НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 01.06.2016 № 33-2672/2016

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Серищева Л.М. Дело № 33 – 2672/2016 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 июня 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Зинченко С.В.

судей Поникаровской Н.В. Уосис И.А.

при секретаре Овсепян Л.Т..

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алиева Г.Я. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 февраля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении заявленных исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области о признании решения об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным и признании пава на получение такой выплаты.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя Алиева Г.Я. – Каневского С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФСИН России по Калининградской области Бычковой Е.В., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Алиев Г.Я. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в учреждении исполнения наказаний, в настоящее время является <данные изъяты>. По состоянию на 17 августа 2015 года его выслуга лет составила <данные изъяты>

08 июля 2015 года ответчик принял решение об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, мотивировав такой отказ тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения, принадлежащего на праве собственности его сыновьям, свидетельствует об обеспеченности его общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.

Истец полагая такое решение суда незаконным, настаивал на том, что он не является членом семьи своих совершеннолетних сыновей, ссылался на неверный подсчет ответчиком общей площади занимаемого им жилого помещения, поскольку сыновья являются собственниками 1/2 доли дома площадью 131 кв.м и занимают жилое помещение площадью 65,3 кв.м.

Полагая, что он жильем не обеспечен, просил признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алиев Г.Я., не соглашаясь с выводами суда, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его иска.

Полагает, что суд неправильно установил обстоятельства дела, неверно применил материальный закон и необоснованно отнес его к членам семьи собственников доли жилого дома, продолжая настаивать на том, что членом семьи своих сыновей он не является.

В этой связи ни количество зарегистрированных в этом жилом помещении иных лиц, ни произведенная собственниками реконструкция доли жилого дома не имеет, по мнению подателя жалобы, правового значения и не свидетельствует об обеспеченности его жилым помещением по установленной норме.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условиях указанных в п. 3 указанной статьи, в том числе, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Алиев Г.Я. является сотрудником ФСИН России и его выслуга лет составляет <данные изъяты>

Материалами дела подтверждено, что Алиев Г.Я. зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает в доме <адрес>

1/2 доля в праве на указанный дом ранее принадлежала самому Алиеву Г.Я., а в 2007 году была подарена им своим сыновьям ФИО1 и ФИО2 ( по 1/4 доле). Общая площадь жилого дома составляет 131 кв.м.

Помимо истца в указанном жилом помещении, как следует из документов, представленных Алиевым Г.Я. в ФСИН России по Калининградской области с заявлением о принятии на учет, зарегистрировано еще 4 человека.

Отказывая в принятии истца на учет для предоставления единовременной выплатой на приобретение или строительство жилья, комиссия ФСИН России по Калининградской области исходила из того, что с учетом площади занимаемого Алиевым Г.Я., как членом семьи собственника, жилого помещения (131 кв.м) и количества иных проживающих в нем лиц, он, Алиев Г.Я., обеспечен общей площадью жилого помещения более 15 кв.м и не приобрел права на получение социальной выплаты.

Принимая оспариваемое решение и отказывая Алиеву Г.Я. в иске, суд первой инстанции, тщательно установив обстоятельства возникшего спора и обоснованно руководствуясь приведенными в решении как нормами специального закона, регулирующего вопросы обеспечения жильем сотрудников ФСИН, так и общими положениями жилищного законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в целом отказ в принятии Алиева Г.Я. на учет для предоставления социальной выплаты соответствует закону и при установленных судом обстоятельствах у истца отсутствует право на получение такой выплаты.

Судебная коллегия соглашается с указанными выше выводами, поскольку они основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка, подтверждены материалами дела и соответствует закону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 652.

Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); и ряд других документов, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы.

В соответствии с пунктом 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Устанавливая перечень документов, которые представляются в комиссию, пункт 5 Правил предусматривает, что в заявлении сотрудника указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, что соответствует положениям жилищного законодательства. Данная норма Правил содержит отсылочные положения к правилам регулирования отношений, возникающих между собственником жилого помещения или нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи или бывшими членами его семьи, в том числе ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

При таком положении, установив, что Алиев Г.Я. зарегистрирован по месту жительства и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его сыновьям, комиссия УФСИН Росси по Калининградской области и суд первой инстанции правомерно и с учетом приведенных выше требований закона исходили из того, что он, истец, проживая совместно с собственниками жилого помещения, приобрел право пользования им, такое его право никогда никем из собственников оспорено не было. В этой связи для определения права Алиева Г.Я. на социальную выплату необходимо исходить из общей площади жилого помещения, принадлежащего на праве собственности сыновьям истца и количества лиц, также наравне с Алиевым Г.Я., имеющим права пользования им.

Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылкой на то, что он не является членом семьи своих совершеннолетних сыновей ошибочны, поскольку основаны на неправильном понимании норм материального права и не могут быть приняты апелляционной инстанцией.

Действительно, как правильно установил суд, при определении уровня обеспеченности Алиева Г.Я. общей площадью жилого помещения, ответчик необоснованно принял во внимание площадь занимаемого истцом жилого помещения 131 кв.м.

Материалами дела подтверждено, что сыновьям Алиева Г.Я. на праве собственности принадлежит лишь 1/2 доля дома такой площадью. В то же время из представленного технического паспорта на дом, составленного по состоянию на 2007 год, указанная доля дома фактически представляет собой изолированное жилое помещение – квартиру № 2, общей площадью 65,3 кв.м. Друга доля дома – также изолированное жилое помещение принадлежит на праве собственности иным лицам.

Таким образом, при расчете общей площади жилого помещения приходящегося на каждого члена семьи Алиева Г.Я. необходимо принимать к расчету не общую площадь всего дома, а площадь жилого помещения занимаемого членами семьи Алиева Г.Я.

Между тем судом установлено, подтверждено представленными в материалы дела фотографиями, актом обследования и не оспаривалось стороной истца, что в настоящее время часть дома, принадлежащая сыновьям Алиева Г.Я., площадью 65,3 кв.м, реконструирована.

В результате такой реконструкции объект недвижимости претерпел значительные изменения: со стороны бокового фасада возведена пристройка, а также возведен второй жилой этаж, что очевидно привело к значительному увеличению площади фактически занимаемого сыновьями Алиева Г.Я. и членами их семей жилого помещения.

Однако, как установлено, указанная реконструкция в установленном законом порядке в эксплуатацию не сдана, технический паспорт на реконструированное жилое помещение не изготовлен и в этой связи установить действительную общую площадь указанного жилого помещения невозможно.

Утверждения стороны истца о том, что произведенная реконструкция не имеет правового значения для решения вопроса о праве Алиева Г.Я. на получение социальной выплаты и в связи с отсутствием акт ввода ее в эксплуатацию следует исходить из данных о площади доли жилого дома, указанных в техническом паспорте по состоянию на 2007 год, нельзя признать обоснованными.

При очевидности увеличения общей площади жилого помещения, что в силу приведенных выше выводов должно учитываться при определении права Алиева Г.Я. на социальную выплаты, отсутствие технического паспорта и документов, подтверждающих ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, значения для дела не имеет.

При таком положении достаточных правовых оснований для вывода о об обеспеченности Алиева Г.Я. общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м и наличии в этой связи у него права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья не имеется. В этой связи его исковые требования не подлежат удовлетворении, о чем суд правильно указал в решении.

Несмотря на ошибочность позиции комиссии УФСИН России по Калининградской области о принятии к расчету общей площади жилого дома, в целом решение об отказе в принятии истца на учет для предоставления ему указанной выплаты при установленных судом обстоятельствах является правильным.

С учетом изложенного все иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут повлиять на выводы суда и правильность принятого решения.

Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены и установлены правильно, нарушений при применении материального закона не допущено, оспариваемое истцом решение является законным и обоснованным. В этой связи оснований к его отмене апелляционная инстанция не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: