НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 05.07.2023 № 2-2127/2023

Судья: Ивонинская И.Л. УИД 39RS0002-01-2023-000568-45

Дело № 2-2127/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-3785/2023

05 июля 2023 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ольховского В.Н.

судей Филатовой Н.В., Алферовой Г.П.

при секретаре Быстровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яцковец Елены Степановны к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой стаж и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты, по апелляционной жалобе ОСФР по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 05 апреля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., пояснения представителя ОСФР по Калининградской области Федосцова И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Яцковец Е.С. – Гукова И.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Яцковец Е.С. обратилась в суд с иском к ОСФР по Калининградской области, указав, что 17.01.2023 она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи со снижением пенсионного возраста на основании ст. 10 ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а 23.01.2023 обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пп. 7 абз. 1 ст. 27.1 ФЗ РФ № 1244-1.

Ответчиком было принято решение об отказе в назначении пенсии и ее выплате, при этом в страховой стаж истца не были включены периоды работы на территории Республики Беларусь:

- в должности участковой медсестры Поликлиники № 5 г. Гомеля с 02.09.1991 по 15.07.1992;

- в должности продавца 3-ей категории Гомельского производственного объединения хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром» с 31.08.1993 по 06.07.1994.

С данным решением она не согласна, поскольку в период с 17.03.1971 по 12.02.2014 проживала по адресу: Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Братьев Лизюковых, д. 22, кв. 40.

На основании ст. 6 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 № 385-3 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» г. Гомель в период с 26.04.1986 по настоящее время соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем (зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом).

В связи с этим считает, что на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 пенсия подлежит назначению ей с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1, на один год и дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но в общей сложности не более чем на три года.

Также на основании на пп. 7 абз. 1 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 полагает, что имеет право на ежемесячную денежную выплату в размере 309 руб. как гражданин, указанный в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Яцкевич Е.С. просила

1) обязать ОСФР по Калининградской области включить в ее страховой стаж периоды работы:

- в должности участковой медсестры поликлиники № 5 г. Гомеля с 02.09.1991 по 15.07.1992;

- в должности продавца 3-ей категории Гомельского производственного объединения хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром» с 31.08.1993 по 06.07.1994;

2) признать за ней право на назначение пенсии по старости, предусмотренной ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 7 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и обязать ответчика назначить ей данную пенсию по старости с 17.01.2023;

3) признать за ней право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пп. 7 абз. 1 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и обязать ответчика назначить такую выплату с 23.01.2023;

4) взыскать с ответчика в ее пользу возмещение расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб.

Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 05.04.2023 заявленные исковые требования были удовлетворены. На ОСФР по Калининградской области возложена обязанность:

- включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 02.09.1991 по 15.07.1992 и с 31.08.1993 по 06.07.1994;

- назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 17.01.2023;

- назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 7 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 23.01.2023.

С ОСФР по Калининградской области в пользу ФИО1 взыскано возмещение расходов по уплате госпошлины в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ОСФР по Калининградской области в лице управляющего ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Обращает внимание на то, что у ФИО1 отсутствует минимальный требуемый страховой стаж для назначении досрочной страховой пенсии по старости – пять лет, поскольку в спорные периоды с 02.09.1991 по 15.07.1992 и с 31.08.1993 по 06.07.1994 истец работала на территории Республики Беларусь, соответственно, страховые взносы в пенсионный орган РФ не осуществляла, вследствие чего основания для включения названных периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной пенсии отсутствуют.

Ссылается на то, что Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС от 20.12.2019 закреплен исчерпывающий перечень видов пенсий, которые назначаются и выплачиваются в соответствии с применением норм законодательства каждого государства-члена ЕАЭС. Пенсии, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, в вышеуказанный перечень не включены, соответственно, они назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства проживания.

Указывает на то, что ФИО1 с 2016 года зарегистрирована по месту жительства в г. Калининграде, то есть проживает вне зоны проживания с льготно-экономическим статусом, также у нее отсутствует удостоверение о праве на льготы установленного образца, что является основанием для отказа в назначении пенсии, предусмотренной Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991.

ФИО1 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч.ч. 1,2 ст. 327 ГПК РФ рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ № 400-ФЗ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к числу лиц имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению отнесены граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно подп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 34 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Как указано в примечании к ст. 35 Закона РФ № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 49 Закона РФ № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным законом, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 17.01.2023 ФИО1 обратилась в ОСФР по Калининградской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости со снижением установленного законом возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ответчика в назначении пенсии истцу было отказано на том основании, что законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся из Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца. Вместе с тем выдача специальных удостоверений единого образца гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не предусмотрена. Страховой стаж истца составил 3 года 3 месяца 21 день при требуемом не менее 5 лет. В силу Соглашения от 20.12.2009 в страховой стаж не могут быть включены периоды работы в должности участковой медсестры поликлиники № 5 г. Гомеля с 02.09.1991 по 15.07.1992 и в должности продавца 3-ей категории Гомельского производственного объединения хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром» с 31.08.1993 по 06.07.1994.

Полагая такой отказ незаконным, ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Из представленной истцом справки расчетно-справочного центра № 3 Коммунального унитарного предприятия «Расчетно-справочный центр г. Гомеля» от 18.07.2018 № 6880 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована по месту жительства с 17.03.1971 по 12.02.2014 по адресу: <...>.

Согласно справке, выданной филиалом «Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 25-10-10/02 от 16.02.2022, ФИО1 с 17.03.1971 по 12.02.2014 проживала и была зарегистрирована по адресу: <...>.

02.03.2016 ФИО1 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Руководствуясь приведёнными нормативными положениями, на основании представленных истцом письменных доказательств суд первой инстанции исходил из того, что зона, в которой проживала ФИО1 с 17.03.1971 по 12.02.2014, соотносится по характеристикам с зоной с льготным социально-экономическим статусом по Закону РФ от 15.05.1991 № 1244-1, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение государственного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 – по достижении возраста 52 лет.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выше выводам, подробно и убедительно изложены в обжалуемом судебном акте, обоснованы требованиями закона, на которые сослался суд, а также фактическими обстоятельствами дела, и их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.

Не оспариваются такие выводы и подателем жалобы.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в ее страховой стаж спорных периодов работы в должности участковой медсестры поликлиники № 5 г. Гомеля с 02.09.1991 по 15.07.1992 и в должности продавца 3-ей категории Гомельского производственного объединения хлебопекарной промышленности «Гомельхлебпром» с 31.08.1993 по 06.07.1994, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что эти периоды работы нашли свое документальное подтверждение – записи о работе имеются в трудовой книжке истца, а также подтверждены справками о заработке для исчисления пенсии.

Такой вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит обстоятельствам дела и правовым нормам, регулирующим спорные правоотношения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 ФЗ РФ № 400-ФЗ).

С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015.

В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца (п. 11).

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 ФЗ РФ № 400-ФЗ).

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п. 2).

В силу ст. 12 Соглашения от 20.12.2019 назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

На основании ст. 23 Договора от 24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения» назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992 на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором (ч. 1 ст. 23).

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Договора от 24.01.2006 между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения», по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

На основании ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации (ст. 11).

Распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

Согласно п. 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов) учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002, могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992, является прежде всего трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами), справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, а также архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13.03.1992.

Учитывая, что спорные периоды работы истца нашли свое документальное подтверждение, записи в трудовой книжке о них выполнены в соответствии с законом, скреплены печатью организаций и пенсионным органом не оспорены, суд обоснованно включил эти периоды работы ФИО1 на территории Республики Беларусь после 13.03.1992 в ее страховой стаж.

Принимая во внимание, что с заявлением о назначении пенсии ФИО1 обратилась 17.01.2023, то есть по достижении возраста 52 лет, с включением в ее страховой стаж спорных периодов работы ФИО1 имеет требуемую продолжительность страхового стажа (5 лет), суд обоснованно признал наличие у истца права на получение страховой пенсии с момента обращения за ней, то есть с 17.01.2023.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что за спорные периоды страховые взносы в ПФР не отчислись, основанием к отказу в данной части иска являться не могут.

В силу приведённых выше нормативных положений периоды работы, которые выполнялись за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Ссылки пенсионного органа в жалобе на необоснованность применения судом Соглашения от 13.03.1992 и денонсацию указанного Соглашения на момент вынесения судебного постановления Федеральным законом № 175-ФЗ о незаконности принятого в данной части решения также не свидетельствуют.

Действительно Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2022, Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанное 13.03.1992 в г. Москве, было денонсировано.

Официальным сообщением МИД РФ подтверждено, что действие вышеуказанного Соглашения от 13.03.1992 с другими участниками Соглашения прекращается 01.01.2023.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Таким образом, основным последствием денонсации международного договора является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору. Вместе с тем денонсация не освобождает сторону договора от выполнения обязательств, которые возникли в результате выполнения договора до его прекращения.

Согласно п. 2 ст. 13 Соглашения от 13.03.1992 пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Кроме того, ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, заключенного между Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, прямо предусмотрено, что назначение и выплата пенсии за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021, осуществляются не только в соответствии с законодательством государств-членов, но и в соответствии с Соглашением от 13.03.1992.

Как установлено по делу, пенсионным органом ФИО1 отказано в том числе в назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27.1 ФЗ РФ № 1244-1.

Разрешая спор в данной части и возлагая на ответчика обязанность назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату с даты обращения за ней – с 23.01.2023, суд исходил из того, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом свидетельствует о наличии у нее права на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 27.1 ФЗ РФ № 1244-1.

Вместе с тем с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он не основан на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и противоречит установленным судом по делу обстоятельствам.

На основании п. 7 ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 27.1, п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 установлено право граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, на ежемесячную денежную выплату.

В соответствии с ч. 5 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 4 названного закона предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в п.п. 7-9 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 имеют граждане, которые непосредственно перед ее предоставлением постоянно проживают на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Поскольку ФИО1 с 2014 года не проживает постоянно на территории, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты была зарегистрирована и постоянно проживала на территории Калининградской области, права на получение ежемесячной денежной выплаты на основании п. 7 ч. 1 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 истец не имеет.

С учетом изложенного решение суда в части возложения на ОСФР по Калининградской области обязанности назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 7 ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 с 23.01.2023 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 05 апреля 2023 года в части возложения на ОСФР по Калининградской области обязанности назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 7 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 23.01.2023 отменить и вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 10 июля 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: