РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Радченко И.И. Дело № 33- 3264/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2018 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Ольховского В.Н.
судей: Харитоненко Н.О., Алфёровой Г.П.
при секретаре: Кондратьевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Славский городской округ» на решение Славского районного суда Калининградской области от 26 апреля 2018 года, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены в части.
Возложена на администрацию МО «Славский городской округ» обязанность организовать подведение, обеспечить финансирование на подведение газопровода к жилому дому №, расположенному по <адрес>, в течение одного года, с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальных требованиях отказано.
Взыскано с администрации МО «Славский городской округ» в пользу ФИО1 300 рублей в счет возврата уплаченной им государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Харитоненко Н.О., пояснения представителя ответчика администрации МО «Славский городской округ» по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности ФИО3, представителей ответчика Правительства Калининградской области по доверенности ФИО4, ФИО5, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО «Славский городской округ», Правительству Калининградской области, Министерству экономического развития Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить подвод газопровода к жилому дому указав, что он является пенсионером, с семьей проживает по адресу: <адрес>1. В указанном неблагоустроенном доме, довоенной постройки, с печным отоплением, проживают пять пенсионеров, инвалид 1 группы и вдова участника Великой Отечественной Войны.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, по поручению Президента Российской Федерации от 5 октября 2013 г. N Пр-2372, Правительством Российской Федерации утверждена Федеральную целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (Постановление от 07.12.2001 N 866), в рамках которой выделены субсидии на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года (газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области). На основании указанного, газификация пос. Ржевское Славского городского округа осуществляется в рамках реализации объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.
Реализация указанной программы газификации пос. Ржевское осуществлялась администрацией МО «Славский городской округ» на основании возложенных на неё законом публичных полномочий. Указанная выше программа подразумевает газификацию всего поселка Ржевское.
Администрацией МО «Славский городской округ» в 2013 г. была разработана проектно-сметная документация по объекту газификации пос.Ржевское, в которую не был включен жилой дом № по <адрес>. Считает, что про его жилой дом просто забыли, что следует из ответов на его обращения из администрации.
Таким образом, ответчик - администрация МО «Славский городской округ» без всяких экономических или иных обоснований, немотивированно, игнорируя его интересы и гражданские права, превратно понимая смысл осуществления публичных полномочий власти местного самоуправления, не включила спорный дом в программу газификации поселка Ржевское, поставив истца и других жителей многоквартирного дома в неравное положение с другими жителями поселка, которым обеспечила доступ к системе газоснабжения.
В письмах администрации МО «Славский городской округ» от 09.06.2017 № и Правительства Калининградской области от 20.06.2017 №, на его заявления указывается об удаленности дома от основной трассы газопровода ориентировочно на 1,5 км., но при этом не обосновывается по каким причинам другие жилые дома, ещё более удаленные от трассы газопровода, всё же были газифицированы.
Такая ситуация указывает на явное нарушение прав истца, носящее дискриминационный характер в сравнении с иными жителям поселка и обусловленное безответственным отношением должностных лиц органа местного самоуправления к исполнению своих обязанностей к простым гражданам, что позволило попросту забыть включить спорный жилой дом в программу газификации.
Несмотря на то, что строительство объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области завершено, Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года находится в стадии реализации. Правительством Российской Федерации в п. 3 постановлено - Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию Программы развития Калининградской области на период до 2020 года. Также, установлено, что финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.
Поскольку его незаконно лишили права участия в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, он вынужден обратиться за судебной защитой своих нарушенных прав, в связи с чем, просил суд признать его право, как жителя дома № по <адрес> на участие в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 866; и обязать администрацию МО «Славский городской округ» организовать подведение к жилому дому № по <адрес> газопровода в срок до 31.12.2018 года, а Правительство Калининградской области и Министерство экономического развития РФ профинансировать данные работы.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Славский городской округ» просит решение суда изменить, полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Не оспаривая выводов в части возложения на администрацию обеспечения подведения газопровода к жилому дому истца, администрация МО «Славский городской округ» полагает, что финансирование этих работ должно осуществляться за счет Правительства Калининградской области, Министерства экономического развития РФ в рамках реализации целевой программы развития Калининградской области до 2020 года. Не соглашаясь с выводами суда о бездействии администрации, указывает на то, что администрация неоднократно обращалась в Правительство Калининградской области с заявлением о включении жилого дома № по <адрес> в адресную инвестиционную программу. В настоящее время между администрацией и ООО «Калининградтеплогазпроект» заключен договор на корректировку ранее изготовленной схемы газоснабжения п. Ржевское, куда будет включен жилой дом истца. После согласования изготовленной схемы администрация повторно обратиться в ОАО «Калининградгазификация» с вопросом о выдаче технических условий на проектировку газопровода к данному жилому дому. После получения технических условий администрация берет на себя обязательство приступить к проектированию газопровода к жилому дому ФИО1 и выполнению строительно-монтажных работ, однако, своих финансовых средств для этого не имеет.
От представителей ответчиков Правительства Калининградской области, Минэкономразвития России поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Истец, представитель Минэкономразвития России, привлеченные для участия в деле 3-и лица Министерство Финансов РФ, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Судебная коллегия считает возможным с учетом положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с членами своей семьи зарегистрирован и проживает в жилом доме № по <адрес>.
Жилой дом является двухквартирным, до 1945 года постройки, с печным отоплением.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 года № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по строительству газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области.
В разделе 5 Программы предусмотрен механизм реализации Программы, в соответствии с которым, реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы.
Исполнители мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом предложений всех заинтересованных организаций (включая некоммерческие объединения и ассоциации), направленных на решение задач Программы, реализацию комплекса ее целевых установок в экономической, финансовой, производственно-технической и социальной сферах.
В свою очередь, в муниципальных образованиях Калининградской области должны быть разработаны и приняты муниципальные программы газификации соответствующих муниципальных образований на определенный период, в соответствии с которыми Администрации соответствующих муниципальных образований реализуют политику газоснабжения на территории соответствующих муниципальных образований.
Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе является заказчиком по выполнению работ по строительству объекта - газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.
21.09.2015 года Администрация МО «Славский муниципальный район» заключила муниципальный контракт №994/2015 на выполнение работ по строительству объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области», согласно которому финансирование работ осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, в пределах субсидий, предоставленных из Федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года.
Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности Калининградской области или муниципальной собственности, осуществлялось в форме субсидии Министерства экономического развития Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных Программой, при условии включения объектов в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградский области, реализуемый за счет средств бюджета Калининградской области, а также при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. Адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области разрабатывается Правительством Калининградской области (Раздел 5 Программы).
На финансирование объекта строительства «газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области» с Министерством экономического развития Российской Федерации были заключены соглашения о предоставлении в 2015 и 2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий Программы - № С-222-АЦ/Д14 от 30.07.2015 года и дополнительное соглашение № С-506-АЦ\Д14 от 06.10.2015 года, № С108-АЦ/Д14 от 30.03.2016 года.
Во исполнение требований Программы между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области и Администрацией МО «Славский городской округ» были заключены соглашения № от 18.11.2015 года и № от 15.04.2016 года по софинансированию расходных обязательств Администрации на выполнение работ по объемам, включенным в установленном порядке в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Калининградской области, т.е. на строительство объекта «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п.Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение».
Администрация МО «Славский городской округ» по вопросам газификации в Славском городском округе являлась заказчиком по выполнению работ по строительству объекта-газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.
Следовательно, для включения конкретного объекта в адресный инвестиционный перечень Администрация подготавливала заявку с полным пакетом документов (включая разработку рабочей документации, проектно-сметной документации, государственной экспертизы проектно-сметной документации и тп.).
С учетомутвержденной в установленном порядке проектной документации, Министерство экономического развития Российской Федерации, после проверки соответствия перечню и законодательству предоставленных от Калининградской области и муниципального образования документов, выделяло средства федерального бюджета в форме субсидий на строительство указанного в перечне объекта.
25 августа 2017 года заместителем главы администрации МО «Славский городской округ» был подписан Акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления) № «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области.
С учетом того, в рамках федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года финансирование мероприятий по газификации п. Ржевское окончено в связи с исполнением.
Судом установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, администрацией МО «Славский городской округ» не был включен в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства, подлежащих газификации, несмотря на неоднократные обращения истца в администрацию по данному вопросу, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
При разрешении заявленных истцом требований, суд правильно руководствовался положениями Конституции РФ, ст. 7 Федерального Закона «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и обоснованно исходил из того, что в сложившейся ситуации обязанность по газоснабжению жилого дома, в котором проживает истец, должна быть возложена на администрацию МО «Славский городской округ» за счет средств местного бюджета.
Судебная коллегия находит данные выводы суда верными, а доводы жалобы ответчика несостоятельными.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, администрация МО «Славкий городской округ» в установленном порядке, с подготовленным пакетом необходимых документов, в Правительство Калининградской области по вопросу включения спорного жилого дома в адресный инвестиционный перечень объектов капитального строительства, подлежащих газификации в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года (далее ФЦП), не обращалась.
Необходимая проектная документация на жилой дом, в котором проживает истец, до настоящего времени администрацией не разработана и не утверждена, что не отрицается последней в апелляционной жалобе.
Утверждения администрации МО «Славский городской округ» о том, что финансирование работ по подводу газопровода к жилому дому ФИО1 необходимо осуществить только за счет средств областного и федерального бюджета в рамках ФЦП, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Как следует из содержания Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2020 года мероприятия по строительству газопроводов распределительных систем в муниципальных образованиях Калининградской области не является единственным и приоритетным мероприятием Программы.
Финансирование Программы осуществляется за счет федерального, консолидированного бюджета Калининградской области, а также за счет внебюджетных источников.
В соответствии со ст. 14 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансферов между этими бюджетами), образует консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Из муниципального контракта № от 21.09.2015 года, заключенного администрацией МО «Славский городской округ» по строительству объекта - «Газопроводы низкого давления и газопроводы-вводы в п. Ржевское и п. Октябрьское МО «Тимирязевское сельское поселение» Калининградской области, следует, что финансировались работы, в том числе, и за счет местного бюджета.
Кроме того, в приложении № 10 Программы приведена сводная информация по объемам и источникам финансирования в 2014-2010 годах мероприятий Программы.
В соответствии с п.12 приложения № 10 Программы финансирование строительства газопроводов распределительных сетей в муниципальных образованиях Калининградской области окончено в 2016 году. Начиная с 2017 года до 2010 года софинансирование строительства объектов распределительных сетей газоснабжения низкого давления за счет средств федерального бюджета не предусмотрено.
Таким образом, как правильно указал суд, в связи с фактическим отсутствием спорного объекта строительства в Программе, обязанность по финансированию работ по газификации жилого дома на ответчиков Правительство Калининградской области и Минэкономразвития РФ возложено быть не может, поскольку обязательства по финансированию этих работ у данных ответчиков не возникли.
Следовательно, с учетом полномочий, возложенных на администрацию МО «Славский городской округ» Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация газоснабжения спорного объекта в поселке Ржевское должна осуществляться данным ответчиком самостоятельно и за счет собственных средств муниципального образования.
Доводы администрации об отсутствии в городском бюджете средств на исполнение своих полномочий, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Славского районного суда Калининградской области от 26 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: