НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 25.06.2014 № 33-2698/2014

  РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья: Мухина Т.А. Дело № 33-2698/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 25 июня 2014 г. г. Калининград

 Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

 председательствующего: Костикова С.И.,

 судей: Зеленского А.М., Гарматовской Ю.В.,

 при секретаре Шишковой О.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июня 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Ивченко О.В. на решение Ленинградского рай­онного суда г. Калининграда от 01 апреля 2014 г. которым заявление Ивченко О.В. об оспаривании решения Калининградской областной таможни по резуль­татам таможенной проверки № от 04 декабря 2013 года оставлено без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Ив­ченко О.В. - Дегтярева С.В., поддержавшего апелляционную жалобу, поясне­ния представителей Калининградской областной таможни - Шпаковой Н.Э., Борсук Н.Ю., возражавших против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Ивченко О.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Ка­лининградской областной таможни, указав, что решением Калининградской об­ластной таможни № от 04 декабря 2013 года, ему на момент вынесения решения, уже не являющемуся индивидуальным предпри­нимателем было отказано в предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства марки «А.» №, 2007 года выпуска, VIN №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ №, без уплаты таможенных пошлин, налогов, в связи с несоблюдением условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 Основанием к принятию данного решения явилось то, что он, ранее, при осуществлении предпринимательской деятельности в нарушение установленных запретов и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2006 года №16-ФЗ в редакции Федерального закона от 06.11.2011 №409-ФЗ, якобы незаконно использовал условно выпущенное названное выше транспортное средство, при международной перевозке между территорией иностранных госу­дарств и Калининградской областью, товаров «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>» (вес брутто 2249,6 кг) выпущенных по ТД №.

 С данным решением заявитель не согласен, поскольку решение принято в отношении частного лица Ивченко О.В., в то время как обстоятельства и со­бытия на которые ссылается орган в принятом решении, относятся исключи­тельно к деятельности индивидуального предпринимателя Ивченко О.В.

 В соответствии с уведомлением № от 26 июля 2013 года, выданным МИФНС №1 по Калининградской области он индивидуальным предпринимате­лем не является, что нашло отражение в государственном реестре ИП.

 Полагает и несостоятельным и противоречащим требованиям закона ут­верждение таможни о том, что с прекращением предпринимательской деятель­ности ИП Ивченко О.В обязанность по уплате пошлин и налогов перешла к фи­зическому лицу Ивченко О.В., поскольку в соответствии со ст. ст. 186,188 Та­моженного кодекса таможенного союза обязанность по уплате таможенных пла­тежей возникает исключительно у декларанта, заявитель таковым не является. Указанное транспортное средство было задекларировано ООО «Ж.» на Калининградском акцизном таможенном посту по ДТ № и в последующем на законных основаниях было продано физическому лицу Ивченко О.В., находилось в собственности у Ив­ченко О.В. до 11 июля 2013 года.

 Указывает, что несостоятелен довод таможни о том, что ИП Ивченко О.В. не имел права совершать международные перевозки, поскольку таможней было выдано официальное разрешение (свидетельство) о допущение дорожного транспортного средства под таможенными печатями и пломбами № от 22.12.2012 года на вышеуказанный автомобиль, для осуществления международных перевозок.

 Отмечает, что транспортное средство для осуществления международной грузоперевозки по транзитной декларации ТД № при пересечении государственной таможенной границы не рассматривается тамо­женным органом как товар, подлежащий таможенному декларированию при его ввозе в РФ. Так, как этот автомобиль 25.07.2012 года уже был ввезен декларан­том на территорию Калининградской области и выпущен согласно таможенной процедуре свободной экономической зоны.

 Учитывая изложенное, полагает решение таможенного органа по резуль­татам таможенной проверки № от 04 декабря 2013 года недействительным.

 Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе Ивченко О.В. просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия на­ходит решение подлежащим оставлению без изменения.

 В судебном заседании установлено, что грузовое транспортное средство «А.» №, 2007 года выпуска, VIN №, р.з. № было ввезено и помещено под таможенную процедуру свобод­ной таможенной зоны по ДТ № юридическим лицом ООО «Ж.» без уплаты таможенных пошлин и налогов.

 Как следует из представлено суду ПТС № в период с 26 июля 2012 года по 11 июля 2013 года собственником транспортного средства являлся Ивченко О.В.

 Согласно договору аренды от 02 января 2013 № названное транспортное средство передано собственником Ивченко О.В. в аренду ИП Ивченко О.В. Срок действия договора установлен условиями договора до 02 ноября 2013 года.

 В период действия договора на указанном транспортном средстве была осуществлена перевозка грузов между территорией иностранного государства (Польша) и Калининградской областью в соответствии с таможенной процеду­рой №, были перевезены товары «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Отправителем товара являлась компания «Т.» (Польша), получателем товара ООО «Н.», перевозчиком выступал ИП Ивченко О.В.

 04 декабря 2013 года ВрИО начальника Калининградской областной та­можни В. рассмотрев акт камеральной таможенной проверки от 04 декабря 2013 года №, проведенной таможенным ор­ганом было принято решение об отказе в предоставлении полного освобожде­ния от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного сред­ства ( грузовой автомобиль «А.» №, 2007 года выпус­ка, VIN №, р.з. №, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по ДТ №, в со­ответствии с которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены, в связи с несоблюдением условий соответствующей таможенной процедуры согласно положениям ст.80 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения меж­ду Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительст­вом Республики Казахстан от 18.06.2010 года «По вопросам свободных (специ­альных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны», а также положе­ниями Федерального закона от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об особой экономиче­ской зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые зако­нодательные акты РФ».

 Отказывая Ивченко О.В. в удовлетворении заявления, суд пришел к пра­вильному выводу о законности принятого таможенными органами решения.

 В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в со­ответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств- членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми представлено такое освобождения.

 Пункт 4 названной статьи предусматривает, что обязанность по уплате таможенных платежей пошлин, налогов возникает и прекращается при установ­лении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС- в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза.

 Так, статьей 202 Таможенного кодекса таможенного союза установлено, что таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается меж­дународными договорами государств-членов Таможенного союза.

 Исходя из положений пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам сво­бодных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от

 18.06.2010 года, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

 Частью 1 ст. 13, Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от

 28.12.2013)      "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера­ции" действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отноше­нии товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, завершается в соответствии со статьями 15 и 24 Соглашения о СЭЗ.

 В силу требований пункта 3 ст. 24, "Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Тамо­женного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" Россий­ская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под тамо­женную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской об­ласти, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Кали­нинградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свобод­ной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и ба­гажа между Калининградской областью Российской Федерации и государства­ми, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пасса­жиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и ос­тальной частью Российской Федерации.

 Статья 12.2, Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от

 28.12.2013)      "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера­ции" Транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полупри­цепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспорт­ные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажи­ров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том чис­ле через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий: 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области; 2) транспортное средство принадлежит юридическо­му лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининград­ской области.

 В соответствии с пунктом 1 ст. 24, подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Со­глашения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру сво­бодной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если со­вершение таких операций соответствует с условиям соглашения об осуществле­нии деятельности на территории СЭЗ, в том числе операций, предусматриваю­щих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распо­ряжения этими товарами.

 Таким образом, использование транспортного средства, помещенного под процедуру свободной таможенной зоны в качестве средства международной пе­ревозки индивидуальным предпринимателем не допускается. Транспортное средство, использованное ИП Ивченко О.В. для перевозки грузов в Польшу, ут­ратило статус транспортного средства международной перевозки в значении, определенном 3 статьи 24 Соглашения и части 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ.

 Следовательно, факт совершения перевозки по вышеназванному участку пути влечет за собой наступление обязанности по завершению процедуры сво­бодной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, то есть уплату та­моженных пошлин, налогов.

 В соответствии с положениями п.5 ст. 178 Федерального закона от

 27.11.2010 № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, нало­гов на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку, одновременно принимает решение в сфе­ре таможенного дела, если принятие такого решения входит в его компетенцию.

 Пунктом 50 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных орга­нов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, ут­вержденной Приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373, предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов принимается решение в области таможенного дела.

 Нельзя согласиться с содержащимися в апелляционной жалобе ссылками о том, что нарушение процедуры свободной таможенной зоны не влечет выяв­ления факта не уплаты таможенных платежей, поскольку оно совершено лицом, не являющимся декларантом.

 Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной экономической зоны, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, действие данной тамо­женной процедуры должно быть завершено помещением таких товаров под та­моженные процедуры, установленные ТК ТС (пп. 1 п.1, пп. 3 п.2 ст. 15, п.1 ст. 24 Соглашения).

 Так как транспортные средства, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, не ограничены в обороте в пределах территории свободной таможенной зоны, при совершении сделок с транспортными средствами лицо, выступающее в качестве декларанта при помещении транспортного средства под указанную процедуру и лицо, выступающее в подобном качестве при за­вершении процедуры свободной таможенной зоны могут не совпадать.

 В силу требований статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Тамо­женным кодексом Таможенного союза, международными договорами госу­дарств — членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате тамо­женных пошлин, налогов.

 В соответствии с ч.2 п. 11 ст. 11 Соглашения, п. 5 ст. 13 Федерального за­кона 16-ФЗ при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зо­ны в ОЭЗ в Калининградской области декларантом товаров могут быть лица, указанные в пп. 1) и абзаце пятом пп.2) статьи 186 ТК ТС, а именно, лицо госу- дарства-члена Таможенного союза, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

 Таким образом, при переходе права собственности на транспортное сред­ство, в отношении которого начато завершение процедуры свободной таможен­ной зоны, права и обязанности декларанта перешли к собственнику транспорт­ного средства. В данном случае, декларантом является лицо, завершающее про­цедуру свободной таможенной зоны.

 Поскольку решение в области таможенного дела принято по факту выяв­ления неуплаты таможенных пошлин, собственником транспортного средства Ивченко О.В. был как физическое лицо, утрата им статуса индивидуального предпринимателя на момент вынесения оспариваемого решения не имеет право­вого значения.

 Довод заявителя о том, что в период осуществления им предпринима­тельской деятельности таможенным органом было выдано свидетельство о до­пуске транспортного средства к международным перевозкам, не может служить основанием к отмене решения суда. Выдача указанного свидетельства фактиче­ски подтверждала обеспечение соответствия транспортного средства требовани­ям, предъявляемым при международных перевозках, и касалось его конструк­тивных особенностей и оборудования.

 Решение суда соответствует закону.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 01 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: