РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Иванова И.А. Дело № 33-3999/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2017 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Зинченко С.В.
судей Королевой Н.С., Бояровой И.К.
при секретаре Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прокудиной В.В на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 мая 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Прокудиной В.В. к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о взыскании денежного содержания при увольнении, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, премии, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения Прокудиной В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Одноочко А.А., Зорко А.П., полагавших апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокудина В.В обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Минприроды) № от 11.0.2016 она была назначена на должность государственной гражданской службы Калининградской области – ведущий консультант отдела федерального государственного лесного надзора в лесах департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области. На основании ее заявлений, в июне 2016 года в соответствии с Приказом Минприроды № от 19.05.2016 г. истице была предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплата осуществлена в июне 2016 года в размере 25 494 руб. В тексте Приказа Минприроды № от 19.05.2016 о предоставлении части ежегодного оплачиваемого отпуска отсутствовало указание на выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи за фактически отработанное время в 2016 г. Таким образом, ей была перечислена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в полном объеме. Однако при увольнении с неё было произведено удержание в размере 7637 руб. 88 коп., которое полагает незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства. Указывает, что на момент увольнения в Положении о порядке выплаты и условий материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, положения, регулирующие порядок удержания ранее выплаченной единовременной выплаты или материальной помощи, отсутствовали. О предстоящих удержаниях она уведомлена не была. Кроме того, указывает, что всем государственным служащим департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, осуществляющим полномочия в области лесного хозяйства по итогам работы за девять месяцев и с учетом предстоящего празднования Дня работника лесного хозяйства была выплачена премия в размере 1,5 оклада месячного денежного содержания, который состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. Прокудиной В.В. указанная премия выплачена не была, в связи с чем полагает, что данные действия работодателя носят дискриминационный характер, так как за указанный период времени дисциплинарных взысканий она не имела, основания для лишения ее премии отсутствовали. При таких обстоятельствах, полагает, что ей незаконно не выплачена премия в размере 19120 руб. 50 коп. Учитывая изложенное, просит суд взыскать в ее пользу с ответчика незаконно удержанную при увольнении часть денежного содержания за сентябрь 2016 года в размере 7637 руб. 88 коп., проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы, обязать ответчика выплатить ей премию за 9 месяцев работы в 2016 году в размере 19120 руб. 50 коп., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Впоследствии Прокудина В.В. уточнила исковые требования в части выплаты премии, просила обязать ответчика выплатить ей премию в размере 22176 руб. за выполнение особо важных и сложных заданий в сентябре 2016 года в связи с прохождением государственной гражданской службы на общих условиях с другими государственными гражданскими служащими Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Прокудина В.В. просит решение отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указывает о том, что решение постановлено с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что порядок выплаты материальной помощи установлен Положением Минприроды. В Положении установлен только порядок выплаты, но не установлен порядок осуществления удержания из уже осуществленной выплаты. Кроме того, судом не дана оценка фактическим обстоятельствам дела. Так, в приказе об увольнении Прокудиной В.В. отсутствовало указание об удержании. Удержание произведено без издания соответствующего приказа. Судом не дана оценка тому, что размер удержания составил 40% от заработной платы. Ссылается на то, что отсутствовали обстоятельства, предусмотренные ст. 137 ТК РФ, о возможности удержания из заработной платы. Кроме того, Прокудина В.В. не давала согласие на удержание из заработной платы суммы, ранее выплаченной материальной помощи. Не соглашаясь с решением суда в части отказа во взыскании премии за выполнение особо важных и сложных заданий в сентябре 2016 года, Прокудина В.В. указала, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ответчиком не было представлено документов, подтверждающих индивидуальный характер премии в отношении сотрудников двух отделов. Судом не дана оценка тому, что премирование получили все сотрудники отдела, в котором работала истица, кроме нее. Вывод суда о том, что дополнительно выполняемая истицей работа не являлась особо важной, сделан судом без учета того, что истицей было подготовлено большое количество документации на осуществление закупок, не учтена их существенная значимость для Минприроды. Полагает, что судом не был оценен факт дискриминационного характера выплаты премии всем сотрудникам отдела, кроме истицы.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что Прокудина В.В. 11 января 2016 года была назначена на должность государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в порядке перевода из Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области с должностным окладом согласно штатному расписанию и с окладом за классный чин государственной гражданской службы советник государственной гражданской службы Калининградской области 3-го класса в размере 3059 руб.
Из материалов дела следует, что 12.05.2016 Прокудиной В.В. написано заявление о предоставлении ей части очередного ежегодного отпуска продолжительностью 14 календарных дней с 03.06.2016 по 17.06.2016 с произведением единовременной выплаты в размере одного оклада денежного содержания и выплаты материальной помощи в размере двух окладов месячного денежного содержания.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области от 19.05.2016 № Прокудиной В.В. предоставлена часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней с 03.06.2016 по 17.06.2016 и произведены причитающиеся ей выплаты.
Согласно расчету выплат к отпуску Прокудиной В.В. произведена единовременная выплата в размере 12747 руб. за 247 рабочих дней (за период с 01.01.2016 по 31.12.2016г.), а также материальная помощь за данный период в размере 25494 руб.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии Калининградской области № от 07.09.2016 г. Прокудина В.В освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы ведущего консультанта отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области и уволена 16.09.2016 г. по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего) с выплатой денежной компенсации за 10 дней неиспользованного отпуска.
Из материалов дела следует, что при произведении расчета при увольнении с выплаченной Прокудиной В.В. материальной помощи было произведено удержание в размере 7637,88 руб., поскольку фактически отработанное ею время по день увольнения составило 173 рабочих дня (за период с 01.01.2016 по 16.09.2016 г).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Прокудиной В.В. о взыскании части денежного содержания за сентябрь 2016 года в размере 7637 руб. 88 коп., суд исходил из того, Прокудина В.В. была уволена с государственной гражданской службы до истечения календарного года, за который ей выплачена материальная помощь, в связи с чем работодатель обоснованно произвёл перерасчёт выплаченный материальной помощи в соответствии с фактически отработанным истцом временем, согласно действующему Положению.
В силуч. 2 ст. 50 Закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 данного закона).
К дополнительным выплатам относится, в том числе единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50указанного закона).
Так, Указом Губернатора Калининградской области от 27.01.2006 N 8"О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Калининградской области" утверждено Положение о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, в соответствии с которым материальная помощь является единовременной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз в течение календарного года.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии и экологии Калининградской области от 29.02.2016 г. № 56 «Об утверждении Положения о порядке выплаты и условий материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» утверждены Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Калининградской области; Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий; Положение о порядке выплаты материальной помощи; Порядок предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, установлено, что материальная помощь вновь принятым гражданским служащим выплачивается пропорционально отработанному времени в расчетном году, гражданским служащим, уволенным в течении расчетного года – за фактически отработанное время.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что Прокудиной В.В. была положена материальная помощь за фактически отработанное время, является правильным, оснований для взыскания с ответчика денежной суммы в размере 7637,88 руб. не имелось.
Кроме того, отказывая в иске, суд обоснованно исходил из того, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, который формируется в расчете на год и предусматривает выплаты материальной помощи гражданским служащим в текущем финансовом году пропорционально отработанному времени при приеме и увольнении.
Отказывая в удовлетворении требований истицы о взыскании премии ко дню работника леса, суд правильно исходил из того, что выплата данной премии не предусмотрена нормативно-правовыми актами работодателя.
Разрешая исковые требования истицы о взыскания с ответчика премии за выполнение особо важных и сложных заданий, суд установил, что названная премия выплачивается по результатам выполнения особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, право определять порядок выплаты данного вида премий делегировано представителю нанимателя, которым не было усмотрено оснований для включения Прокудиной В.В. в приказ о выплате премии.
Так, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 12.09.2016 г. № произведена выплата государственным служащим Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области за выполнение особо важных и сложных заданий за сентябрь 2016 г.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 50Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" премия за выполнение особо важных и сложных заданий как часть денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Периодичность выплаты, а также конкретный размер данной премии федеральным законодателем не установлена.
В соответствии с порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий, утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 29.02.2016 г., а также приказом от 08.06.2016 г. № 24 "О внесении изменений приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 29.02.2016 г.", размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется исходя из результатов конкретного гражданского служащего и зависит от: личного вклада гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на департамент и/или Министерство; степени сложности выполнения гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативности и профессионализма гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнение поручений руководства Министерства; качества работы с документами и поручениями руководителей, использование новых форм и методов работы, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.
При принятии решения о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий учитывается профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей, творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям, достижение высоких результатов при выполнении особо важных и сложных заданий в период, за который выплачивается премия.
В этой связи судом учитывались пояснения представителя ответчика о том, что в сентябре 2016 г. Прокудиной В.В. каких-либо особо важных и сложных заданий не поручалось, в связи с чем основания для начисления указанной премии работодатель не усмотрел.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика также представлены сведения, согласно которым в сентябре 2016 года Прокудина В.В. в основном выполняла работу, которая была поручена ей ещё в августе месяце.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом были оценены доводы истицы о том, что на нее было возложено выполнение полномочий в рамкам Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что превышало объем полномочий, предусмотренных служебным контрактом.
При этом, как правильно указано судом, выполнение названных полномочий с февраля 2016 года не влекло начисление ей премии за выполнение особо важных и сложных заданий за предыдущие месяцы.
Довод о том, что в отношении истицы допущена дискриминация, судебной коллегией отклоняется, поскольку само по себе то обстоятельство, что истице одной из ее отдела не была выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий, не свидетельствует о дискриминации со стороны представителя нанимателя. Других доказательств в подтверждение названных доводов истицей, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, в суд не представлено.
В силуч. 2 ст. 50 Закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 данного закона).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими...; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50указанного закона).
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя(часть 8 статьи 50).
Аналогичные положения также предусмотрены положениями ст. 17 Закона Калининградской области от 28.06.2005 г. № 609 «О государственной гражданской службе Калининградской области».
В силу положений ст. 5 Закона Калининградской области от 29.11.2006 N 86«О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Калининградской области» представитель нанимателя самостоятельно определяет порядок и условия выплаты гражданским служащим Калининградской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, премий и материальной помощи.
Размер материальной помощи, выплачиваемой гражданским служащим за счет средств фонда оплаты труда государственного органа, устанавливается в размере двух окладов денежного содержания (ч. 4 ст. 5 Закона Калининградской области от 29.11.2006 N 86).
Указом Губернатора Калининградской области от 27.01.2006 N 8"О дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Калининградской области" утверждено Положение о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, в соответствии с которым материальная помощь является единовременной выплатой, предоставляемой гражданскому служащему один раз в течении календарного года.
Кроме того, в соответствии с данным указом Губернатора, руководителям исполнительных органов государственной власти Калининградской области следует руководствоваться настоящим Указом при утверждении соответствующих порядков и положений в отношении государственных гражданских служащих Калининградской области, представителями нанимателя которых они являются.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии и экологии Калининградской области от 29.02.2016 г. № 56 «Об утверждении Положения о порядке выплаты и условий материального стимулирования государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области» утверждены Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Калининградской области; Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий; Положение о порядке выплаты материальной помощи; Порядок предоставления единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а также Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения.
В соответствии с Положением о порядке выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Калининградской области, установлено, что материальная помощь вновь принятым гражданским служащим выплачивается пропорционально отработанному времени в расчетном году, гражданским служащим, уволенным в течении расчетного года – за фактически отработанное время.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: