НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 20.06.2017 № 33-2928/2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Занездрова К.В.Дело № 33-2928/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2017 года г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего Крамаренко О.А.

судей Шевченко С.В., Алферовой Г.П.

при секретаре Лемех М.Ю.

с участием прокурора Леонтьева С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 27 марта 2017 года, которым суд постановил:

Иск прокурора Московского района г. Калининграда в защиту прав ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» - удовлетворить.

Признать незаконными действия Областного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1

Обязать Областное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на <данные изъяты> кв.м общей площади собственнику жилого помещения квартиры дома по <адрес> ФИО1, проживающей в составе семьи, состоящей из двух совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигших возраста 80 лет.

Взыскать с Областное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400рублей.

Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., объяснения представителя Министерства социальной политики Калининградской области по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалобы и настаивавшей на отмене решения суда, объяснения представителя Областного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по доверенности ФИО3, согласившегося с доводами жалобы, возражения прокурора и третьего лица ФИО4, считавших решение суда законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Московского района обратился в суд с иском в защиту прав ФИО1 к ОГКУ Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" о признании незаконным действия, возложении обязанности произвести перерасчет компенсации, указав, что Прокуратурой Московского района г.Калининграда в ходе проведения проверки по обращению ФИО4 установлено, что ФИО1 проживает по адресу <адрес>, в отдельной благоустроенной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м с супругом ФИО4, является единоличным собственником квартиры, состоит на учете в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», как Ветеран Великой Отечественной войны (труженик тыла) и гражданка, достигшая возраста <данные изъяты> лет.

28.07.2016 года ФИО1 обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, предоставила необходимый пакет документов, на основании которых с 01.01.2016 ей назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома как собственнице жилого, проживающей в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, и достигшей возраста восьмидесяти лет.

В соответствии с информацией Центра социальной поддержки населения ежемесячный размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО1 рассчитан в размере 162,25 руб. в месяц, исходя из расчета 5,90 руб. х <данные изъяты> кв.м., в котором: <данные изъяты> кв.м.- доля площади жилья для расчета компенсации в размере 1/2 от общей площади жилого помещения с учетом 2 членов семьи, 5,90 руб.- на тариф по уплате взноса на капитальный ремонт.

Прокурор полагал, что данный расчет компенсации расходов в долях с учетом всех членов семьи нельзя признать законным, так как п. 5.1 Закона Калининградской области от 11.04.2016 № 519 закреплено право компенсации расходов для собственников, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигшим возраста восьмидесяти лет - в размере ста процентов. Законом не предусмотрен расчет компенсации в долях.

В связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства 27.10.2016 прокуратурой Московского района г.Калининграда в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которые не выполнено до настоящего времени.

В этой связи прокурор обратился в суд и просил признать незаконными действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1, обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на <данные изъяты> кв.м общей площади собственнику жилого помещения квартиры дома по <адрес> ФИО1, проживающей в составе семьи, состоящей из двух совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигших возраста 80 лет.

Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда как принятого в нарушение требований материального закона.

Податель жалобы настаивает, что правовые основания к удовлетворению заявленного прокурором в интересах ФИО1 иска отсутствуют.

Указывает на ошибочность суждений суда, основанных на неправильном применении материального закона.

Просит решение отменить и вынести новое об отказе в иске.

На жалобу принесены возражения прокурором.

В суд апелляционной инстанции явились прокурор, представители Министерства социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», 3-е лицо ФИО4

ФИО1 и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющими в деле сведениями.

Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в силу следующего.

Как установлено судом, ФИО1 является единоличным собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м с супругом ФИО4

ФИО1, достигшая возраста <данные изъяты> лет, проживает в указанной квартире совместно с мужем ФИО4, достигшим возраста <данные изъяты> лет, они не работают, являются получателями пенсии.

Согласно платежным документам задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за 2016г. ФИО1 не имеет.

28.07.2016 года ФИО1 обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, предоставила необходимый пакет документов.

На основании такой просьбы ФИО1 с 01.01.2016 года ей назначена соответствующая компенсация.

При этом ежемесячный размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО1 рассчитан Центром социальной поддержки населения в размере 162,25 руб. в месяц, исходя из расчета 5,90 руб. х <данные изъяты> кв.м, в котором: <данные изъяты> кв.м- доля площади жилья для расчета компенсации в размере 1/2 от общей площади жилого помещения с учетом 2 членов семьи, 5,90 руб.- на тариф по уплате взноса на капитальный ремонт.

Будучи несогласной с таким расчетом, полагая, что расчет должен производиться исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на <данные изъяты> кв.м общей площади, ФИО1 обратилась к прокурору Московского района г.Калининграда, которым в ее интересах и был предъявлен иск.

Рассмотрев спор, суд согласился с обоснованностью требований прокурора, приняв решение об удовлетворении иска.

Признавая незаконными действия ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 и возлагая на центр обязанность произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт за период с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на <данные изъяты> кв.м общей площади истице как собственнику жилого помещения квартиры дома по <адрес>, суд исходил из того, что в соответствии с положениями федерального и регионального законодательства компенсация по уплате взносов на капитальный ремонт предоставляется собственнику жилого помещения при стандарте площади <данные изъяты> кв.м, если он проживает в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, и достиг возраста восьмидесяти лет,- в размере 100%.

В этой связи суд пришел к выводу, что истец ФИО1 имеет право на компенсацию взносов на капительный ремонт исходя из 100% стандарта площади, а не 1/2 доли, как ошибочно полагает ответчик.

Между тем, с законностью и обоснованностью подобных суждений суда первой инстанции как основанных на ошибочном понимании и толковании закона судебная коллегия согласиться не может.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Калининградской области заслуживают внимания в силу следующего.

Статьей 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно п.2.1 указанной нормы жилищного законодательства, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

В целях реализации федерального законодательства субъектом Российской Федерации был принят Закон Калининградской области
от 26.12.2013 года N 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».

Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области.

Абзацем 5 п.5.1 ст.4 указанного закона предусмотрено, что порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Калининградской области.

Такой Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области согласно приложению утвержден
Постановлением Правительства Калининградской области от 30.05.2016 N 271 (в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства Калининградской области от 24.04.2017 N 205, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года) «О порядке предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области».

Настоящий порядок определяет процедуру предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области гражданам, проживающим на территории Калининградской области и указанным в пункте 5.1 статьи 4 Закона Калининградской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области".

Предоставление компенсации осуществляет областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета либо через организации федеральной почтовой связи по выбору гражданина (п.2). Компенсация назначается с месяца обращения за ней. Месяцем обращения считается месяц подачи заявления о назначении компенсации со всеми необходимыми документами. Гражданам, обратившимся за компенсацией, компенсация назначается с 1 января 2016 года, но не ранее месяца возникновения права на компенсацию (п.11). Если в жилом помещении проживают два гражданина и более, имеющие право на компенсацию, компенсация предоставляется каждому из них индивидуально исходя из объема мер социальной поддержки, установленных законодательством, и доли в праве собственности на жилое помещение ( п.15).

Статьей 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 года N 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» установлена обязанность собственников жилых (нежилых) помещений вносить взносы на капитальный ремонт.

Пунктом 5.1 статьи 4 данного закона предусмотрена возможность предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

По своей правовой природе и с учетом положений ст.160 ЖК РФ компенсация расходов представляет возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством и законами субъектов РФ, произведенных гражданами расходов, связанных с оплатой жилья, коммунальных услуг, включая взносы на капитальный ремонт, за счет средств соответствующих бюджетов.

Так, в силу п.5.1 ст.4 Закона Калининградской области
от 26.12.2013 года N 293 компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляется:

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

При наличии у гражданина права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по нескольким основаниям данная мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.

Из приведенных положений закона, принятых во исполнение норм федерального законодательства, следует, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт осуществляется не в полном объеме и не из общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику из числа лиц, указанных в п.5.1 ст.4 Закона, а рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Принимая во внимание, что ФИО1, являющаяся единоличным собственником жилого помещения и проживающая совместно с супругом ФИО4 в возрасте <данные изъяты> лет, т.е. в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, она как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного в порядке п.5.1 ст.4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 года N 293, - в размере ста процентов.

Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установлен
Постановлением Правительства Калининградской области от 27.10.2006 N 785 «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Пунктом 2 данного Постановления установлен с 1 января 2007 года региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда:

- 21 кв. метр - на одного члена семьи из трех и более человек;

- 55 кв. метров - на семью из двух человек;

- 39 кв. метров или площадь однокомнатной квартиры - на одиноко проживающего человека.

Данный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, подлежит применению при расчете компенсации взноса на капитальный ремонт.

Поскольку, как указано выше, истица ФИО1 проживает в составе семьи из 2-х человек, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, то она как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов, рассчитанную в соответствии со стандартом на семью из 2-х человек, в размере <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> кв.м).

Именно исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии для граждан, проживающих в семье из 2-х человек, т.е. <данные изъяты> кв.м на одного человека, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения, установленного в размере 5,90 руб., подлежит расчету размер компенсации собственнику жмилья.

Из материалов дела следует, что в таком порядке, основанном на требованиях закона, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» рассчитывается размер компенсации ФИО1, который составляет 162,25 руб. в месяц ( <данные изъяты>).

Указанный расчет, вопреки выводам суда первой инстанции, произведен в точном соответствии с приведенными выше требованиями федерального и регионального законодательства.

Позиция прокурора, с которой согласился суд, о необходимости исчисления размера компенсации исходя из регионального стандарта в <данные изъяты> кв.м, основана на неправильном толковании закона.

Давая оценку возражениям прокурора в этой части, судебная коллегия полагает необходимым отметить и то, что Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены соответствующие Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Согласно названным Правилам (п.2) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В силу п.3 право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Правил).

Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития России N 403 от 26.05.2006г., действующими на период расчета компенсации, даны разъяснения относительно применения правил предоставления субсидий.

Пунктом 71 Методических рекомендаций разъяснено, что нормативная площадь жилого помещения - размер площади жилого помещения, исходя из которого осуществляется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, устанавливается в квадратных метрах общей площади жилого помещения, приходящихся на человека.

В силу п.72 размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения дифференцируется по численности семьи и является единым на всей территории одного субъекта Российской Федерации. Указанная дифференциация не обязательно ограничивается численностью семьи из трех (и более) человек, как было нередко принято при дифференциации размера социальной нормы площади жилья. Рекомендуется дифференцировать региональные стандарты нормативной площади жилого помещения до величины в 1,5 - 2 раза превышающей среднюю численность семьи в регионе.

Например, при средней численности семьи в регионе 2,8 человек нормативную площадь жилого помещения рекомендуется дифференцировать следующим образом: для одиноко проживающих граждан; для одного члена семьи, состоящей из двух человек; для одного члена семьи, состоящей из трех человек; для одного члена семьи, состоящей из четырех человек; для одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений федерального и регионального законодательства, а также разработанных во их исполнение Правил предоставления компенсаций расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и методических рекомендаций по их применению, размер компенсации взноса на капитальный ремонт для собственника жилого помещения подлежит исчислению исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии для граждан, в данном случае, для семьи из двух человек, собственнику жилого помещения, имеющему право на получение компенсации, исходя из размера стандарта на 1 человека, т.е. <данные изъяты> кв.м, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Именно в таком порядке, основанном на положениях закона, и осуществляется ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» расчет размера компенсации ФИО1, в связи с чем оснований для признания действий центра незаконными с возложением обязанности производства перерасчета в ином порядке у суда первой инстанции не имелось.

В этой связи решение суда об обратном, об удовлетворении требований прокурора, предъявленного в интересах ФИО1, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в иске.

Правовых оснований к удовлетворению заявленных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 27 марта 2017 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленного прокурором Московского района г.Калининграда иска в интересах ФИО1 отказать.

Председательствующий:

Судьи: