НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 12.10.2022 № 2-291/2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ганага Ю.Н. УИД 39RS0019-01-2022-000429-30

Дело № 2-291/2022

33-4522/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2022 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Ольховского В.Н.

судей Мариной С.В., Яковлева Н.А.

при секретаре Сухановой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гречанюк Петра Иосифовича на решение Советского городского суда Калининградской области от 07 июля 2022 года по гражданскому делу по иску Гречанюк Петра Иосифовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, признании права на страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения Гречанюк П.И. и его представителя Захаровской С.С., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области - Будгинене А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гречанюк П.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению – ОПФР по Калининградской области, указав в его обоснование, что 25 октября 2020 года в Пенсионный фонд России им было подано заявление о назначении страховой пенсии по старости, к которому были приложены копия паспорта, копия трудовой книжки, копия аттестата об окончании училища. Данное заявление было зарегистрировано в ПФР г.Москвы 11 ноября 2020 года.

В соответствии с Порядком организации работы органов системы ПФР с документами, поступившими в целях установления и выплаты пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 24 октября 2018 года №44п, данное заявление с целью назначения и выплаты пенсии на территории Российской Федерации в ГУ-УПФР г.Советска Калининградской области было направлено Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей в ГУ-УПФР в г.Советске Калининградской области и зарегистрировано в данном пенсионном органе 04 декабря 2020 года.

В период с 07 декабря 2020 года по день назначения пенсии, им велась активная переписка по вопросам оказания помощи в истребовании документов, подтверждающих стаж работы, а также представлено свидетельство о рождении, в связи с разночтением буквы в фамилии «Греченюк» и «Гречанюк».

В ходе переписки истцу стало известно о том, что работниками ПФР несвоевременно делались запросы в компетентные органы иностранных государств, а также ошибочно в другие государства и ведомства, что затягивало решение вопроса о назначении пенсии.

07 декабря 2020 года ГУ-УПФР в г.Советске Калининградской области вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии до 06 марта 2021 года.

04 марта 2021 года ГУ-УПФР в г.Советске Калининградской области вынесено решение о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии с 05 марта 2021 года.

05 марта 2021 года ГУ-УПФР в г.Советске Калининградской области вынесено решение об отказе в установлении пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа (требуемый стаж 6 лет, ИПК 6,6, имеется 5 лет 1 мес 17 дней, ИПК 6,254).

Истец не согласен с тем, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии его страховой стаж составлял 5 лет 1 месяц 17 дней, поскольку, согласно записям в трудовой книжке, периоды его работы составляют:

- с 01 сентября 1968 года по 08 июля 1970 года - учеба в Балхашском ГПТУ №20 - 1 год 10 месяцев 7 дней;

- с 25 ноября 1970 года по 19 января 1972 года - Балхшская база грузовых перевозок- 1 год 1 месяц 24 дня;

- с 27 мая 1972 года по 06 июня 1974 года - служба в армии - 2 года 9 дней;

- с 12 августа 1974 года по 27 апреля 1976 года - Балхашское АТП - 1 год 8 месяцев 15 дней;

- с 17 мая 1976 года по 12 октября 1976 года - Балхашский горнометаллургический комбинат- 4 месяца 25 дней.

Исходя из полученных на запросы ГУ-ОПФР ответов, стаж истца на дату подачи заявления составлял 7 лет 4 месяца 7 дней с учетом периода обучения, что подтверждается копией аттестата, представленного в УПФР г.Советска 10 декабря 2020 года посредством электронной почты. Вместе с тем, пенсионным органом при подсчете стажа для определения права на назначение пенсии данный период учтен не был.

Учитывая вышеизложенное, истец полагает, что пенсия должна была быть назначена ему с момента первоначального обращения - с 25 октября 2020 года.

В связи с обнаружением ошибки в дате рождения истца, указанной в архивной справке от 27 апреля 2021 года, выданной архивом Управления делами МО Кыргызской Республики, о периоде работ истца в 314 Базе автотранспорта и механизации, ГУ-ОПФР по Калининградской области произведен перерасчет пенсии в сторону уменьшения, что подтверждается письмом ГУ-ОПФР по Калининградской области от 21 апреля 2022 года .

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец с учетом уточнений своих требований просил

- установить факт принадлежности ему, Гречанюк Петру Иосифовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, архивной справки от 27 апреля 2021 года, выданной архивом Управления делами МО Кыргызской Республики о периоде работы на 314 Базе автотранспорта и механизации с 15 декабря 1980 года по 26 мая 1990 года;

- обязать ГУ-ОПФР по Калининградской области засчитать в страховой стаж период учебы с 01 сентября 1968 года по 08 июля 1970 года в городском профессионально-техническом училище №20 г.Балхаша Карагандинской области;

- признать за ним право на получение страховой пенсии по старости с 25 октября 2020 года;

- обязать ГУ-ОПФР по Калининградской области назначить пенсию с 25 октября 2020 года;

- взыскать с ответчика судебные расходы за составление искового заявления 5 000 рублей, за участие представителя в судебных заседаниях 20 000 рублей.

Разрешив эти требования, Советский городской суд Калининградской области 07 июля 2022 года постановил решение, которым исковое заявление Гречанюк П.И. к ГУ – ОПФР по Калининградской области об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, признании права на страховую пенсию по старости удовлетворено частично. Установлен факт принадлежности Гречанюк Петру Иосифовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, архивной справки от 27 апреля 2021 года, выданной на имя Гречанюк Петр Иосифович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В удовлетворении исковых требований в остальной части, отказано.

В апелляционной жалобе Гречанюк П.И. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии правовых оснований для признания права на получение страховой пенсии по старости с 25 октября 2020 года и возложении на ГУ-ОПФР по Калининградской области назначить истцу пенсию с 25 октября 2020 года, поскольку ответы на направленные сотрудниками УПФР в г.Советске Калининградской области (межрайонное) в ходе рассмотрения его заявления запросы о периодах работы не могли быть получены, так как были адресованы ненадлежащим организациям, не обладающим запрашиваемыми сведениями.

Продолжает настаивать на изложенной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции позиции о том, что период его учебы в Балхашском ГПТУ №20 с 01 сентября 1968 года по 08 июля 1970 года не был учтен при подсчете страхового стажа ни при рассмотрении первого заявления от 25 октября 2020 года, ни при рассмотрении второго заявления от 13 сентября 2021 года. Вывод суда об обратном считает необоснованным.

Полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела судом применен закон, не подлежащий применению. Указывает, что ФЗ «О страховых пенсиях» вступил в законную силу с 01 января 2015 года. Вместе с тем, он как лицо 1954 года рождения был вправе выйти на пенсию в апреле 2014 года по достижении возраста 60 лет, в связи с чем, по мнению истца, при рассмотрении его заявления о назначении пенсии и в ходе рассмотрения дела подлежал применению ФЗ «О трудовых пенсиях».

Также с учетом частичного удовлетворения искового заявления, считает необоснованным отказ в удовлетворении требований о взыскании понесенных судебных расходов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ – исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015. До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)

В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 (шесть) лет (часть 1). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на 1 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона (часть 2).

С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина ИПК определяется также на день достижения возраста, предусмотренного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены ст.11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.11 и 12 названного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в ч.1,2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в целях определения права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно п.2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным приказом Министерства труда и социального обеспечения от 04.10.1991 №190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ).

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 и 6 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1 ст.22 Федерального закона от ч.1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Исходя из ч.2 ст.22 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Из ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил №884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пунктом 23 Правил №884н предусмотрено, что, если документы, необходимые для ее назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил (день подачи заявления).

В п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ (ст.18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения подлежат применению и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст.21, 22 названного Федерального закона).

Из содержания ст. 22 Закона № 400-ФЗ, раздела IV Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 №884н, также следует, что органы пенсионного фонда осуществляют прием граждан и консультирование по вопросам назначения пенсии, дают разъяснения о необходимости предоставления недостающих документов. Таким образом, уже на стадии приема документов пенсионный орган обязан проверить правильность оформления документов обратившегося, соответствие содержащихся в них данных, кроме тех, которые подлежат проверке в рамках расчета и проверки пенсионного стажа.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гречанюк П.И. 25.10.2020 через российское консульство в <данные изъяты> обратился в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Заявление поступило в УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) 04.12.2020.

К заявлению были представлены: копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя Гречанюк П.И., копия трудовой книжки на имя Греченюк П.И., копия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации на имя Гречанюк П.И., справка о снятии с воинского учета на имя Гречанюк П.И.

При изучении комплекта документов сотрудниками ПФР были выявлены расхождения в написании фамилии в представленных заявителем трудовой книжке и паспорте, в связи с чем, Гречанюк П.И. в письменном виде было сообщено о том, что трудовая книжка не может быть принята к рассмотрению для назначения пенсии, и разъяснено, что срок рассмотрения заявления приостанавливается, но не более чем на 3 месяца, что подтверждается ответом на обращение от 17.12.2020 . Помимо этого, в целях проверки достоверности периодов трудовой деятельности, указанных в трудовой книжке, представленной заявителем, УПФР в г. Советске Калининградской области были подготовлены и направлены запросы для оказания содействия в истребовании справок о подтверждении периодов работы и заработной плате: в Бишкекский городской государственный архив (от 08.12.2020 исх.); в КГУ «Бишкекский городской государственный архив» управления культуры, архивов и документации Карагандинской области г. Казахстан (от 08.12.2020 исх.).

Решением от 07.12.2020 срок рассмотрения заявления Гречанюк П.И. об установлении (выплате) пенсии был приостановлен с 07.12.2020 до поступления ответа, но не более чем до 06.03.2021 включительно.

07.12.2020 УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) было вынесено решение о проведении проверки документов (сведений) необходимых для установления (выплаты) пенсии.

04.03.2021 решением УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) срок рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии был восстановлен.

Решением от 05.03.2021 Гречанюк П.И. было отказано в установлении страховой пенсии по старости с 26.10.2020 в связи с отсутствием требуемого стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (требуемый 6 лет, ИПК 6,6, имеется 5 лет 1 месяц 17 дней, ИПК 6,254).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Гречанюка П.И. о признании данного решения незаконным и о понуждении ГУ-ОПФР по Калининградской области назначить ему страховую пенсию по старости с 25 октября 2020 года, суд правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения таких требований.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, которые в решении подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и материалах дела, у судебной коллегии не имеется.

Признавая несостоятельными доводы истца о том, что работниками УПФР в г. Советске Калининградской области (межрайонное) запросы были сделаны несвоевременно и в ненадлежащие органы, приводимые также и в апелляционной жалобе, суд обоснованно указал на то, что поскольку, как следует из электронной переписки, Гречанюк П.И. указывал, что работал с 09.11.1976 по 28.05.1990 на базе автотранспорта и механизации 3414 г. Фрунзе, (Бишкек), Киргизия; с 12.08.1974 по 27.04.1976 в Балхашском АТП-1008 грузоперевозок, именно в государственные архивы стран, где работал истец и были сделаны запросы, в запросе также присутствовал период учебы с 01.09.1968 по 08.07.1970 в городском профессионально-техническом училище №20 г. Балхаша Карагандинской области.

При этом, как следует из копии переписки, Гречанюк П.И. 10.12.2020 направил сотруднику Пенсионного фонда ФИО1 на электронную почту скан аттестата об образовании.

Вместе с тем, в силу действующего правового регулирования, необходимые для установления пенсии документы должны быть представлены пенсионному органу в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (п.52 Перечня).

На территории Российской Федерации верность копий документов свидетельствуют соответствующие нотариусы, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение таких действий (ст.1,35 – 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1). Учитывая изложенное, для органов, осуществляющих пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации, юридической силой обладают представленные копии документов, в том числе копии документов об образовании, заверенные нотариально, либо органами ПФР, либо представленные в электронном виде через личный кабинет пенсионера. Таким образом, для оценки пенсионных прав и определения права на страховую пенсию необходимо предоставлять оригиналы документов или их копии, заверенные в надлежащем порядке, либо через личный кабинет в электронном виде.

Оригинал документа, подтверждающий учебу Гречанюка П.И. с 01.09.1968 по 08.07.1970 в городском профессионально-техническом училище №20 г. Балхаша Карагандинской области, был предоставлен в УПФР в г. Советске Калининградской области только при повторном обращении к ответчику вместе с заявлением о назначении пенсии 13.09.2021, несмотря на разъяснение ему необходимости представления такого документа, на что указывал в суде апелляционной инстанции сам истец, ссылаясь на то, что несмотря на направление по электронной почте копии аттестата о среднем специальном образовании, пенсионный орган продолжал направлять ему сообщения о необходимости представления такого документа.

Как видно из материалов дела, исходя из представленных заявителем и поступившим на запросы ответчика документов, а также с учетом включения периода учебы в городском профессионально – техническом училище, на дату вынесения решения по заявлению Гречанюк П.И. от 04.12.2020, его страховой стаж составил 07 лет 04 месяца 28 дней (требуемый 6 лет). В подсчет страхового стажа учтены следующие периоды: с 01.09.1968 по 15.07.1970 – учеба в городском профессионально-техническом училище; с 25.11.1970 по 19.01.1972 – архивная справка от 14.01.2021 , с 01.03.1972 по 17.05.1972 – архивная справка от 14.01.2021 , с 27.05.1972 по 15.06.1974 – справка от 01.03.2021, выданная военным комиссариатом Калининградской области, с 12.08.1974 по 27.04.1976 – архивная справка от 14.01.2021 , с 17.05.1976 по 12.10.1976 – архивная справка от 01.03.2021 .

Предварительно расчетный размер индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 04.12.2020 с учетом включения периода учебы составил 6,38.

При таком положении, суд первой инстанции правомерно не согласился с позицией истца о том, что при включении в страховой стаж периода учебы при первоначальном обращении 25.10.2020, он имел бы право на назначение пенсии по старости именно с этой даты, поскольку даже при включении указанного периода в страховой стаж, ИПК истца был бы менее необходимого.

Ссылки стороны истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции на неправомерность учета при оценке пенсионных прав истца индивидуального пенсионного коэффициента, со ссылками на то обстоятельство, что действовавшим на день достижения истцом пенсионного возраста 60 лет Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», такое условие для назначения пенсии предусмотрено не было, основаны на ошибочном понимании и толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку в силу действующего правового регулирования оценка пенсионных прав заявителя производится на момент обращения за назначением пенсии в соответствии с действующим на указанную дату законодательством.

Поскольку период учебы Гречанюк П.И. с 01.09.1968 по 08.07.1970 в городском профессионально-техническом училище на дату назначения пенсии 13.09.2021 включен ответчиком в страховой стаж при назначении пенсии, то оснований для удовлетворения исковых требований в части включения спорного периода учебы в страховой стаж у суда также не имелось.

Так, из материалов дела видно, что 13.09.2021 Гречанюк П.И. было подано заявление о назначении пенсии, к которому были приложены дополнительные документы. В связи с поступлением дополнительных справок, и возникновением права на назначение пенсии, ответчиком было вынесено решение от 13.12.2021 о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 8 закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.09.2021.

Кроме того, разрешая спор о признании за Гречанюк П.И. права на получение страховой пенсии по старости и о её назначении с 25.10.2020, суд правомерно исходил из того, что при подаче истцом первоначального заявления, к нему была приложена лишь трудовая книжка, принадлежность которой заявителю вызывала у ответчика обоснованные сомнения, поскольку в ней и в документе, удостоверяющем личность заявителя, имелись разночтения в написании фамилии.

При этом факт принадлежности истцу данной трудовой книжки установлен только настоящим решением, которое в указанной части не оспаривается и предметом проверки в апелляционном порядке не является.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о том, что поскольку обращение Гречанюка П.И. за назначением страховой пенсии по старости со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, имело место только 13.09.2021, правовых оснований для назначения истцу пенсии с 25.10.2020 и выплаты её с указанной даты и до 13.09.2021 у пенсионного органа не имелось.

Приводимые в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения заявленного истцом спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.

Вопреки утверждениям в жалобе об обратном, вопрос о судебных расходах разрешен судом правильно в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Удовлетворение требования истца об установлении факта принадлежности ему трудовой книжки не обусловлено нарушением прав истца со стороны ответчика, требования Гречанюка П.И., заявленные непосредственно к Пенсионному Фонду, как к ответчику, нарушившему его права, судом удовлетворены не были.

Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены законного и обоснованного решения суда или его изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского городского суда Калининградской области от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи