РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Мухина Т.А. Дело № 33-2698/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2014 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Костикова С.И.,
судей: Зеленского А.М., Гарматовской Ю.В.,
при секретаре Шишковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Ивченко О.В. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 апреля 2014 г. которым заявление Ивченко О.В. об оспаривании решения Калининградской областной таможни по результатам таможенной проверки № от 04 декабря 2013 года оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Ивченко О.В. - Дегтярева С.В., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения представителей Калининградской областной таможни - Шпаковой Н.Э., Борсук Н.Ю., возражавших против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивченко О.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Калининградской областной таможни, указав, что решением Калининградской областной таможни № от 04 декабря 2013 года, ему на момент вынесения решения, уже не являющемуся индивидуальным предпринимателем было отказано в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства марки «А.» №, 2007 года выпуска, VIN №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ №, без уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с несоблюдением условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Основанием к принятию данного решения явилось то, что он, ранее, при осуществлении предпринимательской деятельности в нарушение установленных запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2006 года №16-ФЗ в редакции Федерального закона от 06.11.2011 №409-ФЗ, якобы незаконно использовал условно выпущенное названное выше транспортное средство, при международной перевозке между территорией иностранных государств и Калининградской областью, товаров «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>» (вес брутто 2249,6 кг) выпущенных по ТД №.
С данным решением заявитель не согласен, поскольку решение принято в отношении частного лица Ивченко О.В., в то время как обстоятельства и события на которые ссылается орган в принятом решении, относятся исключительно к деятельности индивидуального предпринимателя Ивченко О.В.
В соответствии с уведомлением № от 26 июля 2013 года, выданным МИФНС №1 по Калининградской области он индивидуальным предпринимателем не является, что нашло отражение в государственном реестре ИП.
Полагает и несостоятельным и противоречащим требованиям закона утверждение таможни о том, что с прекращением предпринимательской деятельности ИП Ивченко О.В обязанность по уплате пошлин и налогов перешла к физическому лицу Ивченко О.В., поскольку в соответствии со ст. ст. 186,188 Таможенного кодекса таможенного союза обязанность по уплате таможенных платежей возникает исключительно у декларанта, заявитель таковым не является. Указанное транспортное средство было задекларировано ООО «Ж.» на Калининградском акцизном таможенном посту по ДТ № и в последующем на законных основаниях было продано физическому лицу Ивченко О.В., находилось в собственности у Ивченко О.В. до 11 июля 2013 года.
Указывает, что несостоятелен довод таможни о том, что ИП Ивченко О.В. не имел права совершать международные перевозки, поскольку таможней было выдано официальное разрешение (свидетельство) о допущение дорожного транспортного средства под таможенными печатями и пломбами № от 22.12.2012 года на вышеуказанный автомобиль, для осуществления международных перевозок.
Отмечает, что транспортное средство для осуществления международной грузоперевозки по транзитной декларации ТД № при пересечении государственной таможенной границы не рассматривается таможенным органом как товар, подлежащий таможенному декларированию при его ввозе в РФ. Так, как этот автомобиль 25.07.2012 года уже был ввезен декларантом на территорию Калининградской области и выпущен согласно таможенной процедуре свободной экономической зоны.
Учитывая изложенное, полагает решение таможенного органа по результатам таможенной проверки № от 04 декабря 2013 года недействительным.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ивченко О.В. просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В судебном заседании установлено, что грузовое транспортное средство «А.» №, 2007 года выпуска, VIN №, р.з. № было ввезено и помещено под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ № юридическим лицом ООО «Ж.» без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Как следует из представлено суду ПТС № в период с 26 июля 2012 года по 11 июля 2013 года собственником транспортного средства являлся Ивченко О.В.
Согласно договору аренды от 02 января 2013 № названное транспортное средство передано собственником Ивченко О.В. в аренду ИП Ивченко О.В. Срок действия договора установлен условиями договора до 02 ноября 2013 года.
В период действия договора на указанном транспортном средстве была осуществлена перевозка грузов между территорией иностранного государства (Польша) и Калининградской областью в соответствии с таможенной процедурой №, были перевезены товары «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Отправителем товара являлась компания «Т.» (Польша), получателем товара ООО «Н.», перевозчиком выступал ИП Ивченко О.В.
04 декабря 2013 года ВрИО начальника Калининградской областной таможни В. рассмотрев акт камеральной таможенной проверки от 04 декабря 2013 года №, проведенной таможенным органом было принято решение об отказе в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства ( грузовой автомобиль «А.» №, 2007 года выпуска, VIN №, р.з. №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ №, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены, в связи с несоблюдением условий соответствующей таможенной процедуры согласно положениям ст.80 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны», а также положениями Федерального закона от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Отказывая Ивченко О.В. в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о законности принятого таможенными органами решения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств- членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми представлено такое освобождения.
Пункт 4 названной статьи предусматривает, что обязанность по уплате таможенных платежей пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС- в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза.
Так, статьей 202 Таможенного кодекса таможенного союза установлено, что таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Исходя из положений пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от
18.06.2010 года, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.
Частью 1 ст. 13, Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от
28.12.2013) "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ.
В силу требований пункта 3 ст. 24, "Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации.
Статья 12.2, Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от
28.12.2013) "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
В соответствии с пунктом 1 ст. 24, подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Соглашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если совершение таких операций соответствует с условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе операций, предусматривающих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.
Таким образом, использование транспортного средства, помещенного под процедуру свободной таможенной зоны в качестве средства международной перевозки индивидуальным предпринимателем не допускается. Транспортное средство, использованное ИП Ивченко О.В. для перевозки грузов в Польшу, утратило статус транспортного средства международной перевозки в значении, определенном 3 статьи 24 Соглашения и части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.
Следовательно, факт совершения перевозки по вышеназванному участку пути влечет за собой наступление обязанности по завершению процедуры свободной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, то есть уплату таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с положениями п.5 ст. 178 Федерального закона от
27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку, одновременно принимает решение в сфере таможенного дела, если принятие такого решения входит в его компетенцию.
Пунктом 50 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной Приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373, предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов принимается решение в области таможенного дела.
Нельзя согласиться с содержащимися в апелляционной жалобе ссылками о том, что нарушение процедуры свободной таможенной зоны не влечет выявления факта не уплаты таможенных платежей, поскольку оно совершено лицом, не являющимся декларантом.
Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной экономической зоны, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, действие данной таможенной процедуры должно быть завершено помещением таких товаров под таможенные процедуры, установленные ТК ТС (пп. 1 п.1, пп. 3 п.2 ст. 15, п.1 ст. 24 Соглашения).
Так как транспортные средства, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, не ограничены в обороте в пределах территории свободной таможенной зоны, при совершении сделок с транспортными средствами лицо, выступающее в качестве декларанта при помещении транспортного средства под указанную процедуру и лицо, выступающее в подобном качестве при завершении процедуры свободной таможенной зоны могут не совпадать.
В силу требований статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств — членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с ч.2 п. 11 ст. 11 Соглашения, п. 5 ст. 13 Федерального закона 16-ФЗ при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области декларантом товаров могут быть лица, указанные в пп. 1) и абзаце пятом пп.2) статьи 186 ТК ТС, а именно, лицо госу- дарства-члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Таким образом, при переходе права собственности на транспортное средство, в отношении которого начато завершение процедуры свободной таможенной зоны, права и обязанности декларанта перешли к собственнику транспортного средства. В данном случае, декларантом является лицо, завершающее процедуру свободной таможенной зоны.
Поскольку решение в области таможенного дела принято по факту выявления неуплаты таможенных пошлин, собственником транспортного средства Ивченко О.В. был как физическое лицо, утрата им статуса индивидуального предпринимателя на момент вынесения оспариваемого решения не имеет правового значения.
Довод заявителя о том, что в период осуществления им предпринимательской деятельности таможенным органом было выдано свидетельство о допуске транспортного средства к международным перевозкам, не может служить основанием к отмене решения суда. Выдача указанного свидетельства фактически подтверждала обеспечение соответствия транспортного средства требованиям, предъявляемым при международных перевозках, и касалось его конструктивных особенностей и оборудования.
Решение суда соответствует закону.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: