Судья Яценко А.Л. Дело№33-746/2022
№ 2-3734/2021
УИД 37RS0022-01-2021-004776-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«23» марта 2022 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Петуховой М.Ю.,
судей Акуловой Н.А., Белоусовой Н.Ю.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области
на решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 24 декабря 2021 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о признании права на поучение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет,
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее - ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области), мотивировав требования тем, что истец состояла в браке с ФИО3 27 марта 2020 г. брак между супругами был расторгнут. В браке у них родились трое детей: ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 6 декабря 2019 г. между ФИО2 и ФИО3 было заключено соглашение об уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей, которое было удостоверено нотариально. В соответствии с данным соглашением ФИО3 обязался выплачивать истцу алименты на содержание несовершеннолетних детей ежемесячно в размере 12000 рублей, по 4000 рублей на каждого из детей. Алименты удерживаются из заработной платы ФИО4, а также путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца. Истец трудоустроена в ООО «Партнер-Сервис», ее средний заработок составляет <данные изъяты>. Семья истца состоит из нее и троих несовершеннолетних детей. Доход семьи составляет <данные изъяты> рублей в месяц, что значительно ниже размера прожиточного минимума, установленного в Ивановской области. 3 июля 2021 г. истец обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области с заявлением о начислении ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, предусмотренного Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», однако в назначении данной выплаты ей было отказано. Истец полагает, что данный отказ является неправомерным и нарушает ее право на ежемесячное социальное пособие. Несмотря на то, что нет вынесенного судебного решения о взыскании с ФИО3 алиментов на содержание детей, алименты выплачиваются ей по соглашению, предусмотренному Семенным кодексом Российской Федерации. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истец просила суд, признать за ней право на получение пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет - на ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области назначить ей с 19.07.2021 ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении несовершеннолетних ФИО6, ФИО7
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 24 декабря 2021г. исковые требования ФИО2 к ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области удовлетворены. За ФИО2 признано право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет на ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». На ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области возложена обязанность назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет на ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» с 19.07.2021.
С решением суда не согласен ответчик ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции третье лицо ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по Ивановской области действующую на основании доверенностей ФИО5, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца ФИО2 и ее представителя ФИО9, возражавших на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, а часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Федеральным законом от 26.05.2021 № 151-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 81-ФЗ установлено ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет.
Согласно статье 3 Федерального закона № 81-ФЗ порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, ставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части не определенной Федеральным законом "О государственных пособиям гражданам, имеющим детей" (далее - Правила).
Согласно ст. 10.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункту 50 Правил право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет, указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
Право на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет родитель (иной законный представитель), проживающий на территории Российской Федерации (п. 51 Правил).
Согласно п. 3 Правил заявления о назначении пособий, подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия.
Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, где среди прочих поименованы: сведения о получаемых алиментах (позиция 27), сведения об установлении на основании судебного решения алиментов на ребенка, об отмене такого судебного решения (позиция 53), сведения о возбужденном на основании исполнительного документа исполнительном производстве, о его окончании или прекращении (позиция 54).
Судом установлено, что ФИО2 приходится матерью несовершеннолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцом детей является ФИО3
ФИО1 и ФИО12 состояли в зарегистрированном браке, который прекращен 27.03.2020 на основании решения мирового судьи судебного участка № 3 Советского судебного района г. Иваново от 26.02.2020.
06.12.2019 между ФИО12 и ФИО1 заключено соглашение об уплате алиментов, в соответствии с которым ФИО3 обязался ежемесячно уплачивать ФИО2 алименты на сыновей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 12 000 руб. по 4 000 руб. на каждого ребенка.
14.12.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Иваново на основании соглашения об уплате алиментов в отношении ФИО3 было возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании алиментов в пользу ФИО2 на содержание несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО7 и ФИО8 В настоящее время исполнительное производство прекращено в связи с отзывом ФИО2 соглашения об уплате алиментов.
Состав семьи ФИО2 состоит из неё и троих её несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО2 в настоящее время в браке не состоит, проживает на территории Российской Федерации, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. На содержание детей ФИО3 выплачивает алименты добровольно по соглашению.
19.07.2021 ФИО2 обратилась в ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, указав реквизиты исполнительного производства о взыскании алиментов на содержание детей.
При принятии решения в отношении ФИО2 государственным органом были самостоятельно запрошены и получены в отношении семьи ФИО2 необходимые сведения, в том числе о доходах семьи, её материальном положении, составе имущества.
Решением ГУ – ОПФ РФ по Ивановской области от 25.08.2021 ФИО2 отказано в назначении указанного пособия на несовершеннолетних сыновей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Основания для отказа в назначении пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет установлены п. 13 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, ставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Основанием для отказа в назначении пособия послужило несоответствие заявителя требованиям, установленным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037 необходимо наличие судебного решения о выплате алиментов.
В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что доход семьи ФИО2, учитываемый при определении среднедушевого дохода семьи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 состоит из заработной платы ФИО2, алиментов, получаемых ФИО2 на содержание несовершеннолетних детей.
В соответствии с указанным нормами права исходя из размера полученных истцом доходов, среднедушевой доход семьи ФИО2 на момент её обращения с заявлением о назначении выплаты на детей, составлял <данные изъяты>., что не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ивановской области, установленного Постановлением Правительства Ивановской области от 22.03.2021 № 145-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области на 2021 год».
Судом первой инстанции установлено, что имущественное положение семьи ФИО2 соответствует, указанным в Правилах назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, ставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, параметрам для назначения пособия.
Разрешая заявленный спор, руководствуясь положениями ст. ст. 81, 99, 100, 103 Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановление Правительства РФ от 28.06.2021 N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Ивановской области от 22.03.2021 № 145-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ивановской области на 2021 год», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ФИО1 права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет на ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной части решения. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, а также правильной оценке представленных суду доказательств, которая дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что у истца ФИО2 не возникло права на получение вышеуказанного пособия, поскольку не имеется решения суда о взыскании с ФИО3 алиментов на содержание несовершеннолетних детей, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном понимании норм гражданского и семейного законодательства.
Как верно установлено судом первой инстанции, в подтверждение получения истцом алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было представлено соглашение об уплате алиментов, удостоверенное в нотариальном порядке. Факт получения денежных средств во исполнение данного соглашения подтверждается представленными в материалы дела соответствующими расписками, платежными поручениями.
Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, действительно не содержит такую позицию, как соглашение об уплате алиментов.
Типовая форма заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, также не имеет строки для указания реквизитов соглашения об уплате алиментов, а имеет строки: «реквизиты исполнительного производства (номер)» и «реквизиты судебного решения о назначении алиментов».
Однако, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены различные варианты урегулирования вопроса об уплате алиментов – во внесудебном и судебном порядке.Реализуя данное право, получатель и плательщик алиментов вправе заключить соглашение об уплате алиментов.
Согласно ст. 99 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов - между законными представителями этих лиц.
В силу п. 1 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении (ст.103). При этом, размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке (статья 81 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 81 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Пунктом 2 ст. 100 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.
Согласно разъяснениям, данным в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов" нотариально удостоверенное письменное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа и исполняется по правилам исполнительного производства, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ (пункт 2 статьи 100 СК РФ, пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Из анализа представленных в материалы дела документов и сведений, следует, что размер установленных заключенным между ФИО3 и ФИО2 нотариальным соглашением алиментов на содержание несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения соответствует вышеуказанным положениям закона, определен с учетом получаемых ФИО3 доходов, данный размер алиментов не ниже размера алиментов, которые могли бы получить несовершеннолетние дети при взыскании алиментов в судебном порядке в долевом соотношении от дохода ФИО3
Данное соглашение об уплате алиментов не изменено, не расторгнуто, недействительным не признано. Иного суду не представлено.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
По смыслу приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи право на получение указанной меры социальной поддержки связано не с фактом взыскания в судебном порядке алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а с материальным положением семей, в которых дети в возрасте от 8 до 17 лет воспитываются единственным родителем либо воспитываются в неполных семьях, в которых родитель получает алименты на содержание такого ребенка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что УФССП России по Ивановской области не возбуждалось исполнительное производство по судебному решению о взыскании с ФИО3 алиментов на содержания детей является несостоятельной, поскольку в соответствии с действующим законодательством взыскание алиментов через службу судебных приставов не является единственным и исключительным способом уплаты алиментов. Как на основании соглашения об уплате алиментов, так и на основании судебного решения, алименты плательщиком могут уплачиваться в пользу взыскателя без предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов, в том числе, добровольно. Кроме того, ФИО2 в заявлении о назначении ежемесячного пособия реквизиты действующего на момент подачи заявления исполнительного производства были указаны. Факт того, что в последующем ФИО2 исполнительный документ - соглашение об уплате алиментов из службы судебных приставов было отозвано в связи с добровольным исполнением ФИО3 алиментных обязательств, не свидетельствует об отсутствии у истца права на назначение социальной выплаты.
При этом, как указано в позиции 27 Перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, источником сведений о получаемых алиментах могут быть как ФССП России, так и сам заявитель.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Решение принято по заявленным истцом требованиям, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Фрунзенского районного суда города Иванова от 24 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи