НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 13.10.2020 № 2-1639/20

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Седова Е.А. Дело №2-1639/2020

№ 33-4236/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Королевой Н.С.,

судей Филатовой Н.В., Тращенковой О.В.

при секретаре Корж А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда 09 июля 2020 года по гражданскому делу по иску Литвиновой Натальи Михайловны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о перерасчете, выплате пенсии, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) Левенковой В.Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Литвиновой Н.М. полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Литвинова Н.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), в обоснование которых указала, что 08 июня 2019 года она обратилась в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости, однако 27 сентября 2019 года в установлении пенсии было отказано ввиду непредоставления документа о регистрации по месту жительства или документа, подтверждающего снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве. Однако о необходимости предоставления дополнительных документов она не была уведомлена. При приеме документов через МФЦ она предоставила документы в соответствии с выданным перечнем. На основании изложенного Литвинова Н.М. просила признать вышеназванное решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты обращения за ней с 08 июня 2019 года, взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины 300 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя 12 500 руб.

Впоследствии истица уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 08 июня 2019 года и выплатить начисленную пенсию, поскольку пенсия ей была назначена после повторного обращения с 05 декабря 2019 года.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июля 2020 года на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Литвиновой Натальи Михайловны с 08 июня 2019 года и выплатить начисленную пенсию.

С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) в пользу Литвиновой Натальи Михайловны взысканы судебные расходы на юридические услуги в размере 3000 руб.

Возвращена Литвиновой Наталье Михайловне уплаченная через ПАО «Сбербанк» Калининградское отделение 8626/1221 (номер операции 40) 14 января 2020 года государственная пошлина на сумму 300 руб.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать, полагает, что отказ в назначении пенсии незаконным не являлся, поскольку истица не предоставила документы, свидетельствующие о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве. О необходимости предоставления дополнительных документов истец уведомлялась через МФЦ, обязанность по получению в МФЦ документов лежит на заявителе. При повторном обращении истец была зарегистрирована постоянно на территории РФ, и ей была назначена страховая пенсия с 05 декабря 2019 года.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом установлено, что Литвинова Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой РФ, имеет регистрацию на территории Российской Федерации с 29 ноября 2019 года, по адресу: <адрес>

Литвинова Н.М. прибыла на постоянное место жительства в Калининградскую область из Республики Казахстан 05 ноября 2018 года, что подтверждается адресным листком убытия.

Трудовая деятельность истца на территории Республики Казахстан согласно записям в трудовой книжке прекращена 18 октября 2018 года.

16 мая 2019 года истцу выдан паспорт гражданина РФ.

В период с 30 мая 2019 года по 27 августа 2019 года истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>.

В системе обязательного пенсионного страхования РФ истец была зарегистрирована 11 февраля 2019 года.

08 июня 2019 года Литвинова Н.М. обратилась через МКУ ГО «Город Калининград» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) с заявлением об установлении страховой пенсии на основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также ею были предоставлены следующие документы: паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, справка о заработной плате, трудовая книжка, свидетельство о регистрации по месту пребывания, реквизиты счета, свидетельства о рождении детей, диплом, свидетельство о заключении брака, заявление о доставке пенсии.

Данные обстоятельства подтверждаются распиской в приеме от заявителя документов от 08 июня 2019 года № 20190608-002-138.

Одновременно в расписке заявитель уведомлен о том, что уведомление о приеме заявление и документов, необходимых для установления пенсии, выдается в МФЦ в течение 5 календарных дней со дня передачи уведомления от ПФР. В случае неявки заявителя в МФЦ, уведомление считается выданным.

13 июня 2020 года представленные Литвиновой Н.М. документы вместе с заявлением о назначении пенсии поступили в УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное).

В этот же день ответчик выдал уведомление о необходимости предоставления листка убытия в срок не позднее 13 сентября 2019 года, обязанность по предоставлению которого возложена на заявителя.

Данное уведомление направлено через МФЦ, однако истец в МФЦ после обращения с заявлением о назначении пенсии не обращалась, что ею в судебном заседании не оспаривалось.

26 сентября 2019 года решением пенсионного органа в установлении пенсии отказано из-за отсутствия постоянной регистрации на территории Российской Федерации. Данное решение обосновано тем, что в установленный срок заявитель не представила документ о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве либо о подтверждении постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Разрешая спор и возлагая на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Литвиновой Н.М. с 08 июня 2019 года и выплатить начисленную пенсию, судом исследованы юридически значимые обстоятельства, правильно применены к спорным отношениям нормы материального права, и сделан вывод о том, что истица приобрела право на назначение страховой пенсии по старости с даты первичного обращения с 08 июня 2019 года, поскольку имела необходимый страховой стаж, возраст и ИПК, при наличии которых отказ пенсионного органа в назначении истице пенсии является незаконным.

Оснований не согласиться с указанными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя, при рассмотрении дела судом нормы материального и процессуального права применены правильно.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения (установления), в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты страховой пенсии, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно пункту 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.

В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.

При постоянном проживании гражданина Российской Федерации, которому устанавливается пенсия, за пределами территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами территории Российской Федерации.

Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходим документ, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

Кроме того, необходимые документы для назначения страховой пенсии по старости предусмотрены п. 6 Перечня.

В п. 58 Перечня указано на то, что документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина Российской Федерации, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Порядок назначения пенсии регламентирован разделом IV Правил № 884н.

В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил (п. 31).

Кроме того, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан разъяснить гражданину необходимость предоставления таких документов, а гражданин вправе представить на основании такого разъяснения недостающие документы.

Принимая во внимание, что на дату обращения в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости 08 июня 2019 года Литвинова Н.М. достигла пенсионного возраста, учтена в пенсионном страховании, имела необходимый страховой стаж для назначения пенсии, необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента, являлась гражданином РФ и имела регистрацию по месту пребывания в г. Калининграде, предоставила документы, определенные вышеназванным перечнем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» у Литвиновой Н.М. возникло с даты первичного обращения.

Само по себе то обстоятельство, что Литвиновой Н.М. не был приложен к обращению за назначением пенсии листок убытия, который у нее также имелся на 08 июня 2019 года, и который не был у нее запрошен в МФЦ, поскольку в перечне документов отсутствовал, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента соответствующего обращения и выплате начисленной пенсии, поскольку иначе нарушенное право истицы не будет восстановлено.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 п.1 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 09 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: