НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 20.06.2017 № 33-2971/2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Никифорова Ю.С. Дело № 33–2971/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Крамаренко О.А.,

судей: Шубина Д.В., Алферовой Г.П.,

при секретаре: Лемех М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской областина решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 марта 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Поляковой Е.В. удовлетворить, признать несоответствующим действующему законодательству решение Министерства социальной политики Калининградской области об отказе Поляковой Е.В. в присвоении звания «Ветеран труда»; обязать Министерство социальной политики Калининградской области принять решение о присвоении Поляковой Е.В. звания «Ветеран труда».

Заслушав доклад судьи Шубина Д.В., пояснения представителей ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения»Филиппова Э.В., Министерства социальной политики Калининградской области Буяновой И.В., поддержавших жалобу, возражения Поляковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Полякова Е.В. обратилась в суд с иском, указывая, что в ноябре 2016 года она обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по вопросу присвоения ей звания «Ветеран труда», приложив, в том числе, документы, подтверждающие ее награждение ведомственной медалью Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть». Однако, в присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано. Такой отказ был мотивирован тем, что в настоящее время сведения в действующем законодательстве РФ об учреждении Министерством обороны РФ медали «За трудовую доблесть» и положения о ней как о ведомственном знаке отличия отсутствуют, соответственно нет правовых оснований для присвоения Поляковой Е.В. звания «Ветеран труда». Истец считает, что наличие у нее трудового стажа работы более 25 лет и ведомственной медали «За трудовую доблесть» дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда». Просит признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области в присвоении ей звания «Ветеран труда» и обязать присвоить такое звание.

Судом постановлено изложенное выше решение.

Министерство социальной политики Калининградской области обратилось с жалобой, в которой указывает, что 5 апреля 2014 года приказом МО РФ №220 приказ Министра обороны РФ № 310 «Об утверждении медали Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» был признан утратившим силу. При этом текст приказа №220 на момент обращения Поляковой Е.В. в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» за признанием ее ветераном труда в свободном доступе отсутствовал. Однако, нормативно-правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия в труде, дающие гражданам право на присвоение при их наличии звания «Ветеран труда», не относятся к документам, содержащим сведения конфиденциального характера. Министерство социальной политики Калининградской области запросило в МО РФ полный текст приказа №220 и сведения об источнике его опубликования. Таких сведений МО РФ не представило. При таких обстоятельствах у Министерства социальной политики отсутствовали основания для удовлетворения заявления Поляковой Е.В.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии со ст. 7 вышеназванного Федерального закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Калининградской области на момент рассмотрения настоящего дела утверждены Постановлением Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно п. 1 указанного Порядка, в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 29 июня 2016 года № 129, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственнымизнаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Полякова Е.В. приказом Министра обороны РФ по личному составу от 12 августа 2016 года награжденамедалью «За трудовую доблесть».

19 октября 2016 годаПолякова Е.В. обратилась в отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 09 ноября 2016 года № 638 Поляковой Е.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Как видно из сообщения Калининградского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от 15 ноября 2016 года, основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» послужило отсутствие в действующем законодательстве нормативно-правового акта об учреждении Министерством обороны РФ медали «За трудовую доблесть» и положения о ней как о ведомственном знаке отличия.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года №636 относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в связи с чем при решении вопроса о том, относится ли тот или иной знак отличия к числу знаков, награждение которыми дает право на присвоение звания "Ветеран труда", следует руководствоваться соответствующими ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 5Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 г. №30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации", ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны Российской Федерации и другие знаки отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Приказом Министра обороны РФ от 05 июня 2000 года №310 учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации "За трудовую доблесть" и Положение о медали, которым предусмотрено, что награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Медаль Министерства обороны Российской Федерации "За трудовую доблесть" является ведомственным знаком отличия.

Приказом Министра обороны РФ №220 от 05 апреля 2014 года вышеприведенный Приказ Министра обороны РФ № 310 признан утратившим силу, при этом данным нормативно – правовым актом вновь учреждена медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» и утверждено Положение о медали, согласно которому награждение ею производится за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в Вооруженных силах РФ личного состава Вооруженных Сил РФ, данная награда отнесена к ведомственным знакам отличия Министерства обороны РФ.

По мнению ответчиков, Приказ Министра обороны РФ №220 от 05 апреля 2014 года не был официально опубликован и не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, в связи с чем не подлежит применению, следовательно, медаль «За трудовую доблесть» статусом ведомственного знака отличия не обладает.

С таким доводомсудебная коллегия не соглашается.

Действительно, в п. 25 Приказа Министерства юстиции РФ от 04 мая 2007 года № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» указано, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Порядок опубликования и вступления в законную силу правовых актов Министерства обороны РФ в настоящее время регулируется Приказом Министра обороны РФ № 845 от 25 декабря 2015 года, в период с февраля 2014 года по декабрь 2014 года регулировался Приказом Министра обороны РФ № 88 от 18 февраля 2014 года, в соответствии с которым правовые акты Министерства обороны РФ вступают в законную силу с момента их подписания, если в сами правовых актах не установлен иной порядок их вступления в законную силу.

Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 г. №30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации",устанавливающее критерии отнесения наград и других знаков отличия к ведомственным знакам отличия,зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2008 за №11429.

Из материалов дела следует, что Министерством обороны РФ медаль «За трудовую доблесть» отнесена к ведомственным знакам различия.

При таких обстоятельствах, учитывая позицию ведомства, наградившего истицу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Приказ МО РФ №220 от 05 апреля 2014 года является действующим, в том числе в части установления статуса медали «За трудовую доблесть».

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении, материальный закон применен в соответствии с возникшими спорными правоотношениями, нормы процессуального права не нарушены.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 марта 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи