РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Паршукова Н.В. Дело № 33 – 1873/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Калининград 17 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Филатовой Н.В., Королевой Н.С.
с участием прокурора Мяшиной З.А.
при секретаре Овсепян Л.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 января 2018 г., которым оставлены без удовлетворения исковые требования заместителя прокурора г. Советска в интересах ФИО1 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконными действий по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в долях с учетом всех членов семьи и понуждении произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения прокурора Мяшиной С.З., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Советска обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой г. Советска в ходе проведения проверки по обращению ФИО1 установлено, что истец проживает по адресу: <адрес>, в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м, с сыном У., является единоличным собственником квартиры, состоит на учете в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», как гражданин, достигший возраста 80 лет.
29 ноября 2016 года ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома и с 01 ноября 2016 года ему назначена такая компенсация. По сведениям, предоставленным ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», ежемесячный размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО1 рассчитывается, исходя из 18,15 кв.м площади помещения на члена семьи, так как выплата предоставляется только носителю льготы ФИО1 Заместитель прокурора г. Советска полагает, что данный расчет компенсации расходов в долях с учетом всех членов семьи нельзя признать законным, так как п. 5.1 Закона Калининградской области от 11 апреля 2016 года № 519 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» закреплено право на получение компенсации расходов для собственников, проживающих в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, достигших возраста восьмидесяти лет, - в размере 100%. Законом не предусмотрен расчет компенсации в долях. В связи с изложенным прокурор просил признать незаконными действия ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по расчету компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 в долях с учетом всех членов семьи, обязать ответчика произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на 55 кв.м общей площади.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое - об удовлетворении заявленных требований. В целом, повторяя доводы, приведённые в исковом заявлении, настаивает на наличии у него права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере ста процентов.
ФИО1 и представитель ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является единоличным собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ФИО1, достигший возраста 80 лет, проживает в указанной квартире совместно с сыном У., достигшим возраста <данные изъяты> лет, оба не работают, являются получателями пенсии.
29 ноября 2016 года ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за назначением денежной компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, предоставил необходимый пакет документов и с 01 ноября 2016 года ему соответствующая компенсация назначена.
При этом ежемесячный размер компенсации расходов на капитальный ремонт для ФИО1 определён ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в размере 107,09 рублей в месяц, исходя из расчета 5,90 рублей х 18,15 кв.м, где 18,15 кв.м - доля площади жилья для расчета компенсации в размере 1/2 от общей площади жилого помещения с учетом 2 членов семьи, 5,90 рублей - тариф по уплате взноса на капитальный ремонт.
Будучи несогласным с таким расчетом, полагая, что расчет должен производиться исходя из 100% минимального взноса на капитальный ремонт на 55 кв.м общей площади, ФИО1 обратился к прокурору г. Советска, которым в его интересах и был предъявлен настоящий иск.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт осуществляется не в полном объеме и не из общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику, а предоставляется собственнику жилого помещения, имеющему право на получение компенсации, исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, на одного человека и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Поскольку ФИО1 проживает в составе семьи из 2-х человек, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, суд пришел к выводу о том, что он как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов, рассчитанную в соответствии со стандартом на семью из 2-х человек, т.е. в размере 18,15 кв.м (36,3 кв.м : 2 = 18,15 кв.м). ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» расчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт ФИО1 определяет именно в таком порядке, в связи с чем суд не усмотрел правовых оснований для признания действий ответчика незаконными и возложении на него обязанности произвести перерасчет.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Так, в соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно п. 2.1 указанной нормы жилищного законодательства, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В целях реализации федерального законодательства субъектом Российской Федерации был принят Закон Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».
Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области.
Абзацем 5 п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» предусмотрено, что порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт устанавливается Правительством Калининградской области.
Такой Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области согласно приложению утвержден Постановлением Правительства Калининградской области от 30 мая 2016 года № 271 (в редакции, действующей до внесения изменений Постановлением Правительства Калининградской области от 24 апреля 2017 года № 205, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года) «О порядке предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области».
Настоящий порядок определяет процедуру предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Калининградской области гражданам, проживающим на территории Калининградской области и указанным в п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».
Предоставление компенсации осуществляет ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств на имеющиеся или открываемые гражданами банковские счета либо через организации федеральной почтовой связи по выбору гражданина (п. 2). Компенсация назначается с месяца обращения за ней. Месяцем обращения считается месяц подачи заявления о назначении компенсации со всеми необходимыми документами. Гражданам, обратившимся за компенсацией, компенсация назначается с 01 января 2016 года, но не ранее месяца возникновения права на компенсацию (п. 11). Если в жилом помещении проживают два гражданина и более, имеющие право на компенсацию, компенсация предоставляется каждому из них индивидуально исходя из объема мер социальной поддержки, установленных законодательством, и доли в праве собственности на жилое помещение (п. 15).
Статьей 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» установлена обязанность собственников жилых (нежилых) помещений вносить взносы на капитальный ремонт.
Пунктом 5.1 ст. 4 данного закона предусмотрена возможность предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
По своей правовой природе и с учетом положений ст. 160 ЖК РФ компенсация расходов представляет возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации, произведенных гражданами расходов, связанных с оплатой жилья, коммунальных услуг, включая взносы на капитальный ремонт, за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, в силу п. 5.1 ст.4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, предоставляется, в том числе, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
При наличии у гражданина права на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по нескольким основаниям данная мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Из приведенных положений закона, принятых во исполнение норм федерального законодательства, следует, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт осуществляется не в полном объеме и не из общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику из числа лиц, указанных в п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области», а рассчитывается исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что ФИО1, является единоличным собственником жилого помещения и проживает совместно с сыном У. в возрасте <данные изъяты> лет, то есть в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, суд сделал правильный вывод о том, что он как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного в порядке п. 5.1 ст. 4 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области», - в размере ста процентов.
Вместе с тем постановлением Правительства Калининградской области от 27 октября 2006 года № 785 «О региональных стандартах, применяемых для расчета субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.
В соответствии с пунктом 2 данного Постановления с 01 января 2007 года установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий гражданам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда:
- 21 кв. метр - на одного члена семьи из трех и более человек;
- 55 кв. метров - на семью из двух человек;
- 39 кв. метров или площадь однокомнатной квартиры - на одиноко проживающего человека.
Данный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, подлежит применению и при расчете компенсации взноса на капитальный ремонт.
Поскольку, как указано выше, истец ФИО1 проживает в составе семьи из 2-х человек, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, то он как собственник жилого помещения, достигший возраста восьмидесяти лет, имеет право на компенсацию расходов, рассчитанную в соответствии со стандартом на семью из 2-х человек, в размере 18,15 кв.м (36,3 кв.м : 2 = 18,15 кв.м).
Таким образом, собственнику жилья ФИО1 расчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт должен производиться исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии для граждан, проживающих в семье из 2-х человек, то есть 18,15 кв.м на одного человека, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения, установленного в размере 5,90 рублей.
Как следует из материалов дела, именно в таком порядке ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» рассчитывается размер компенсации ФИО1, который составляет 107,09 рублей в месяц (5,90 рублей х 18,15 кв.м).
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления истцу компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере ста процентов, а не только носителю льготы ФИО1 основаны на неправильном толковании закона.
Давая оценку доводом заявителя в этой части, судебная коллегия полагает необходимым отметить и то, что Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены соответствующие Правила, определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Согласно названным Правилам (п.2) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу п.3 право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п.4 Правил).
Методическими рекомендациями по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Приказом Минрегиона России N 58, Минздравсоцразвития России N 403 от 26.05.2006г., действующими на период расчета компенсации, даны разъяснения относительно применения правил предоставления субсидий.
Пунктом 71 Методических рекомендаций разъяснено, что нормативная площадь жилого помещения - размер площади жилого помещения, исходя из которого осуществляется предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, устанавливается в квадратных метрах общей площади жилого помещения, приходящихся на человека.
В силу п.72 размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения дифференцируется по численности семьи и является единым на всей территории одного субъекта Российской Федерации. Указанная дифференциация не обязательно ограничивается численностью семьи из трех (и более) человек, как было нередко принято при дифференциации размера социальной нормы площади жилья. Рекомендуется дифференцировать региональные стандарты нормативной площади жилого помещения до величины в 1,5 - 2 раза превышающей среднюю численность семьи в регионе.
Например, при средней численности семьи в регионе 2,8 человек нормативную площадь жилого помещения рекомендуется дифференцировать следующим образом: для одиноко проживающих граждан; для одного члена семьи, состоящей из двух человек; для одного члена семьи, состоящей из трех человек; для одного члена семьи, состоящей из четырех человек; для одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений федерального и регионального законодательства, а также разработанных во их исполнение Правил предоставления компенсаций расходов на уплату взноса на капитальный ремонт и методических рекомендаций по их применению, размер компенсации взноса на капитальный ремонт для собственника жилого помещения подлежит исчислению исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии для граждан, в данном случае, для семьи из двух человек, собственнику жилого помещения, имеющему право на получение компенсации, исходя из размера стандарта на 1 человека, т.е. 18,5 кв.м, и минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного законом Калининградской области о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Именно в таком порядке, основанном на положениях закона, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» и производится расчет размера компенсации ФИО1, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, а поэтому судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 17 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: