Судья Стома Д.В. УИД 39RS0002-01-2023-003183-57
дело № 2а-3991/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-5890/2023
14 ноября 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мухарычина В.Ю.,
судей Быстровой М.А., Тращенковой О.В.
при секретаре Лиль Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Буряка Игоря Степановича на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 22 июня 2023 года по административному делу по административному иску Буряка Игоря Степановича к Управлению ФНС России по Калининградской области о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Заслушав доклад судьи Тращенковой О.В., выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буряк И.С. обратился в суд с административным иском, указав, что в отношении него была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой 17 января 2023 года вынесено решение № 2119 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения, этим решением с него взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц, а также штрафы за совершение налоговых правонарушений. Налоговый орган в ходе проверки установил, что он в проверяемом периоде 2021 года реализовал 70 земельных участков, которые находились в его собственности менее 5 лет, однако декларацию по форме 3-НДФЛ не представил, налог на доходы физических лиц не уплатил. С такими выводами налогового органа он не согласен, поскольку какого-либо дохода от продажи земельных участков он не получил, каждый из них был продан за ту же сумму, что и приобретен – по 1 000 рублей за каждый участок, а, кроме того, он имеет право на получение налогового вычета. Полагает, что решение о привлечении его к налоговой ответственности не соответствует закону и нарушает его права. При этом обращает внимание, что земельные участки были приобретены им у ФИО3 и впоследствии проданы близкому родственнику – ФИО2 Настаивал на том, что основания для привлечения его к налоговой ответственности отсутствуют. Поданная им в Межрегиональную инспекцию ФНС по Северо-Западному федеральному округу жалоба на решение УФНС России по Калининградской области была оставлена без удовлетворения. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Буряк И.С. просил суд признать незаконным решение Управления ФНС России по Калининградской области № 2119 от 17 января 2023 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 22 июня 2023 года административные исковые требования Буряка И.С. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Буряк И.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Приводит доводы, аналогичные доводам административного иска, продолжая настаивать на том, что какой-либо доход от продажи земельных участков он не получил, реализовал их по цене, за которую они были приобретены, в связи с чем он имеет право на предоставление налогового вычета, однако данному обстоятельству судом первой инстанции оценка не дана.
Управлением ФНС России по Калининградской области на апелляционную жалобу Буряка И.С. принесены возражения с просьбой об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Буряк И.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом.
Представитель Буряка И.С. по доверенности Лузан А.В. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель УФНС России по Калининградской области по доверенности Ефименко А.С. в судебном заседании против изложенных в апелляционной жалобе доводов возражал, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения.
В соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении возникшего спора судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что 30 августа 2019 года между ФИО3 и Буряком И.С. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого последний приобрел в собственность 73 земельных участка, расположенных в <адрес> со следующими кадастровыми номерами: №, №, №, №, №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№, №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№№, №, №.
Стоимость каждого из земельных участков по условиям договора составила 1 000 рублей, всего цена договора составляла 73 000 рублей.
УФНС России по Калининградской области в отношении налогоплательщика Буряка И.С. была проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой было установлено, что в 2021 году Буряк И.С. продал 70 из указанных выше земельных участков ФИО2 а 3 земельных участка - ФИО6 Каждый из данных участков по условиям договоров был продан по стоимости, аналогичной стоимости приобретения таких участков в 2019 году, то есть по 1 000 рублей за каждый участок.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки 17 января 2023 года налоговым органом было принято решение № 2119 о привлечении Буряка И.С. к налоговой ответственности за неуплату налога на доходы физических лиц за 2021 год в результате занижения налоговой базы (п.1 ст.122 НК РФ), а также за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 год (п.1 ст.119 НК РФ). С учетом наличия смягчающих обстоятельств Буряку И.С. в связи с совершением указанных выше налоговых правонарушений исчислены штрафы в размере 62 829 рублей 50 копеек и 94 244 рублей 18 копеек соответственно.
Решением УФНС России по Калининградской области от 04 апреля 2023 года № 16-10/21977 в решение от 17 января 2023 года были внесены изменения, с учетом которых Буряк И.С. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 15 707 рублей 36 копеек и по п.1 ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 23 651 рубля 04 копеек.
Решением МИ ФНС России по Северо-Западному федеральному округу № 08-20/1752@ от 02 мая 2023 года решение УФНС России по Калининградской области от 17 января 2023 года с учетом изменений, внесенных решением от 04 апреля 2023 года, оставлено без изменения, поданная на него жалоба Буряка И.С. – без удовлетворения.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Буряк И.С. настаивал на незаконности решения о привлечении его к налоговой ответственности, указывая, что какого-либо нарушения не совершил, дохода от продажи объектов недвижимости не получил, в связи с чем оснований для исчисления налога на доходы физических лиц и для привлечения его к налоговой ответственности у налогового органа не имелось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Буряком И.С. административных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав материалы налоговой проверки и оценив представленные сторонами доказательства, согласился с выводом налоговой инспекции о том, что Буряк И.С., реализовав указанные выше земельные участки, не исполнил возложенную на него обязанность по предоставлению налоговой декларации и уплате НДФЛ. Установив, что исчисление налога правомерно произведено налоговым органом на основании сведений, представленных регистрирующим органом, с учетом кадастровой стоимости земельных участков, их стоимости по договору купли-продажи, с применением понижающего коэффициента, решение о привлечении административного истца к налоговой ответственности принято уполномоченным лицом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что это решение в полной мере соответствует закону.
Такой вывод сделан судом первой инстанции исходя из совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, которым в соответствии со ст.84 КАС РФ дана надлежащая оценка, при правильном применении норм материального права, оснований не согласиться с ним у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена также п.1 ст.3 и подп.1 п.1 ст.23 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.201 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора в момент возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст.69 и 70 НК Российской Федерации.
В силу ст.31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 п.1 ст.228 НК РФ определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п.17.1 ст.217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.228 НК РФ).
Согласно п.17.1 ст.217 и п.2 ст.217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В силу п.2 ст.217.1 НК РФ если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Пунктом 3 ст.217.1 НК РФ установлены условия, при соблюдении хотя бы одного из которых минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года.
В силу п.4 ст.217.1 НК РФ в случаях, не указанных в п.3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Таким образом, в силу положений ст.217.1, 228 НК РФ, учитывая, что проданные в 2021 году земельные участки находились в собственности Буряка И.С. менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, доход, полученный от их продажи, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Являясь плательщиком налога на доходы физических лиц, Буряк И.С. соответствующую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган в установленный срок не представил, что послужило основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
Налоговая база исчислена налоговым органом верно, сумма налога на доходы физических лиц за 2021 год, подлежащая уплате Буряком И.С., определена правильно.
Доводы апелляционной жалобы Буряка И.С. о неверном определении налоговым органом налоговой базы и, как следствие, неверном расчете суммы налога, со ссылкой на то, что какого-либо дохода он не получил, реализовав земельные участки за ту же стоимость, по которой они были приобретены, проверены и являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверном понимании им норм материального права.
Так, в соответствии с п.1, п.3 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 настоящего Кодекса. Основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 настоящего Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в п.п.2.3 и 6 настоящей статьи), с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно п.1 ст.214.10 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Абзацем 3 п.3 ст.214.10 определено, что для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.п.1.1 ст.224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подп.1 п.2 ст.220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подп.2 п.2 ст.220 настоящего Кодекса.
Как уже указано выше, из условий договора купли-продажи земельных участков следует, что цена договора определена сторонами в размере 70 000 рублей, по 1 000 рублей за каждый объект.
Вместе с тем, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, которые были получены налоговым органом, кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их цену, указанную в договоре.
Таким образом, доход, полученный Буряком И.С. от продажи всех земельных участков, подлежит определению в соответствии с п.2 ст.214.10 НК РФ, как кадастровая стоимость каждого участка, умноженная на коэффициент 0,7, и он верно определен налоговым органом в сумме 20 332 134 рублей 83 копеек исходя из сведений о кадастровой стоимости объектов, полученных налоговым органом в порядке ст.85 НК РФ.
В этой связи налоговая база правильно определена налоговым органом как сумма дохода – 20 332 134 рублей 83 копеек, уменьшенная на сумму налогового вычета в размере 1 000 000 рублей, и составляет 19 332 134 рублей 83 копейки, с учетом налоговой ставки 13 % сумма налога на доходы составляет 2 513 178 рублей (19 332 134,83 х 13 %).
Поскольку Буряком И.С. декларация по форме 3-НДФЛ в установленный законом срок представлена не была, а также не была уплачена сумма налога на доходы физических лиц за 2021 год в результате необоснованного занижениям им налоговой базы, он правомерно привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.119 и п.1 ст.122 НК РФ с назначением наказаний в виде штрафов с учетом предусмотренных п.1 ст.112 НК РФ обстоятельств, смягчающих ответственность, при этом суммы штрафов были уменьшены в 32 раза.
Вопреки доводам жалобы об обратном, то обстоятельство, что земельные участки были проданы Буряком И.С. родственнику – супруге его сына, не освобождает истца от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц.
Случаи, при которых доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения, закреплены в ст.217.1 НК РФ. Вместе с тем факт продажи объектов недвижимости близкому родственнику к числу таких обстоятельств не относится. Кроме того, супруга сына в том смысле, в котором это закреплено в ст.14 СК РФ, близким родственником административного истца не является.
Иных доводов Буряком И.С. в апелляционной жалобе не приведено.
Обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Решение суда соответствует закону, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Калининграда от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи