НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 12.10.2022 № 2-5051/2021

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Гонтарь О.Э. УИД 39RS0001-01-2021-006653-47

Дело № 2-5051/2021 года

№ 33-4536/2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2022 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Михальчик С.А.,

судей: Никифоровой Ю.С., Королевой Н.С.,

при секретаре: Юдиной Т.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» о признании незаконным отказа в перерасчете платежей за обращение с твердыми коммунальными отходами, возложении обязанности произвести перерасчет начисленных сумм за обращение с твердыми коммунальными отходами с апелляционной жалобой истцов ФИО1, ФИО2 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С., объяснения представителя ответчика Государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» ФИО3, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С-вы обратились в суд к Государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (далее также ГПКО «ЕСОО») с требованиями о признании незаконным отказ ответчика в перерасчете начислений платежей за обращение с твердыми коммунальным отходами, возложении обязанности на ответчика осуществить перерасчет в соответствии с поданными ими документами и в дальнейшем не начислять плату за обращение с твердыми коммунальными отходами по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в период временного отсутствия собственников квартиры. В обоснование иска указали, что являются долевыми собственниками по ? доли квартиры по указанному адресу. При этом в данной квартире не зарегистрированы, поскольку работают и проживают в <адрес>, где и оплачивают услугу по вывозу твердых коммунальных отходов. В связи с этим в июне 2021 года они обратились в ГПКО «ЕСОО» с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с временным, более 5-ти календарных дней подряд, отсутствием их как потребителей в жилом помещении по адресу: <адрес>, представив необходимые подтверждающие документы. 11 июня 2021 года получили в электронном виде ответ начальника Западного межрайонного отделения ГПКО «ЕСОО» с отказом в перерасчете платы за вывоз и обращение ТКО. Более того, ответчик, получив от них сведения о составе собственников указанной квартиры, произвел доначисления на второго собственника, то есть увеличил размер их задолженности, вместо того, чтобы убрать ее полностью. С такими действиями ответчика С-вы не согласны, поскольку вышеуказанная квартира является их постоянным местом жительства только в период нахождения в Калининграде, а в период их отсутствия в Калининграде по адресу их квартиры бытовые отходы не образуются, их некому создавать.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 года в удовлетворении иска С-вых отказано.

В апелляционной жалобе истцы просят решение отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования. Продолжают настаивать на доводах о том, что непроживание в жилом помещении является основанием для перерасчета, а оплата за данную услугу повлечет неосновательное обогащение ответчика. Критикуют решение суда в части отнесения услуги за вывоз ТКО к налогам или обязательным платежам вне зависимости от проживания, в то время как услуги по обращению с ТКО предоставляются по договору возмездного оказания услуг. Считают, что судья, ссылаясь на ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, умышленно сократил ее, исключив указание на осуществление перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, чч. 1, 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав пояснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области от 20 июня 2018 года Государственное предприятие Калининградской области «Единая система обращения с отходами» с 1 января 2019 года приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) потребителям.

ФИО1 и ФИО2 являются долевыми собственниками (в размере по ? доли в праве каждый) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером .

Начисления истцам за коммунальную услугу по обращению с ТКО производятся ГП КО «ЕСОО» на основании публичного договора и представленных управляющей компанией дома, а также самими истцами данных о количестве лиц, проживающих (зарегистрированных) в данном доме или его собственниках, по следующей формуле: норматив накопления (2,0 м3/год) * расчетная единица (количество жителей/собственников) * тариф /12 месяцев = сумма начислений за услугу (руб.).

Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области (норматив по категории объекта «многоквартирные жилые дома» - 2,0 м3/год на 1 жителя – городской округ «Город Калининград») утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14 мая 2018 года № 218 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 4 мая 2018 года № 203» (Приложение № 1 таблица).

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области №28-06кк/19 от 29 марта 2019 «О внесении изменений в приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 7 декабря 2018 года №96- 04кк/18» установлен следующий единый тариф на услугу регионального оператора (для населения) на период с 1 января 2019 года по 31 марта 2019 года - 510,75 руб./м3 (с НДС); на период по 31 декабря 2019 года - 488,57 руб./м3 (с НДС).

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17 декабря 2019 № 131-07окк/19 «Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГП КО «ЕСОО» на территории Калининградской области на 2020-2022 годы» установлены следующие предельные единые тарифы на услуги регионального оператора (для населения) на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 488,57 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года- 506,16 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 506,16 руб./м3 (НДС не облагается); на период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года– 510,31 руб./м3 (НДС не облагается).

Размер ежемесячной платы за вывоз ТКБО по квартире истцов за период с 1 июля 2020 года на 1 человека (собственника) составил 84,36 рубля, а при наличии двух собственников и отсутствия зарегистрированных лиц, 168,72 рублей соответственно.

В соответствии с актуальными данными по лицевому счету после внесения сведений в информационную базу данных ГП КО «ЕСОО» о двух собственниках квартиры произведена корректировка начисления платы в сторону увеличения, что отражено в платежном документе за июнь 2021 года по лицевому счету . За истцами числится задолженность по данной коммунальной услуге по указанной квартире.

Разрешая заявленные истцами требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно определил характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (пункты 56 (2), 148 (34), 148 (24), 148 (22), 148 (44), 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354), и обоснованно исходил из того, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен только в случае временного отсутствия (более 5 полных календарных дней подряд), что иного порядка перерасчета Правила № 354 не содержат, что непроживание истцов в спорном жилом помещении не является временным отсутствием потребителя, применяемым для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения истцов как собственников квартиры от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, поскольку при временном и постоянном отсутствии проживающих в жилом помещении граждан расчет производится с учетом количества собственников.

Основанием для перерасчета платы за вывоз ТКО в апелляционной жалобе С-вы также указывают факт своего отсутствия в принадлежащем им на праве собственности помещении.

Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм права ввиду следующего.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о перерасчете платы по услуге «обращение с ТКО», поскольку неиспользование истцами жилого помещения для постоянного проживания не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения гражданина как собственника названного жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

Услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам помещений независимо от проживания в них граждан.

В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предусматривая порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, Правила в п. 93 устанавливают открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете.

П. 148 (36) Правил № 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (п. 56 (2) Правил).

Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на регионального оператора обязанности осуществить перерасчет платы истцам за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за заявленные периоды.

В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного толкования норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления явиться не могут.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не установлены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи