НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 30.11.2021 № 33А-2863/2021

Судья Пророкова М.Б. Дело № 33а-2863/2021

УИД7RS0012-01-2021-002028-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021года городИваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.,

судей Луковкиной Е.О., Степановой Л.А.,

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Луковкиной Е.О. дело по апелляционной жалобе Цветкова Марка Владимировича на решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 9 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Цветкова Марка Владимировича к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области, председателю жилищной комиссии – заместителю руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области Василевичу Константину Игоревичу о признании решения и бездействия незаконными,

УСТАНОВИЛА:

Цветков М.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), просил:

- признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее – жилищная комиссия СУ СК РФ по Ивановской области)
от 22 декабря 2014 года о снятии его с регистрационного учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий;

- признать незаконным бездействие председателя жилищной комиссии – заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области (далее – председатель жилищной комиссии – заместитель руководителя СУ СК РФ по Ивановской области)
Василевича К.И. по факту незаконного снятия административного истца с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения с 22 декабря 2014 года и до настоящего времени;

- обязать жилищную комиссию СУ СК РФ по Ивановской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и улучшении жилищных условий с 12 марта 2008 года, после чего направить сведения о принятом решении в жилищную комиссию СУ СК России по Ивановской области для постановки
Цветкова М.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность в соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ.

Требования мотивированы тем, что с 2008 года административный истец состоит на учете в СУ СК России по Ивановской области в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Собственного жилья ни он, ни члены семьи не имеют.

11 апреля 2014 года на основании решения Октябрьского районного суда
г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ года между Цветковым М.В. и СУ СК России по Ивановской области заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым административному истцу и членам его семьи предоставлена для проживания служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой они проживают до настоящего времени.

При рассмотрении Октябрьским районным судом г. Иваново дела
административному истцу стало известно о принятии 22 декабря 2014 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области решения о снятии административного истца с учета как нуждающегося в обеспечении жилым помещением в связи с предоставлением служебного жилья.

По мнению административного истца, указанное решение, о котором ранее ему не было известно, не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы.

Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Цветкова М.В. с настоящим административным иском в суд.

Решением Октябрьского районного суда города Иваново от 9 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований Цветкова М.В. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административный истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Цветков М.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил её удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – СУ СК РФ по Ивановской области Шувалов В.А. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы, сославшись на доводы письменных возражений.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились: представитель административного ответчика – жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области, административный ответчик – председатель жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области - заместитель руководителя СУ СК РФ по Ивановской области Василевич К.И., о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В связи с этим, судебная коллегия в соответствии с положениями статей 150, 307 КАС РФ полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец проходил службу в СУ СК России по Ивановской области, где с 12 марта 2008 года состоял на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и улучшении жилищных условий.

Решением жилищной комиссии СУ СК России по Ивановской области
от 13 мая 2013 года определена очередность сотрудников, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и улучшении жилищных условий, исходя из даты постановки на учет, в частности Цветков М.В. указан под №1 в связи с первичной постановкой его на учет в органах прокуратуры 17 сентября 2004 года, что подтверждается протоколом № 2, справкой СУ СК РФ по Ивановской области от 14 июня 2013 года № 124-09-2013.

Во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2013 года по гражданскому делу № оставленного без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда от 5 марта 2014 года, решением жилищной комиссией СУ СК РФ по Ивановской области от 1 апреля 2014 года Цветкову М.В. предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная по адресу: <адрес>

В соответствии с этим, 11 апреля 2014 года между Цветковым М.В. и СУ СК России по Ивановской области заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу для временного проживания нанимателя Цветкова М.В. и членов его семьи.

Упомянутое жилое помещение передано административному истцу по акту приема-передачи от 11 апреля 2014 года.

В связи с этим 22 декабря 2014 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области принято оспариваемое решение о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Как следует из объяснений административного истца Цветкова М.В., о принятии упомянутого решения ему стало известно лишь в июле 2021 года в ходе рассмотрения гражданского дела № Октябрьским районным судом г.Иваново; копия оспариваемого решения ему не направлялась и не вручалась.

24 декабря 2020 года Цветков М.В. уволен из СУ СК РФ по Ивановской области в связи с выходом на пенсию по выслуге лет в соответствии с п.3 ч.1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ и ч.2 статьи 30 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, и отказывая в признании незаконным бездействия председателя жилищной комиссии – заместителя руководителя СУ СК РФ по Ивановской области Василевича К.И., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия указанного должностного лица в оспариваемый период.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным оспариваемого решения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, суд первой инстанции полагал о наличии правовых оснований для принятия административным ответчиком решения о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением. При этом суд исходил из того, что административный ответчик исполнил свою обязанность по обеспечению сотрудника жилым помещением, предоставив ему служебную квартиру.

Кроме того, районный суд пришел к выводу о соблюдении Цветковым М.В. срока на обращение в суд ввиду отсутствия доказательств информированности административного истца о вынесении оспариваемого решения в более ранний период, чем указывает Цветков М.В. (июль 2021 года).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оспариваемого бездействия заместителя руководителя СУ СК РФ по Ивановской области Василевича К.И. в период с 22 декабря 2014 года и до настоящего времени, а также о соблюдении административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока на обращение в суд, поскольку они сделаны на основании всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, основаны на правильном применении норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и не оспариваются административным истцом в апелляционной жалобе.

В поданной апелляционной жалобе Цветков М.В. выражает свое несогласие с выводами суда первой инстанции относительно законности решения жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области от 22 апреля 2014 года, полагая об отсутствии правовых оснований для его принятия, которое нарушает права и законные интересы административного истца на обеспечение жилым помещением.

Судебная коллегия, находя заслуживающими внимание указанные суждения апелляционной жалобы, не может согласиться с вышеприведенным выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области, поскольку он сделан на основе неверного применения норм материального права.

В соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в частности нарушение или неправильное применение норм материального права.

Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года
«О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Этим требованиям обжалуемое решение суда в указанной части не отвечает, его нельзя признать законным и обоснованным, поскольку выводы суда сделаны без учета подлежащих применению правовых норм.

В силу статьи 40 Конституции РФ право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; при этом законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (Определения от 20 марта 2014 года N 592-О, от 17 февраля 2015 года N 374-О и др.).

Правовое регулирование службы в Следственном комитете России, а также материальное и социальное обеспечение его сотрудников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

В силу положений пункта 21 статьи 35 вышеприведенного Федерального закона (в редакции, действующей в момент спорных правоотношений) нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.

Глава 7 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусматривает основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с предписаниями статьи 51 ЖК РФ (в редакции, действующей в спорный период), гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьей 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

На основании статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В целях учета сотрудников СК РФ, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и улучшении жилищных условий приказом СК РФ от 30 сентября 2011 года № 143 утверждено Положение о жилищных комиссиях в СК РФ (далее – Положение), которым предусмотрено создание данных комиссий, в том числе и следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации, с целью решения вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями и улучшением жилищных условий сотрудников (п.п.1.1, 2.1).

В силу пункта 1.2 данного Положения предусмотрено, что жилищные комиссии в своей деятельности руководствуются, в частности Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", иными федеральными законами, иными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы, связанные с обеспечением граждан жильем и улучшением жилищных условий, а также настоящим Положением.

Деятельность жилищных комиссий основывается на принципах законности и справедливости и осуществляется с соблюдением прав и свобод человека и гражданина (пункты 1, 3 Положения).

Жилищная комиссия осуществляет предусмотренные пунктом 3.1 Положения многочисленные функции, в частности постановку сотрудников, не имеющихся жилья, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, категории которых предусмотрены п.6 Положения, содержащие в большинстве своем аналогичные статье 51 ЖК РФ условия; а также снятие с учета сотрудников СК России в порядке, установленном настоящим Положением (п.п. «з»).

Пунктом 8.1 Положения установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета сотрудника СК России, нуждающегося в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий, в частности в случае изменения жилищных условий (в том числе путем приобретения жилого помещения в собственность), в результате которых утрачены основания для признания его нуждающимся в обеспечении жилым помещением и улучшении жилищных условий (п.п. «б»).

Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец Цветков М.В., являясь сотрудником СУ СК России по Ивановской области, состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и улучшении жилищных условий, как не обеспеченный жильем, с составом семьи из четырех человек.

1 апреля 2014 года решением жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области Цветкову М.В. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с которым 11 апреля 2014 года между Цветковым М.В. и СУ СК России по Ивановской области заключен договор найма служебного жилого помещения; упомянутое жилое помещение передано во временное пользование административного истца, в котором он с семьей проживает.

Из вышеприведенного договора следует, что Наймодатель (СУ СК РФ по Ивановской области) передает Нанимателю Цветкову М.В. вышеупомянутое жилое помещение, находящееся в собственности Российской Федерации и отнесенное в служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Российской Федерации на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области от 7 ноября 2013 года № 346, для временного проживания в нем совместно с членами его семьи (п.п. 1, 4). Настоящий договор прекращается в связи с прекращением трудовых отношений с Нанимателем, а также в случае прекращения пребывания его в должности, замещаемой в СК РФ. В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания в должности, Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в противном случае они подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ (п.п. 17-18).

22 декабря 2014 года жилищной комиссией СУ СК России по Ивановской области принято оспариваемое решение о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Как следует из протокола № 4, принятие указанного решения обусловлено исключительно предоставлением Цветкову М.В. служебного жилого помещения в апреле 2014 года.

Из объяснений представителей административного ответчика - СУ СК РФ по Ивановской области следует, что при принятии данного решения руководствовались предписаниями п.п. «б» п. 8.1 Положения.

В 2017 году у административного истца родилась дочь ФИО11 семья административного истца признана многодетной, о чем выдано соответствующее удостоверение.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области правовых оснований для принятия решения о снятии административного истца с учета в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Установленное п.п. «б» п. 8.1 Положения основание для снятия с учета предусматривает такое изменение жилищных условий у очередника, при котором отсутствуют поводы для признания его нуждающимся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, предоставление Цветкову М.В. служебного жилого помещения на период его службы в органах СК РФ не свидетельствует об обеспечении его жилым помещением применительно к положениям статьи 55 ЖК РФ, а также об утрате им оснований, дающих право на обеспечение жилым помещением и улучшении жилищных условий, поскольку иного жилого помещения на условиях социального найма либо в собственность он не приобрел. Иных данных, дающих основание полагать, что отпали поводы для признания административного истца нуждающимся в обеспечении жилым помещением, также не имелось. Доказательств обратному административным ответчиком не представлено.

Предоставление административному истцу служебного жилого помещения, относящегося в соответствии с положениями статей 92, 93, 100, 103 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, и подлежащего освобождению по окончании трудовых отношений, не свидетельствует о том, что отпали основания для признания Цветкова М.В. нуждающимся в жилом помещении, предусмотренные статьей 51 ЖК РФ и п.6 Положения.

Предназначение служебных жилых помещений, установленное вышеприведенными правовыми нормами, имеет специальный режим правового регулирования и по своей правовой природе призвано решать задачи временного проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с определенными органами.

О временном характере предоставленного Цветкову М.В. жилого помещения свидетельствуют и действия административного ответчика, которым подан иск о выселении административного истца и членов его семьи из указанного служебного жилого помещения.

Выводы суда первой инстанции, как и позиция административных ответчиков о соответствии оспариваемого решения пункту 22 Федерального закона от 28.12.2010
N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) являются ошибочными, поскольку данная норма предусматривает лишь две формы обеспечения сотрудника Следственного комитета жилым помещением, в частности временное предоставление служебного жилого помещения лицам, не имеющим такового по месту службы, а также передача данных жилых помещений в собственность (на постоянной основе) по решению Председателя Следственного комитета.

При этом ни ныне действующим, ни ранее действующим жилищным законодательством не предусматривалось предоставление жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность лицам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, вопреки утверждениям административного ответчика, данная правовая норма не устанавливает порядок и основания для снятия сотрудника
СК РФ с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, которые регулируются вышеприведенными предписаниями статьи 56 ЖК РФ и п. 8.1 Положения, где предусмотрено основание для снятия с такого учета непосредственное улучшение жилищных условий очередника, при котором он перестал относиться к категории нуждающихся в жилом помещении.

При этом в силу вышеуказанных положений пункта 21 статьи 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации" нуждаемость в жилье сотрудников СК РФ определяется в соответствии с требованиями ЖК РФ.

Разрешение же вопросов, связанных с улучшением жилищных условий, при наличии для этого законных оснований осуществляется не путем предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, а в ином, предусмотренном законом порядке.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что Цветков М.В. в период службы был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении в СУ СК России по Ивановской области; на момент принятия оспариваемого решения жилое помещение на условиях социального найма или в собственность ему не передавалось, тем самым он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с требованиями закона; проживает в служебном жилом помещении, судебная коллегия полагает, что законных оснований для снятия административного истца с жилищного учета у административного ответчика не имелось, тем самым оспариваемое решение не соответствует вышеприведенным требованиям закона.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227
КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Тем самым, действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такая совокупность условий для удовлетворения административного иска по настоящему делу установлена.

Оспариваемое решение жилищной комиссии, по убеждению судебной коллегии, безусловно нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия в их реализации.

Со вступлением в законную силу 11 января 2018 года Федерального закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" изменилось правовое регулирование порядка обеспечения сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями.

В силу пункта 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона, действие положений Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространено, в том числе на лиц из сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" дополнен статьей 35.1, которая предусматривает, что обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты предоставления жилых помещений в собственность по решению Председателя Следственного комитета (пункты 1 и 2).

При этом в силу предписаний пунктов 3, 15, 21 статьи 35.1 указанного Федерального закона, предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется сотрудникам Следственного комитета, имеющим стаж службы не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокурорских работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и (или) сотрудников Следственного комитета и признанным нуждающимися в жилых помещениях, которая предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях: лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2 - 6 части 2 статьи 30 и статьей 30.2 настоящего Федерального закона (п.п.1).

Согласно п. 3 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного Приказом СК России от 10.07.2018 N 70, действующим до 25 февраля 2021 года, за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется.

В настоящее время данные правоотношения регулируются Приказом СК РФ от 9 декабря 2020 г. N 132.

В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает право лиц, уволенных со службы в СК РФ с правом на пенсию, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья либо жилого помещения в собственность исключительно в случае их признания нуждающимися в жилым помещениях.

Как следует из принятых судом апелляционной инстанции новых доказательств, административный истец Цветков М.В. неоднократно обращался в СК РФ по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья либо предоставления служебного жилого помещения в его собственность.

По результатам рассмотрения указанных обращений, жилищной комиссией
СК РФ в письмах от 17.07.2020 года, 09.10.2020 года разъяснено, что упомянутая выплата либо жилое помещение в собственность предоставляются сотрудникам (гражданам) в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.

В связи с этим, судебная коллегия приходит к твердому убеждению, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца, создает необоснованные препятствия в реализации его жилищных прав, нуждаемость в жилом помещении которого сохраняется и в настоящее время.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение жилищной комиссии СУ СК РФ по Ивановской области от 22 декабря 2014 года в части снятия административного истца с учета нуждающихся в жилом помещении надлежит признать незаконным. В связи с чем, в силу положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ на административного ответчика – СУ СК РФ по Ивановской области, которым сформирована и создана жилищная комиссия, необходимо возложить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения

Принимая во внимание изложенное, учитывая неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, реализуя полномочия, предусмотренные статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения жилищной комиссии, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений подлежит отмене, с вынесением в данной части нового решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 9 августа 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области от 22 декабря 2014 года, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение – отменить, апелляционную жалобу Цветкова Марка Владимировича – удовлетворить частично.

В отмененной части вынести новое решение.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области от 22 декабря 2014 года в части снятия Цветкова Марка Владимировича с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Цветкова Марка Владимировича в течение одного месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу Цветкову Марку Владимировичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 9 августа 2021 года – оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции (г.Москва) в течение шести месяцев со дня принятия.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Луковкина Е.О.

Степанова Л.А.