НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 08.07.2020 № 2-291/20

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Протасова Е.Б. Дело № 2-291/2020

33-2568/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2020 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего: Михальчик С.А.

судей: Филатовой Н.В., Королевой Н.С.

при секретаре: Корж А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2020г., которым постановлено:

иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» от 29.12.2018 года об отказе ФИО1 выдать предложение на досрочное назначение пенсии по старости.

Возложить на ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» обязанность по оформлению и направлению в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде предложение о назначении ФИО1 досрочной пенсии в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., возражения ФИО1, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ «Центр занятости населения Калининградской области» (далее – Центр), указав, что в связи с достижением условий для назначения досрочной пенсии 08.11.2018 года обратилась к ответчику с заявлением о выдаче направления для назначения досрочной пенсии, поскольку она зарегистрирована в Центре 06.07.2018 года в связи с сокращением штата работников БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ». Решением Центра № 01-17/6638 от 29.12.2018 г. ей было отказано в выдаче предложения на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом ответчиком не включен в страховой стаж период с 01.09.1982 г. по 07.07.1987 г. обучения и практики в Камском политехническом институте при Камском Автомобильном заводе (КамАЗ). Отказ в выдаче направления в Пенсионный Фонд РФ для назначения пенсии полагает незаконным, поскольку оспариваемый период обучения должен быть включен в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку он занесен в ее трудовую книжку и подтверждается дипломом об окончании института. Учитывая изложенное, просила признать решение Центра занятости населения № 01-17/6638 от 29.12.2018 года об отказе в выдаче направления в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии незаконным, включить период учебы с 01.09.1982 г. по 17.08.1987 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика выдать направление в Пенсионный фонд РФ для назначения ей трудовой пенсии досрочно с даты обращения за ее назначением 08.11.2018 г.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» просит решение суда отменить. Указывает, что в соответствии с положениями пенсионного законодательства период обучения истца в высшем учебном заведении мог быть включён в ее страховой стаж, при условии, что этому периоду предшествовала работа, либо служба. Однако таких обстоятельств по делу не установлено.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1, полагая ее доводы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика ГКУ «Центр занятости населения Калининградской области» и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 30.04.2018 года ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была уволена с должности заведующей учебным кабинетом кафедры безопасности мореплавания из БГА РФ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» в связи с сокращением штата работников организации.

Приказом ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» №193П/180342 от 12.07.2018 года ФИО1 была признана безработной с назначением пособия по безработице с 01.10.2018 года на 12 месяцев.

Согласно трудовой книжке ФИО1 в период с 01.09.1982г. по 07.07.1987 г. она проходила обучения в Камском политехническом институте.

По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 по состоянию на 01.10.2018 г. стаж, учтенный пенсионным органом для целей назначения пенсии, составил 18 лет 0 месяцев 19 дней. При этом указанный выше период обучения в страховой стаж не включен.

08.11.2018 года ФИО1 обратилась в Центр с заявлением рассмотреть вопрос о досрочном выходе на пенсию по причине отказа в трудоустройстве после сокращения штата работников организации.

11.12.2018 года ФИО1 повторно обратилась в Центр с заявлением о выдаче ей предложения на досрочное назначение страховой пенсии по старости и при подсчете страхового стажа просила учесть ее обучение в Камском политехническом институте.

29.12.2018 года Центр уведомил ФИО1 об отказе в выдаче предложения на досрочное назначение страховой пенсии по старости со ссылкой на то, что по состоянию на 01.10.2018 года ее страховой стаж, учтенный для целей назначения пенсии, составляет менее 20 лет.

Полагая такое решение ответчика незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, исходил из того, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 30 ФЗ РФ № 173-ФЗ, ст. 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» период обучения включается в общий трудовой стаж, а поэтому время обучения ФИО1 в Камском политехническом институте с 01.09.1982 г. по 07.07.1087 г. подлежит включению в общий трудовой стаж, который с учётом данного периода составляет более 20 лет, что является достаточным для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.

Однако судебная коллегия не может согласиться с такими суждениями и выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (действовавшей в период спорных правоотношений), гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 11 и 12 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

Таким образом, указанное предложение органов службы занятости оформляется при одновременном соблюдении следующих условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.10.2018 г. стаж ФИО1, учтенный пенсионным органом для целей назначения пенсии, составил 18 лет 0 месяцев 19 дней.

В этой связи, страховой стаж ФИО1 составляет менее 20 лет, что исключает возможность назначения ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Вместе с тем, разрешая спор, суд счел возможным согласиться с доводами ФИО1 о необходимости включения в ее страховой стаж периода обучения с 01.09.1982 г. по 07.07.1987 г. в Камском политехническом институте и, как следствие, о наличии условий для оформления ей пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Однако такая позиция суда не основана на законе.

В соответствии с ч.1 ст. 11 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений статьи 12 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж период обучения в высшем учебном заведении не засчитывается.

Согласно ч.3 ст. 36 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п.2 ст.30 ФЗ РФ № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Статья 30 ФЗ РФ № 173-ФЗ, предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав. В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен календарный порядок исчисления продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в учебных заведениях.

Таким образом, положения ст. 30 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются исключительно для оценки пенсионных прав в целях определения расчетного размера трудовой пенсии, а не для подсчета страхового стажа, дающего право на назначение пенсии, как ошибочно указал суд первой инстанции.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В период обучения ФИО1 действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

Подпунктом «и» пункта 109 указанного Положения предусмотрено включение в общий стаж обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Согласно абзацам 13 и 14 пункта 109 Положения, при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте «к».

Таким образом, из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения в высших учебных заведениях, имевшие место до 01 января 1992 года, могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника, только при наличии стажа работы или службы указанной в п. «к» вышеназванного Положения до поступления в учебное заведение.

Вместе с тем, как следует из сведений, содержащихся в трудовой книжке ФИО1, до обучения в период с 01.09.1982г. по 07.07.1987 г. в Камском политехническом институте она трудового стажа не имела, службы не проходила.

При таких обстоятельствах ГКУ «Центр занятости населения Калининградской области» обоснованно не включил период обучения в страховой стаж ФИО1 и отказал ей в выдаче предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, решения суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 11 февраля 2020г. отменить и вынести новое решение, которым исковые ФИО1 к ГКУ Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» о признании незаконным решения об отказе в выдаче направления для назначения досрочной страховой пенсии по старости, обязании выдать направление оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: