НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 16.04.2014 № 33-1366/2014

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья Салахова Н.Р. Дело № 33 – 1366/2014 г.

Апелляционное определение

 16 апреля 2014 года г. Калининград

 Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

 председательствующего Михальчик С.А.

 судей Поникаровской Н.В., Королевой Н.С.

 при секретаре Шапошниковой Т.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области» на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 13 февраля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 и с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области» в его пользу взыскана оплата дополнительного отпуска за период с 20.10.2013 года по 02.11.2013 года в сумме <данные изъяты> рублей.

 Решение обращено к немедленному исполнению.

 Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителей ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области» ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что он относится к числу лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ему гарантирован ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней.

 В период его работы <данные изъяты> в в/ч № такой дополнительный отпуск с 20.10.2013 года по 02.11.2013 года ему был предоставлен, однако оплата за предоставленный дополнительный отпуск не произведена.

 При обращении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области», являющегося финансовым органом работодателя, с просьбой об оплате отпуска получил отказ со ссылкой на необходимость обращения за такой выплатой в орган социальной поддержки населения.

 Обращаясь в суд с иском о взыскании оплаты дополнительного отпуска, истец настаивал на том, что такая оплата должна быть ему произведена по месту его работы.

 Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, полагая не основанным на законе и противоречащим ему.

 Указывает, что судом не были учтены положения Правил оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением правительства РФ 03 марта 2007 года № 136, в соответствии с которыми заявление об оплате дополнительного отпуска получатель подает по месту жительства в орган социальной защиты населения в связи с чем обязанность по оплате дополнительного отпуска возложено не на работодателя, как ошибочно посчитал суд, а на орган социальной поддержки населения.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске.

 В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 относится к числу лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные для данной категории граждан Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней (п.5 ч.1 ст. 14 указанного Закона).

 Материалами дела подтверждено, что истцу - <данные изъяты> в/ч № с 20 октября 2013 года по 02 ноября 2012 года был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск. Согласно справки-расчета, составленной ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Калининградской области», истцу начислена оплата за дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, однако по месту работы такие выплаты произведены не были со ссылкой на то, что их производит орган социальной поддержки населения по месту жительства заявителя.

 Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции исходил из того, что выплаты в счет возмещения вреда здоровью (включая и оплату дополнительного отпуска) гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, то есть по месту работы истца и за счет средств, предусмотренных в бюджете Министерства обороны РФ.

 Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции ошибочными и основанными на неверном применении норм материального права.

 В соответствии с ч.1 ст. 56 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Из ст. 5 Закона № 1244-1 видно, что предусмотренные им меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом № 1244-1, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена.

 Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

 Согласно п.6 данного Постановления, положения которого и были положены судом в основу оспариваемого решения, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

 В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

 Вместе с тем в соответствии с п.2 ст.4 Закона № 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Порядок предоставления таких выплат, включая порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п.5 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1, установлен Правительства Российской Федерации в постановлении от 3 марта 2007 года № 136, которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Правила).

 В соответствии с п. 2 названных Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы:

 а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;

 б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы.

 Согласно п.п. 4 и 5 Правил по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

 Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, которые предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства (п.6).

 Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

 Аналогичный порядок выплаты ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрен Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 (в редакции от 25.03.2013 года).

 Приведенные выше положения нормативного правового акта судом при разрешении спора учтены не были.

 Между тем, анализируя указанные нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, несмотря на действующие Правила финансового обеспечения расходных обязательств…, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, Правительством Российской Федерации 3 марта 2007 года определены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление …, установившие конкретный порядок оплаты.

 При этом Правила оплаты дополнительного отпуска, с учетом более поздней даты их издания, не предусматривает возможность оплаты дополнительного отпуска каким либо иным органом, кроме указанного в п.2 Правил.

 При этом судебная коллегия учитывает, что Правила финансового обеспечения расходных обязательств …, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, определяют только порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, т.е. регулируют правоотношения в области бюджетных отношений, в которых граждане не участвуют.

 Правила же оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 136, прямо устанавливают порядок обращения граждан за получением указанных выплат и порядок осуществления данных выплат, т.е. регулируют правоотношения с участием самих граждан. Поэтому именно данные Правила подлежат применению при определении органа, обязанного производить выплаты, предусмотренные Законом №1244-1.

 Поскольку при разрешении спора суд не учел приведенные выше нормы закона, что привело к принятию судом неправильного решения, такое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а исковые требовании ФИО1 - отклонению.

 При этом судебная коллегия отмечает, что истец не лишен возможности в соответствии с приведенными выше Правилами оплаты дополнительного отпуска обратиться с заявлением о его оплате в установленном законом порядке в орган социальной защиты населения, а в случае отказа в выплате - обжаловать такой отказ.

 Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью доводов апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права при постановлении решения и неизвещении ответчика о месте и времени рассмотрении дела.

 Материалами дела подтверждено, что в адрес ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области» - <...> № судом направлено заказное почтовое отправление с извещением о дате и месте рассмотрения настоящего иска.

 Действительно, суд ошибочно, помимо ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области», в качестве адресата дополнительно указал и другого ответчика - в/ч №, который по этому адресу не располагался. Между тем, то обстоятельство, что ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Калининградской области», несмотря на указание его в качестве одного из адресатов, отказалось от получения этого судебного уведомления, не может свидетельствовать о несоблюдении судом требований процессуального закона, которые влекут рассмотрение дела по правилам суда первой инстанции.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 13 февраля 2014 года отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных ФИО1 требований об оплате дополнительного отпуска – отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: