Судья Кузнецова Е.В. Дело № 33-910/20
№ 2-5/20
УИД 37RS0017-01-2019-000747-57
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего Плехановой Н.А.,
судей Акуловой Н.А., Петуховой М.Ю.,
при секретаре Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Плехановой Н.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) на решение Родниковского районного суда Ивановской области от 13января 2020 года по иску Колоколенкина Леонида Федоровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) об обязании включить в страховой стаж периода работы, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л а:
Колоколенкин Л.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное), с учетом изменения исковых требований просил признать решение ответчика № 76/299081/19 от 22.10.2019 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным в части не включения в специальный стаж истца, дающий право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, периода работы с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части совхоза "Лухский", МУП совхоз "Лухский"; обязать ответчика включить в подсчет страхового стажа в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в сельском хозяйстве с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части; установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с наличием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.01.2019.
В обоснование иска указано, что Колоколенкин Л.Ф. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением № 76/29908/19 от 22.10.2019 ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности сельского стажа 30 лет, засчитав 28 лет 8 месяцев 5 дней. Не включены в сельский стаж периоды работы в МУП совхоз "Лухский" с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части. Истец считает данное решение незаконным и необоснованным.
Решением Родниковского районного суда Ивановской области от 13 января 2020года постановлено: "Исковые требования Колоколенкина Л.Ф. удовлетворить. Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) от 22.10.2019 № 76/299081/19 незаконным в части не включения в специальный стаж истца, дающий право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, периода работы с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части в совхозе "Лухский", МУП совхоз "Лухский". Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) включить в стаж работы Колоколенкина Л.Ф. в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части в совхозе "Лухский", МУП совхоз "Лухский"; установить Колоколенкину Л.Ф. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях"; произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2019".
С решением суда не согласно Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное), в апелляционной жалобе указывает, что должность заместитель директора по коммерческой части, замещаемая истцом, не предусмотрена в списке должностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) Комиссарову С.В., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения Колоколенкина Л.Ф., проверив материал дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Колоколенкин Л.Ф. с 02.02.2007 является получателем пенсии по старости, постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>, с 24.08.1979.
Истец 18.10.2019 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением № 76/299081/19 от 22.10.2019 ему было отказано ввиду отсутствия требуемых 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, ссылаясь на то, что стаж работы в сельском хозяйстве составил 28 лет 8 месяцев 5 дней. Не включены в сельский стаж периоды работы в МУП совхоз "Лухский" с 15.07.1999 по 05.02.2001 в должности заместителя директора по коммерческой части, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование исковых требований истец указал, что в данном случае для включения в специальный стаж периода работы в сельском хозяйстве с целью повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии определяющим является основной вид деятельности предприятия, производственным профилем которого являлось сельское хозяйство.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в мотивировочной части решения, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Частью 16 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона "О страховых пенсиях" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности.
Указанными Правилами исчисления периодов работы (деятельности) установлен порядок исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Пунктом 1 Списка к работам и производствам сельского хозяйства отнесены: растениеводство (бахчеводство, виноградарство, лесоводство, луговодство, овощеводство, плодоводство, полеводство, свекловодство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство, шелководство) (производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация).
В указанном Списке как для растениеводческих, так и для животноводческих сельскохозяйственных организаций предусмотрены должности: глава (директор, председатель, руководитель) крестьянского (фермерского) хозяйства, директор (генеральный директор, председатель) (колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и других организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство), заместитель главы (директора, председателя, руководителя) крестьянского (фермерского) хозяйства, директора (генерального директора, председателя) колхоза, совхоза, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности, которой является сельское хозяйство (по отраслям растениеводства, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов).
При этом название должности заместитель главы (директора, председателя, руководителя) является общим, без требований к виду трудовой деятельности, характеру работы, но с обязательным условием в виде работы в сельскохозяйственной организации.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Колоколенкина Л.Ф., суд первой инстанции правильно исходил из того, что указание в наименовании профессии на направление – заместитель директора по коммерческой части не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца, поскольку в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в организации сельского хозяйства, занимавшейся до ликвидации производством продукции растениеводства, животноводства.
Из представленной в суд трудовой книжки следует, что Колоколенкин Л.Ф. 28.05.1976 принят на работу в колхоз "Восход" на должность <данные изъяты> на основании решения правления от 02.06.1976 протокол № 5 (запись № 12), 15.11.1980 переведен на должность <данные изъяты> на основании решения правления от 13.10.1980 протокол № 9 (запись № 13). 01.01.1981 принят переводом в совхоз "Лухский" в качестве <данные изъяты> на основании приказа № 1-П от 06.01.1981 (запись № 15). 03.01.1987 переведен с должности <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> на основании приказа № 2-А от 03.01.1987 года (запись № 16). 02.12.1996 переведен с должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты> на основании приказа № 14 от 12.02.1996 года (запись № 17), 15.07.1999 переведен на должность зам.директора по коммерческой части (запись №18). 06.02.2001 переведен на должность <данные изъяты> с совмещением обязанностей <данные изъяты> на основании приказа № 12 от 06.02.2001 (запись № 20). 23.07.2001 переведен на должность <данные изъяты> на основании приказа № 73 от 25.07.2001 (запись № 21). 25.10.2005 уволен из МУП совхоз "Лухский" по собственному желанию (запись № 22) (л.д.44-50).
Согласно приказу № 50 от 23.07.1999 совхоза "Лухский" для более выгодной реализации продукции сельскохозяйственного производства, необходимого изыскивания дополнительных, более выгодных рынков сбыта внесена в штатное расписание совхоза должность заместителя директора по коммерческой части с окладом 450 рублей в месяц, на которую переведен Колоколенкин Л.Ф. с 15.07.1999.
С 03.04.2000 совхоз "Лухский" реорганизован в МУП совхоз "Лухский".
В расчетно-платежных ведомостях совхоза "Лухский", МУП совхоз "Лухский" за спорный период с июля 1999 года Колоколенкин Л.Ф. значится в ведомостях по заработной плате совхоза "Лухский", МУП совхоз "Лухский" за период с июля 1999 года по февраль 2001 года, должность не указана.
Пунктом 1 раздела 1 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 года № 37, рекомендованного для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, предусмотрена должность заместителя директора по коммерческим вопросам, отнесенная к категории руководителей, в обязанности которого входит руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально-технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.
С 06.02.2001 на основании приказа № 12 от 06.02.2001 МУП совхоз "Лухский" в связи с сокращением должности заместителя директора по коммерческой части Колоколенкин Л.Ф. переведен на должность <данные изъяты>.
В соответствии с Уставом МУП совхоз "Лухский", утвержденным начальником управления сельского хозяйства и продовольствия, зарегистрированным постановлением Главы администрации Лухского района Ивановской области № 94 от 03.04.2000 года, предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами, указаниями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Управления сельского хозяйства и настоящим Уставом (п.1.2). Основной целью предприятия является производство сельскохозяйственной продукции на основе рационального использования земли и других ресурсов. Внедрение научно-обоснованной технологии получения, выращивания и реализации молодняка КРС (п.2.1). Основными видами деятельности предприятия являются: разведение и выращивание молодняка КРС, производство молока, выращивание зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности МУП совхоз "Лухский" по коду ОКВЭД - 01.50 являлось смешанное сельское хозяйство - растениеводство в сочетании с животноводством без специализированного производства культур или животных.
Судом установлено, что истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 26.12.1998, спорный период работы истца с 15.07.1999 по 05.02.2001 в совхозе "Лухский", МУП совхоз "Лухский" в должности заместителя директора по коммерческой части имеет код категории застрахованного лица СХ, в настоящее время истец не работает, зарегистрирован по месту жительства и проживает в сельской местности. С учетом зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы истца в сельском хозяйстве, и учтенного судом периода, у истца Колоколенкина Л.Ф. имеется стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет.
При установленных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам ответчика, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и им дана правовая оценка в обжалуемом решении, они, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции об установленных обстоятельствах. Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Родниковского районного суда Ивановской области от 13января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи