Судья Сизова И.Ю. Дело № 33-241/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2019 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе: председательствующего судьи Миллер М.В.,
судей Земсковой Н.В., Чайки М.В.,
при секретаре Бондаренко Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Миллер М.В. апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области на решение Вичугского городского суда Ивановской области от 30 октября 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к МИФНС России № 5 по Ивановской области о взыскании денежных средств, подлежащих выплате при увольнении, процентов за нарушение срока выплат и компенсации в счет возмещения морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с исковым заявлением к МИФНС России № 5 по Ивановской области, мотивировав требования тем, что приказом МИФНС России № 1 по Ивановской области от 25 декабря 2017 года №02-86/58 л.с. служебный контракт с ней был расторгнут с 29 декабря 2017 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ей выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1. статьи 37 указанного закона в сумме 76383 рублей, а так же компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 39,42 календарных дней в сумме 24333,18 рублей. При осуществлении расчета ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу в виде материального стимулирования. В связи с чем, ФИО1 просила взыскать в свою пользу с МИФНС России № 5 по Ивановской области, правопреемника МИФНС России № 1 по Ивановской области, недоплаченные при увольнении с государственной службы компенсацию в размере четырехмесячного содержания в размере 34139,28 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и ненормированный служебный день в сумме 11482,65 руб., проценты за нарушение работодателем сроков выплат в сумме 5876,11 руб., денежную компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере 3000 руб., а также судебные расходы по настоящему гражданскому делу за нотариальное удостоверение доверенности на представителя в сумме 1500 руб.
Решением Вичугского городского суда Ивановской области от 30 октября 2018 года исковые требования ФИО1 к МИФНС России № 5 по Ивановской области удовлетворены частично. С МИФНС России № 5 по Ивановской области в пользу ФИО1 взысканы задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 34139,28 руб., задолженность по компенсации за неиспользованный ежегодный основной отпуск, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за ненормированный рабочий день в сумме 11482,65 руб., проценты за задержку выплат в сумме 5876,11 руб., денежная компенсация морального вреда в размере 1000 руб., расходы на оформление нотариально удостоверенной доверенности в сумме 1500 руб.
Ответчик МИФНС России №5 по Ивановской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Вичугского городского суда Ивановской области от 30 октября 2018 года отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность вследствие неправильного применения норм материального права, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец ФИО1 и её представитель ФИО10 извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в порядке гл.10 ГПК РФ, не явились, в письменных возражениях на жалобу просили рассмотреть жалобу без их участия.
Представители ответчика МИФНС России №5 по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, УФНС России по Ивановской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке гл.10 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит обжалуемое судебное постановление подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела: на основании приказа от 25.12.2017 г. за № л.с. с ФИО1 расторгнут служебный контракт с 29.12.2017 г., она освобождена от должности государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ ).
В связи с увольнением ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 76383 руб., а так же компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 39,42 календарных дней в сумме 24333,18 руб.
Приказами руководителя Федеральной налоговой службы утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 1 квартал 2016 года, за 2 квартал 2016 года, за 3 квартал 2016 года, за 4 квартал 2016 года, за 1 квартал 2017 года, за 2 квартал 2017 года, за 3 квартал 2017 года, за 4 квартал 2017 года.
На основании вышеперечисленных приказов ФНС России в соответствии с приказами представителя нанимателя – МИФНС России №1 по Ивановской области в периоды работы ФИО1 производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.
Денежные средства, выплаченные ФИО1 работодателем в виде материального стимулирования, при расчете вышеуказанных компенсаций, выплаченных истцу при увольнении, учтены не были.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, должно учитываться при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Доводы апелляционной жалобы МИФНС России №5 по Ивановской области о том, что выплаты в виде материального стимулирования не входят в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которой принадлежит работодателю, судебная коллегия считает, несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правительству РФ было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации приняты постановления N 302-12 от 31.03.2015, N 347-7 от 23.04.2016. N 228-7 от 23.02.2017, предусматривающие в 2015-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно служебному контракту № 60 от 17.08.2005 г., заключенному МИФНС России № 1 по Ивановской области с ФИО1 в оплату труда гражданского служащего (раздел IV контракта) включены другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (пункт 9 контракта)
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами руководителя ФНС России в период работы с 2016 года по 2017 год материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка при выплате компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы МИФНС России №5 по Ивановской области о том, что Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, оплаты труда, либо в сфере государственной гражданском службы; и в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных ч.5 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Так, в с соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, ответчику при расчете выплачиваемых сумм при увольнении ФИО1 следовало учесть содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 разъяснения.
Ссылка в жалобе на постановление Правительства РФ от 25.09.2007 г. N 611"О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти", а также изданный в его исполнение приказ Минфина РФ от 17.10.2007 г. N 90н "Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", не состоятельна, поскольку, исходя из текста указанных нормативных актов, они устанавливают механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы на период с 1 января 2007 до 2013 года и не применимы к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы МИФНС России №5 по Ивановской области об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношением положений ст. 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ, при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ, действующей с 03.10.2016 г.), при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск (далее - отпускные) производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В силу части 4 статьи 84.1 Трудового кодекса РФ окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора.
Факты нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу в полном объеме компенсаций при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 34139,28 руб. и за неиспользованный отпуск в размере 11482,65 руб. установлены в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
На основании приказа УФНС России по Ивановской области №11-06/223 @ от 26.09.2017 года МИФНС России №1 по Ивановской области с 30 декабря 2017 года реорганизована путем присоединения к МИФНС России №5 по Ивановской области. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего приказа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований.
В силу п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении МИФНС России №1 по Ивановской области к МИФНС России №5 по Ивановской области к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Расчет процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока выплаты произведен судом в порядке, предусмотренном ст. 236 Трудового кодекса РФ, (по формуле сумма задолженности х на дни задержки х ключевую ставку х 1/150). Произведенный судом первой инстанции расчет задолженности проверен, признан арифметически верным. Оснований к изменению взысканной судом суммы судебная коллегия не находит.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь ст. 236 и ст. 237 Трудового кодекса РФ, взыскал с МИФНС России №5 по Ивановской области в пользу ФИО1 проценты за нарушение установленных сроков выплат в пределах заявленных истцом исковых требований.
Правильно разрешен спор и в отношении иного, производного от основного иска, требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца ФИО1, выразившиеся в несвоевременной выплате истцу в полном размере компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, в связи с чем суд, принял законное решение о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 компенсации в счет возмещения морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости и уменьшению не подлежит.
Доводы жалобы об отсутствии доказательств несения ФИО1 судебных расходов является несостоятельным.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Факт несения истцом судебных расходов подтверждается представленной суду нотариальной доверенностью от 13.09.2018 г., выданной ФИО1 представителю ФИО2 на представление интересов во всех судебных учреждениях по её иску к Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области о взыскании денежных средств со всеми правами. За выдачу доверенности с ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере 200 руб., а также уплачено на оказание услуг правового и технического характера – 1300 руб., о чем прямо указано в тексте доверенности.
Доверенность ФИО1 выдана для участия в конкретном деле в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 94, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, правомерно взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по настоящему делу.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в целом сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Выводы суда первой инстанции мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает, что не имеется оснований, предусмотренных абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, для проверки обжалуемого судебного постановления в полном объеме с выходом за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе, в связи с чем, решение Вичугского городского суда Ивановской области от 30 октября 2018 года надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вичугского городского суда Ивановской области от 30 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ивановской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи