, предусмотренных подпунктами «а», «в» и «д» статьи 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Решением УМВД России по Калининградской области отдела по вопросам миграции № от 26 января 2018 года в приёме в гражданство ему было отказано в связи с тем, что срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также регистрация по месту жительства, истекли 1 декабря 2017 года.
С принятым решением административный истец не согласен, полагает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. При разрешении заявления должностными лицами УМВД России по Калининградской области неверно истолкованы положения, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». В соответствии с указанной программой, участникам предоставляются государственные гарантии и меры социальной поддержки. Кроме того, не учтено, что 20 августа 2014 года между ним и гражданкой <данные изъяты>Ю. заключён брак, от брака у них имеются двое совместных детей. Полагает, что вынесенным решением нарушаются его права на уважение личной и семейной жизни. Таким образом, оспариваемое решение об отказе в приёме в гражданство Российской Федерации принято без учёта гуманитарных соображений и его семейного положения, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение УМВД России по Калининградской области № от 26 января 2018 года об отказе в принятии Писанюка Д. в гражданство России, обязать УМВД России по Калининградской области рассмотреть заявление Писанюка Д. о приёме в гражданство в упрощённом порядке.
Центральным районным судом г. Калининграда по административному делу вынесено решение от 7 мая 2018 года, изложенное выше.
В апелляционной жалобе УМВД России по Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неверным применением норм материального права. В обоснование указывается, что в силу положений части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие регистрации по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного для постоянного проживания, в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является обязательным условием для реализации предоставленной участникам Госпрограммы преференции по принятию в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке. В то же время административный истец незаконно находился на территории Калининградской области, поскольку срок действия разрешения на временное проживание окончился 1 декабря 2017 года. Наличие супруги – гражданки РФ является самостоятельным условием приобретения гражданства РФ в упрощённом порядке и не может в данном случае служить основанием для отмены решения об отклонении заявления Писанюка Д. о приёме в гражданство РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что решение УМВД России по Калининградской области от 12 января 2018 года об отказе в приёме в гражданство Российской Федерации было принято без учёта гуманитарных соображений и семейного положения Писанюка Д., приведёт к неблагоприятным последствиям для него и его семьи, проживающей в Российской Федерации, нарушает право на уважение личной и семейной жизни, гарантированное частью 1 статьи 8 Конвенции, а поэтому исходя из соображений гуманности и справедливости, заслуживающих внимание обстоятельств, подлежит отмене с возложением обязанности рассмотреть заявление Писанюка Д. о приёме в гражданство в упрощенном порядке.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из материалов дела и установленных судом первой инстанции обстоятельств, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции основаны на правовой оценке обстоятельств дела с учётом норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со статьёй 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлены условия приобретения гражданства Российской Федерации как в общем, так и в упрощённом порядке.
Как усматривается из материалов административного дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, гражданин <данные изъяты> Писанюк Дмитрий (по свидетельству о рождении Писанюк Дмитрий Валентинович), ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <данные изъяты>, прибыл по национальному паспорту №, сроком действия с 21 июля 2008 года по 21 июля 2018 года, в Калининградскую область в 2014 году Зарегистрирован по адресу: <адрес>, за пределы Российской Федерации с 2014 года не выезжал. В Калининградской области проживал на основании разрешения на временное проживание № сроком действия с 1 декабря 2014 года по 1 декабря 2017 года.
Писанюк Д. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством №, выданным 25 января 2017 года сроком действия до 25 января 2020 года.
Одной из льгот, предоставляемых участникам Государственной программы, является, установленный пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», приём в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
1 ноября 2017 года, т.е. до истечения срока действия разрешения на временное проживание, Писанюк Д. обратился в отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Калининграду с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке на основании статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Статья 16 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявления о приёме в гражданство Российской Федерации.
Однако при вынесении УМВД России по Калининградской области оспариваемого решения административным ответчиком такие обстоятельства не установлены.
В ходе рассмотрения заявления Писанюка Д. о приеме в гражданство и проведения проверочных мероприятий было установлено, что его родители и брат являются гражданами Республики Молдова, проживают на территории Республики Молдова. Сестра, супруга и дети Писанюка Д. являются гражданами <данные изъяты>, проживают в г. Калининграде.
Писанюк Д. предоставил нотариально заверенную копию заявления об отказе от гражданства Республики Молдова, приложив квитанцию об отправлении в Посольство Республики Молдова.
По учётам ГИАЦ МВД России, ИЦ УМВД России по Калининградской области, УФМС России по Калининградской области не значится. ОРАФ УФСБ РФ по Калининградской области сведениями, препятствующими приёму Писанюка Д. в гражданство РФ, не располагает.
При принятии оспариваемого решения УМВД России по Калининградской области исходило из того, что срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации № 36805, выданного 1 декабря 2014 года ОУФМС России по Калининградской области, а также регистрации по месту жительства, истёк 1 декабря 2017 года. Таким образом, на момент принятия решения в отношении Писанюка Д. отсутствовало условие для приёма его в Российское гражданство в упрощённом порядке.
Вместе с тем, исходя из установленных судом конкретных обстоятельств дела: участие Писанюка Д. в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, дата подачи им заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке, обстоятельства, связанные с семейным положением административного истца, оспариваемое административным истцом решение УМВД России по Калининградской области, хотя и принято уполномоченным органом в пределах его полномочий, не может быть признано законным и обоснованным.
С 20 августа 2014 года у Писанюка Д. зарегистрирован брак с гражданкой Российской Федерации Ю. (после заключения брака Т.) Ю., что подтверждается свидетельством о заключении брака, а также наличие несовершеннолетних детей И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, также являющихся гражданами <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учётом вышеприведённых положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение нарушает права административного истца и права членов его семьи в сфере семейной жизни, поскольку повлечёт для них невозможность совместного проживания.
Приведённый в апелляционной жалобе довод о том, что согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» наличие супруги – гражданки РФ является самостоятельным условием приобретения гражданства РФ в упрощённом порядке (пункт «б» части 2 статьи 14), по мнению судебной коллегии, не может быть признан основанием для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции, возложившего на УМВД России по Калининградской области обязанность рассмотреть заявление Писанюка Д. о приёме в гражданство в упрощённом порядке, поскольку судом правомерно установлено, что таким правом в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» Писанюк Д. на момент подачи им заявления в уполномоченный орган обладает.
Оснований, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи