НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 08.06.2016 № 33-2692/2016

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ирхина Е.Н. Дело № 33-2692/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Михальчик С.А.

судей Королевой Н.С., Алексенко Л.В.

при секретаре Зининой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 марта 2016 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.

С ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области в пользу ФИО1 взысканы

- денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 6292 (шесть тысяч двести девяносто два) рублей 52 копеек (данная сумма подлежит налогообложению;

- денежная компенсация за неполученное вещевое имущество в размере 10072 (десять тысяч семьдесят два) рублей 88 копеек;

- компенсация за задержку причитающихся при увольнении выплат в размере в размере 1265 (одна тысяча двести шестьдесят пять) рублей 31 копейки;

Денежная компенсация морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что с 24.10.2011 он проходил службу в органах внутренних дел в должности полицейского-водителя батальона МОВО по г. Калининграду – Филиала ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области. Приказом от 09.07.2015 он был уволен со службы по собственному желанию 31.07.2015. Свою трудовую деятельность он осуществлял за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, нес ночные и суточные дежурства, при этом дополнительный отпуск ему не представлялся, выплата компенсаций за работу в сверхурочное и ночное время не осуществлялась. На вопрос о предоставлении компенсации за сверхурочные и ночные часы ответчик пояснял, что, указанный расчет за весь период службы будет осуществлен с каждым работником при увольнении на основании закона в виде компенсации за неиспользованный отпуск, что соответствовало положениям ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ и ст. 127 Трудового кодекса РФ, в связи с чем указанный ответ под сомнение им не ставился. Вместе с тем, согласно справке от 21.08.2015, при увольнении ему была предоставлена денежная компенсация лишь за 70 часов работы в сверхурочное время и за 48 часов работы в ночное время, в то время как общее количество часов в сверхурочное время составило 1252 часа, денежная компенсация за которые ему не предоставлена. Кроме того, согласно справке , вместо положенных предметов форменного обмундирования истцу при увольнении была выплачена денежная компенсация в размере 3050,56 рублей за предметы в количестве 17 штук, и согласно справке , в сумме 611 рублей за предметы в количестве 8 штук. С указанными суммами компенсации он не согласен, полагал их заниженными и нарушающими его права на получение денежной компенсации за неполученное форменное обмундирование за период службы. За период с 24.10.2011 по 31.07.2015 ему выдавался комплект форменной одежды, в частности бушлат, шапка ушанка зимняя, ватники, берцы, иных предметов форменной одежды представлено не было, тогда как, относясь к младшему начальствующему составу, к нему была применима норма № 3 снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел, утвержденная постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 № 835, в связи с чем ему полагалось к выдаче 36 предметов вещевого довольствия, денежная компенсация за которые составляет 80260 рублей. Указанными неправомерными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивал в 5000 рублей. Кроме того, просил взыскать компенсацию, предусмотренную ст. 237 Трудового кодекса РФ. С учетом изложенного, просил взыскать с УМВД России по Калининградской области в свою пользу компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 158534,50 рублей, компенсацию за неполученное форменное обмундирование в размере 80260 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области в свою пользу компенсацию за неиспользованный отпуск за период с 01.02.2013 по 31.07.2015 в размере 40607,85 рублей, компенсацию за неполученное форменное обмундирование в размере 33448,81 рубля за период его службы с 24.10.2011 по 31.07.2015, компенсацию за несвоевременную выплату окончательного расчета при увольнении в размере 4073,11 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Определениями суда по ходатайству истца УМВД России по Калининградской области было исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, в качестве ответчика к участию в деле было привлечено ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области.

Представители ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области в судебном заседании поддержали ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями, ссылаясь на отсутствие уважительных причин пропуска данного срока. Полагали, что истец не воспользовался своим правом на предоставление отгулов за работу сверх установленной продолжительности служебного времени, в связи с чем оснований для взыскания соответствующей компенсации в данном случае не имеется.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что судом не применен материальный закон, подлежащий применению, а именно: ст. 127 ТК РФ, предусматривающая выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Полагает выводы суда о том, что дополнительные дни отдыха, предоставляемые за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и присоединяемые к ежегодному оплачиваемому отпуску не являются отпуском, необоснованным. Названный вывод противоречит п. 4 ч.1 ст. 58 Закона РФ от 30.11.2011 №342-ФЗ, предусматривающему виды дополнительных отпусков – за ненормированный рабочий день. Кроме того, на правоотношения по прохождению службы в полиции распространяются нормы трудового Кодекса РФ. В этой связи полагает, что ему должна была быть выплачена компенсация за все неиспользованные отпуска, в этой связи ссылается на Определение Верховного суда РФ от 23.05.2014 №58-ГК 14-2. Полагает, что судом неправильно истолкован материальный закон, поскольку суд ограничил права истца на получение в полном объеме заработной платы в соответствии с количеством и качеством выполненной работы. Полагает необоснованным вывод суда о том, что сотруднику органа внутренних дел установлено ограничение по оплате за сверхурочную работу в размере не более 120 часов в год. Судом также не было учтено то, что истец уволен в работы, в связи с чем дополнительные дни отдыха взамен имевшейся переработки ему предоставлены быть не могут. При этом чч. 6, 10 ст. 53 ФЗ №342 –ФЗ предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации вместо дополнительных дней отдыха. Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за выполнение работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени за период 2012-2014 гг., суд исходил из отсутствия у истца соответствующего рапорта. Между тем, полагает, что такой подход нарушает гарантии, установленные ст. 37 Конституции РФ. Вывод суда о пропуске истцом срока на обращение в суд, полагает, необоснованным. Полагает, что неиспользованные истцом дни отдыха суммируются и при увольнении подлежали оплате в полном объеме. Не соглашается с выводом суда о том, что истцу о нарушении права по невыплатам за 2013 и 2014 гг. должно было быть известно не позднее 25 января 2014 года, 25 января 2015 года, следующими по истечении годового периода, то есть со дня получения им ежемесячного денежного довольствия без учета оплаты за переработку. Настаивает на том, что о нарушенном праве он узнал при увольнении, когда не получил компенсации за все неиспользованные дни отпуска. Полагает, что размер компенсации морального вреда должен быть взыскан в полном размере 5000 рублей, поскольку ответчиком нарушены обязательства по надлежащему учету рабочего времени, не принято во внимание длительность задержки по осуществлению окончательного расчета. Не согласен с решением суда в части компенсации за задержку компенсации за неполученное форменное обмундирование в период службы истца в милиции. Полагает, что период задержки с 24.12.2015, а именно: с даты, когда ранее отмененный приказ МВД России № 218 от 06.03.2007 приказом МВД России № 668 от 08.06.2015 стал вновь применяться на основании поступившей в ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области телеграммы ДТ МВД России, определен судом неверно. Так, на момент увольнения действовал Приказ МВД России от 10.01.2013 №8, согласно которому предусмотрено право истца на получение компенсации за неполученное форменное обмундирование с момента возникновения права по месяц увольнения.

Представители ФГКУ УВО УМВД России по Калининградской области, УМВД России по Калининградской области в заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст.327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался Федеральным законом N 3-ФЗ от 07.02.2011 "О полиции" (далее Закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ), Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ), Трудовым кодексом РФ в той части, в какой она не урегулирована вышеперечисленными специальными нормативными актами, другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе приказом МВД России от 19.10.2012 № 961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления дополнительного времени отдыха и дополнительных дней отдыха (далее Порядок), приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее Порядок обеспечения денежным довольствием),

В силу ч. ч. 1, 2, 6, 10 ст. 53 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.

Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Из п. 10 ст. 53 названного закона следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Согласно п. 10 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.

В соответствии с п. 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

В соответствии с п. 4 Порядка в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 18 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

В силу п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что ФИО1 проходил службу в должности полицейского – водителя в период с 24.10.2011 по 31.01.2013 в МОВО по Гвардейскому району – филиала ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области, в период с 01.02.2013 по 31.07.2015 - в МОВО по г. Калининграду - филиала ФКГУ УВО МВД России по Калининградской области.

Приказами об установлении правил внутреннего трудового распорядка работы сотрудников МОВО по г. Калининграду - филиала ФКГУ УВО МВД России по Калининградской области от 2013, 2014, 2015 годов определено несение службы личным составом рот полиции по графику, посменно, продолжительность ежедневной смены несения службы личным составом рот полиции определяется также в соответствии с графиком, развод личного состава рот полиции в 9.00 и в 18.00, в течение дежурной смены личному составу рот полиции предоставляется возможность приема пищи в рабочее время по согласованию с дежурным, на маршрутах патрулирования, для сотрудников учреждения определен суммированный учет рабочего времени за фактически отработанное каждым работником время, установлен учетный период – год.

Приказом УВО при УВД по Калининградской области от 14.02.2011 № 16 в учреждении был установлен суммированный учет рабочего времени и учет сверхурочной работы аттестованного состава в соответствии со ст.ст. 99, 104 ТК РФ с отражением в ведомости - табеле учета рабочего времени сотрудников УВО при УВД по Калининградской области, при этом работа за сверхурочные работы аттестованного личного состава производится по итогам полугодия в июне и декабре текущего года, руководителями подчиненных подразделений самостоятельно определяется период сверхурочной работы и суммированного учета рабочего времени.

Приказом начальника ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области от 12.07.2013 № 64 был утвержден порядок учета служебного времени сотрудников ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области, согласно которому денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни подлежала выплате ежемесячно.

Приказами начальника ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области от 27.12.2013 № 113, от 02.02.2015 № 33 была утверждена учетная политика учреждения для целей бухгалтерского учета, приведенная в приложениях к названным приказам, подлежащая применению с 01.01.2014 и с 01.01.2015, соответственно, согласно которым продолжительность расчетного периода при оплате за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы при суммированном учете рабочего времени составляет 1 год. Выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. Начисление заработной платы осуществляется на основании табеля учета рабочего времени.

В указанный истцом период службы ему на основании приказов руководителей, издаваемых по результатам учета времени выполнения служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, производились компенсационные выплаты.

В соответствии со справкой в МОВО по Гвардейскому району – филиала ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области при переводе истца в МОВО по г. Калининграду ему была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с 10.10.2011 по 31.01.2012 в размере 656 часов – 29816,40 рублей.

Согласно материалам дела, в 2012 году сверхурочное служебное время при выполнении ФИО1 служебных обязанностей составило 625 часов, из которых 592 часа были оплачены приказами «Об оплате денежной компенсации сотрудникам милиции МОВО при ОВД по Гвардейскому району за работу сверх месячной нормы рабочего времени» от 16.112012 № 168 и от 17.12.2012 № 184. В январе 2013 года ФИО1 были предоставлены отгулы в количестве 136 часов на основании поданного им рапорта от 07.01.2013 и приказа МОВО при ОВД по Гвардейскому району от 11.01.2013 № 16 «О предоставлении отгулов». С февраля 2013 по декабрь 2013 года на основании представленных суду графиков сменности и табелей учета служебного времени сверхурочное служебное время составило 137 часов, из них на основании приказа МОВО по г. Калининграду «О выплате денежной компенсации сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени» от 17.12.2013 было оплачено 120 часов, и на основании рапорта истца предоставлены отгулы приказом от 24.07.2015 в количестве 17 часов. В 2014 году в соответствии с графиками сменности и табелями учета служебного времени сверхурочное служебное время при выполнении ФИО1 служебных обязанностей составило 163 часа, из которых 120 часов было оплачено на основании приказа МОВО по г. Калининграду от 15.12.2014 , а также предоставлены отгулы в количестве 43 часов на основании его рапорта и приказа МОВО по г. Калининграду от 24.07.2015 В 2015 году в соответствии с графиками сменности и табелями учета служебного времени сверхурочное служебное время составило 70 часов, которые оплачены в полном объеме по приказу от 11.08.2015 . Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались.

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что истцу была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени за 2012, 2013 и 2014 годы в максимально возможном размере, в 2015 году в размере 70 часов.

Приказом начальника ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области от 09.07.2015 старший сержант полиции ФИО1, полицейский – водитель взвода полиции № 1 роты полиции № 3 батальона полиции межмуниципального отдела вневедомственной охраны по городу Калининграду - филиала ФКГУ УВО МВД России по Калининградской области был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 2 ч. 2 ст. 82 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ – по инициативе сотрудника 31.07.2015 года. При увольнении истцу предоставлена компенсация за неиспользованный отпуск в 2015 году в количестве 17,5 календарных дней.

Судом установлено, что у истца помимо оплаченных, имеется 216 часов переработки за 2013 год, 208,5 часов переработки за 2014 год и 103,5 часа переработки за 2015 год, а всего 528 часов.

При этом указанные часы переработки фактически возникли в связи с тем, что рабочее время определялось без учета подлежащих учету часов служебного времени за каждую смену, работодателем не учитывалось время убытия со службы спустя от одного до двух часов по окончании рабочего времени ввиду необходимости сдачи смен.

Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу о том, что исходя из прямого указания ст. 53 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, п. 15 Порядка, п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием, выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, т.е. носит заявительный характер.

При этом ФИО1 за время несения службы в МОВО по г. Калининграду к руководству с подобного рода рапортами не обращался, что истцом и не отрицалось.

Указывая на необходимость выплаты данной компенсации, истец и его представитель ссылались на положения ст. 127 ТК РФ, согласно которой при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Не соглашаясь с изложенное позицией истца, суд исходил из того, что виды отпусков на службе в органах внутренних дел указаны в ст. 56 Закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ. При этом дополнительные дни отдыха, предоставляемые за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, и присоединяемые по желанию сотрудника к ежегодному оплачиваемому отпуску, не являются отпуском. Поэтому ни положения специальных законов, регулирующих службу в органах внутренних дел, в том числе устанавливающих порядок выплаты денежной компенсации за отпуск при увольнении, ни положения ст. 127 ТК РФ, в данном случае применяться не могут. Кроме того, ни специальными нормативными актами, ни Трудовым кодексом Российской Федерации, не предусмотрена обязанность работодателя в одностороннем порядке выплачивать увольняемому сотруднику денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. То обстоятельство, что работодатель в 2013, 2014, 2015 годах начислял истцу компенсацию в соответствии с графиками сменности и табелями учета служебного времени без подачи им соответствующего рапорта, об отсутствии необходимости соблюдения заявительного порядка выплаты компенсации не свидетельствует, и прав истца не нарушает.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Установив при рассмотрении дела то, что за выполнение ФИО1 служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени компенсации за 2013 и 2014 годы была ему выплачена в максимально возможном размере, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения его исковых требований в указанной части.

Доводы представителя истца о том, что работодатель не обеспечил точный учет продолжительности сверхурочной работы, основанием для удовлетворения заявленных истцом требований не являются.

Получая расчетные листки, компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и не рабочие праздничные дни ежегодно, таким образом, располагая информацией о количестве суммированных часов выполнения служебных обязанностей, в том числе переработанного времени по окончании каждого календарного года, ФИО1 не оспаривал данные действия работодателя, не обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Правильным является вывод суда о пропуске истцом срока на обращение с иском в суд о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени период с 01.02.2013 по 31.12.2014.

Так, согласно ч. 4 ст. 72 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, положения указанной нормы права по сути, аналогичны содержанию ст. 392 ТК РФ.

При этом суд правильно исходил из того, что обеспечения денежным довольствием, выплата сотрудникам органов внутренних дел РФ денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.

Согласно приведенным выше Приказам ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области, устанавливающим учетные периоды оспариваемых выплат, для сотрудников учреждения несущих службу по сменному графику, учетный период при оплате за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы составляет 1 год.

Судом правильно установлено то, что о нарушении своих прав истец должен был знать не позднее января следующего года, в суд с исковым заявлением ФИО1 обратился лишь 04.09.2015, значительно пропустив срок на его подачу для взыскания названной компенсации по 2014 год включительно.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявленными требованиями, обоснованно судом отклонено, поскольку каких-либо уважительных причин пропуска данного срока, связанных с личностью истца и препятствующих своевременному обращению в суд за защитой своего нарушенного права, истцом представлено не было.

Довод истца о длящемся характере нарушения, допущенном ответчиком, о котором он узнал при увольнении, правомерно судом отклонен, поскольку компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормативной продолжительности служебного времени ответчиком истцу не начислялась, в связи с чем у работодателя обязанность по выплате работнику указанной компенсации до увольнения не сохранялась.

Оценивая доводы искового заявления истца о том, что представителем нанимателя не была выплачена компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы в 2015 году, суд пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд с такими требования не пропущен, поскольку учетный период при оплате за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы, составляющий один год, не истек, кроме того, о наличии переработки истец узнал при получении расчета при увольнении - 20.08.2015.

Судом было установлено, что время переработки за 2015 год составило 103,5 часа, данное время ответчиком оплачено не было.

В соответствии с приказом ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области от 11.08.2015 по графикам сменности и табелям учета служебного времени в 2015 году истцу было оплачено сверхурочное служебное время в размере 70 часов.

Учитывая изложенное, суд взыскал в пользу истца компенсацию за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 50 часов – 6292,52 рублей за период с 01.01.2015 по 31.07.2015, что не превысило предусмотренных законодательством по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.

Разрешая заявленные ФИО1 требования о взыскании денежной компенсации за неполученное форменное обмундирование за период с 24.10.2011 по 31.07.2015, суд пришел к правильному выводу об их частичном удовлетворении в силу следующего.

Так, согласно п. 5 ст. 25 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В силу с п. 3 ст. 48 указанного закона обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 69 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что за период службы истца в милиции компенсация за неполученное вещевое имущество должна рассчитываться с учетом приказа МВД России от 06.03.2007 N 218, согласно приложению N 2 к названному Приказу на основании справки (ведомости) на выплату денежной компенсации, оформляемой вещевой службой органа внутренних дел Российской Федерации., а в период службы истца в полиции компенсация за неполученное вещевое имущество должна рассчитываться с учетом распоряжения Правительства РФ от 22.12.2012 № 2469-р и приказа МВД России от 08.06.2015 № 668.

В соответствии с приказом МВД России от 10.01.2013 № 8 «Об утверждении порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования» денежная компенсация выплачивается сотрудникам за не выданное, либо не полученное ими предметы вещевого имущества личного пользования после окончания их срока носки (эксплуатации), в течении которого они должны были находится во владении и безвозмездном пользовании (п. 4 Порядка).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2011 № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» срок носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества устанавливается нормой снабжения и определяет период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находится в пользовании сотрудника в данном случае используется норма снабжения вещевым имуществом лиц младшего начальствующего и рядового состава (норма №3).

В п.п. 1, 7 Приказа МВД России от 10.01.2013 N 8 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования" выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится ежегодно по месту прикрепления личного состава на вещевое обеспечение на основании оформляемой подразделением вещевого обеспечения органа внутренних дел Российской Федерации справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования.

Сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.

Нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел РФ в мирное время утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.10.2011 N 835. Норма снабжения устанавливается срок носки имущества и определяет период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находится в пользовании сотрудника, в данном случае используется норма снабжения вещевым имуществом лиц младшего начальствующего и рядового состава (норма №3).

Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012 N 2469-р установлены размеры денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2011 N 835.

Судом было установлено, что ФИО1 при увольнении вместо положенных предметов форменного обмундирования 20.08.2015 была выплачена денежная компенсация в размере 3661 рубля 56 копеек.

В октябре 2015 года в связи с произведенной технической ошибкой ФИО1 произведен повторный расчет денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования, доначислено и 09.12.2015 года выплачено 11695 рублей 33 копейки.

В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, в данному случае, предусмотренному п. 2 ст. 82 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, возмещает указанному федеральному органу стоимость выданных ему предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки (п.4 ст. 69 Закона от 30.1.2011 № 342-Ф3).

Судом установлено, что размер данной компенсации в период несения истцом службы в милиции составляет 7245,80 рублей, размер компенсации за неполученное форменное обмундирование в период несения истцом службы в полиции составляет 18183,97 рублей.

С учетом ранее выплаченной ФИО1 компенсации за неполученное форменное обмундирование, судом в его пользу взыскана неполученная ко дню увольнения компенсация за период службы в милиции и полиции в размере 10072,88 рублей.

Учитывая, что расчет при увольнении с ФИО1 произведен несвоевременно судом в его пользу взыскана компенсация за задержку выплат, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, со дня следующего за днем увольнения – 31.07.2015 по день фактических выплат – 20.08.2015 и 09.12.2015, и далее по день вынесения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с произведенным судом расчетом взысканных сумм компенсации за задержку выплаты компенсации за неполученное форменное обмундирование в период службы в полиции, за задержку компенсации за неполученное форменное обмундирование без учета выплаченных 11695,33 рублей, за задержку выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Между тем судебная коллегия полагает, что расчет взысканных судом сумм за задержку выплаты компенсации за неполученное форменное обмундирование в период службы истца в милиции произведен неверно.

Оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты компенсации за неполученное форменное обмундирование за период с 24.12.2015 с даты, когда ранее отменный приказ МВД России от 06.03.2007 №218 приказом МВД России от 08.06.2015 №668 стал вновь применятся на основании поступившей в ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области телеграммы ДТ МВД России, у суда не имелось.

Учитывая, что Законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ, Приказом МВД РФ от 10.01.2013 № 8 предусмотрена выплата компенсации за неполученное форменное обмундирование при увольнении, которая истцу при увольнении не была выплачена, а в силу ст. 236 ТК РФ обязанность выплаты компенсации за задержку выплат возникает независимо от наличия вины работодателя, в связи с чем суду необходимо было произвести индексацию невыплаченной при увольнении компенсации за неполученное форменное обмундирование за период службы в милиции со следующего дня после увольнения, а именно: с 01 августа 2015 года по дату вынесения решения – 02.03.2016.

Расчет суммы компенсации: 7245,80 х 11,5 : 100 : 300 х 2 + 7245,90 х 11 : 100 : 300 х 213 = 571, 46 рублей.

Учитывая, что размер компенсации за задержку выплаты компенсации за неполученное форменное обмундирование за период службы истца в милиции подлежит увеличению, подлежит увеличению и общая сумма компенсации за задержку причитающихся при увольнении выплат до 1693, 72 рублей.

Решение суда подлежит соответствующему изменению.

Другие доводы апелляционной жалобы истца основанием для изменения, отмены решения суда не являются.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 02 марта 2016 года изменить, увеличить взысканную в пользу ФИО1 с ФГКУ УВО МВД России по Калининградской области компенсацию за задержку причитающихся при увольнении выплат до 1693, 72 рублей.

В остальной части то же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: