НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 31.08.2020 № 2-184/20

Судья Громова Е.Н.

Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-6022/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Губаревич И.И.,

судей Васильевой И.Л., Кравченко Е.Г.,

при секретаре Тарасенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-184/2020 по иску Кеян Нины Николаевны к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации морального вреда, судебных расходов,

по апелляционной жалобе истца Кеян Н.Н. на решение Братского районного суда Иркутской области от 02 июня 2020 г.,

УСТАНОВИЛА:

Кеян Н.Н. обратилась в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» (далее – ОГАУ «Лесхоз Иркутской области»). В обоснование исковых требований указала, что с 21 июля 2009 г. она работала (данные изъяты) в Областном государственном автономном учреждении «Приморский лесхоз», которое с 16 марта 2018 г. является Приморским филиалом Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» и находится в п. Озёрный Братского района, который приравнен к районам Крайнего Севера. С 20 июня 2019 г. по 17 июля 2019 г. она находилась в очередном оплачиваемом отпуске. Местом проведения отпуска был выбран <адрес изъят>. 18 июня 2019 г. перед началом отпуска она обратилась с заявлением к работодателю об оплате стоимости проезда в отпуск из г.Братск в <адрес изъят> и обратно самолётом эконом-класса с приложением копий авиабилетов (маршрутных квитанций) стоимостью 51 356 руб. Перед поездкой билеты ей не оплатили, мотивируя отсутствием финансирования и тем, что в настоящее время не принят коллективный договор, но заверили, что после его принятия билеты оплатят в полном размере. В период с 21 июня 2019 г. по 07 июля 2019 г. она отдыхала в <адрес изъят>. После поездки она предоставила проездные билеты в бухгалтерию для последующей их оплаты в соответствии с действующим законодательством. Работодатель пояснил, что заявление об оплате проезда повторно ей писать не нужно, коллективный договор пока ещё не принят, и билеты ей оплатят после принятия коллективного договора. Пытаясь решить вопрос мирным путем, в июле и августе 2019 года она неоднократно звонила в отдел кадров и службу управления персоналом, находящиеся в г. Иркутске, с целью выяснить, когда ей будет оплачен проезд. 19 сентября 2019 г. работодателем ей было предложено вновь написать заявление об оплате стоимости проезда, указав в нём, что она просит компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда в соответствии с коллективным договором и Положением работодателя об оплате стоимости проезда. Тем самым ее ввели в заблуждение, поскольку ни с коллективным договором, ни с Положением она на момент написания заявления не была ознакомлена. На основании приказа работодателя № 583 от 23 октября 2019г. ей компенсировали оплату стоимости проезда в размере 15 274 руб. 90 коп. (стоимость проезда железнодорожным транспортом) в соответствии с Положением о порядке, размере и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

В связи с отказом от выплаты ей полной стоимости расходов, понесенных за проезд к месту отдыха и обратно, нарушением ее прав, выразившимся в ограничении права на получение гарантированной государством компенсации проезда, ей причинен моральный вред.

Кеян Н.Н. просила суд взыскать с ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в ее пользу задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081 руб. 10 коп.; оплату сервисного сбора за оформление проездных документов в размере 400 руб.; компенсацию за задержку оплаты проезда в размере 3 587 руб. 76 коп.; расходы за составление искового заявления в размере 4 000 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 02 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Кеян Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указала, что оно не соответствует требованиям закона, так как суд не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, не приняты во внимание доводы о том, что до реорганизации в АУ «Приморский лесхоз» вопрос об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно был урегулирован коллективным договором, принятым 26 декабря 2016 г., со сроком действия на три года с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г. Согласно п. 9.5 данного договора, работодатель обязался произвести работнику лесхоза и неработающим членам его семьи один раз в два года компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным транспортом, а также оплатить стоимость провоза багажа весом до 30 кг. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации учреждения в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. С 16 марта 2018 г. ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является правопреемником АУ «Приморский лесхоз», следовательно, к нему переходят все права и обязанности последнего.

Кроме того, на момент ее обращения к работодателю с заявлением об оплате стоимости проезда и предоставления подтверждающих документов 18 июня 2019 г. ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не был принят локальный нормативный акт, определяющий размеры, условия и порядок выплаты работникам компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Работодатель ввел ее в заблуждение, предложив 19 сентября 2019 г. повторно написать заявление об оплате проезда и сослаться в нем на Положение об оплате стоимости проезда, утвержденное приказом директора учреждения № 173-1 от 18 сентября 2019 г., с которым она на тот момент не была ознакомлена и не могла знать, что в нем не предусмотрена оплата проезда воздушным транспортом.

Судом было неверно истолковано Постановление Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 г. № 79-пп «О порядке компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области». Суд ошибочно основывался на доводах ответчика о том, что ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не является организацией, финансируемой из федерального бюджета и других бюджетов (регионального и муниципального). ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» является государственным учреждением Иркутской области и на него распространяется действие указанного Постановления.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В силу ст. 167 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в отсутствие истца Кеян Н.Н., надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела.

Заслушав доклад судьи, представителя ответчика Макарову Ю.И., возражавшую против отмены решения суда, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Частью 8 ст. 325 ТК РФ предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Иркутской области (филиале и представительстве), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее – работники организаций, финансируемых из областного бюджета, работники территориального фонда), установлены Законом Иркутской области от 4 декабря 2008 года № 102-оз «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 4 декабря 2008 года № 102-оз).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 4 декабря 2008 года № 102-оз работники организаций, финансируемых из областного бюджета, работники территориального фонда имеют право на оплачиваемый проезд один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратн6о любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 4 декабря 2008 года № 102-оз, расходы на проезд работников организаций, финансируемых из областного бюджета, работников территориального фонда и членов их семей к месту использования отпуска и обратно, а также провоз багажа весом до тридцати килограммов возмещаются в размере стоимости проезда и провоза багажа.

Постановлением Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 года № 79-пп утвержден Порядок компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, из которого следует, что настоящий Порядок определяет порядок компенсации расходов лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в государственных органах Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области, территориальном фонде обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее соответственно – работники организаций, организации, финансируемые из областного бюджета), связанных с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 раздела I компенсации подлежат расходы работников организаций и членов их семей на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Пунктом 4 раздела II Порядка предусмотрено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя:

1) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и членов его семьи и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда по следующим категориям: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне скорого фирменного поезда; б) водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы; в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса; г) автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сидениями;

2) оплату работнику организации и членам его семьи стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, автовокзалу и иным пунктам транспортного сообщения при наличии билетов, подтверждающих расходы;

3) оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на работника организации и до 30 килограммов на каждого члена семьи работника организации независимо от количества багажа, разрешенного для бесплатного провоза по билету на тот вид транспорта, которым следует работник организации и члены его семьи, в соответствии с багажной квитанцией.

Из материалов дела следует, что с 21 июля 2009 года Кеян Н.Н. состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает (данные изъяты) в Приморском филиале ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», осуществляющем деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

На основании приказа работодателя от 06 июня 2019 года № ПРМ-57К Кеян Н.Н. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20 июня 2019 года по 17 июля 2019 года.

В период отпуска с 21 июня 2019 года по 08 июля 2019 года Кеян Н.Н. отдыхала в <адрес изъят>, в связи с чем, понесла расходы на проезд к месту использования отпуска и обратно в размере стоимости авиаперелета по маршруту (данные изъяты) 51 356 руб.

В связи с обращением Кеян Н.Н. с заявлением о компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно, руководствуясь Положением «О порядке, размерах и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно, утвержденным приказом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от 18 сентября 2019 года № 173-1, на основании приказа от 23 октября 2019 года № 583, работодатель произвел Кеян Н.Н. компенсацию расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 15 274 руб. 90 коп., в том числе стоимость проезда по маршруту (данные изъяты) в размере стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона 7 072 руб. 10 коп., стоимость проезда по маршруту (данные изъяты) в размере стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона 8 202 руб. 80 коп. согласно справке Сибирской Региональной Дирекции Железнодорожных Вокзалов Вокзал Иркутск-Пассажирский о стоимости проезда.

Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что формирование фонда оплаты труда, равно как и обеспечение выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно работникам осуществляется ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» за счет собственных средств, напрямую зависящих от результатов экономической деятельности, и не финансируется из бюджета Иркутской области. ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» не может быть отнесено к государственным учреждениям, финансируемым из областного бюджета, на которое распространяется действие Порядка компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 года № 79-пп.

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средства массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Исходя из положений п. 1 ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Из Устава ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства. Учредителем учреждения является Иркутская область. Полномочия учредителя учреждения от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; бюджетные поступления в виде субсидий, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Таким образом, финансирование ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», независимо от источников направлено на осуществление учреждением основной деятельности, достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Особенность финансирования учреждения, в том числе за счет оказания платных услуг и иных источников, предусмотренных Уставом учреждения, не может являться основанием для исключения ответчика из числа государственных учреждений, на которое распространяется действие Порядка компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 года № 79-пп.

Кроме того, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие и обосновывающие то обстоятельство, что оплата труда работников учреждения, в том числе компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска и обратно осуществляется за счет денежных средств, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности.

Положение «О порядке, размерах и условиях компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно, утвержденное приказом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» от 18 сентября 2019 года № 173-1, в данном случае не подлежит применению в части размера компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно при наличии денежных средств от приносящей доход деятельности на эти цели не выше стоимости железнодорожного билета плацкартного вагона, так как противоречит Порядку компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 года № 79-пп, в связи с чем, ухудшает положение истца, работающей в областном государственном учреждении.

При таких обстоятельствах ответчик обязан был компенсировать истцу стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса в размере 51 356 руб., в том числе по маршруту (данные изъяты) в размере 25 097 руб., Анапа – Москва – Братск – 25 259 руб. Учитывая, что ответчик частично компенсировал истцу стоимость в размере 15 274 руб. 10 коп., с ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в пользу Кеян Н.Н. подлежит взысканию компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 36 081 руб. 10 коп.

Учитывая, что подпунктом 1 п. 4 раздела II «Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно» Порядка компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающим в государственных органах Иркутской области, государственных учреждениях Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 25 марта 2009 года № 79-пп, компенсации также подлежит оплата услуг по оформлению проездных документов, с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов в размере 400 руб., которые подтверждаются квитанциями от 13 апреля 2019 года и 1 мая 2019 года.

Установив нарушение трудовых прав работника действиями работодателя в связи с отказом выплаты компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно в полном размере, судебная коллегия, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, а также разъяснениями п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кеян В.В. о компенсации морального вреда. С учетом установленных по делу обстоятельств, требований разумности и справедливости размер компенсации морального вреда судебная коллегия определяет в сумме 500 руб.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, так как названная компенсация по своей правовой природе не относится к выплатам, на которые распространяется требования ст. 236 ТК РФ.

В силу положений ст. ст. 98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы за составление искового заявления в размере 4000 руб., которые документально подтверждены и не являются чрезмерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского районного суда Иркутской области от 02 июня 2020 г. по данному делу отменить.

Принять по данному делу новое решение, которым исковые требования Кеян Нины Николаевны к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» в пользу Кеян Нины Николаевны стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 36 081 руб. 10 коп., расходы на оплату услуг по оформлению проездных документов 400 руб., компенсацию морального вреда 500 руб., судебных расходов 4 000 руб.

В удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за задержку оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно отказать.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи И.Л. Васильева

Е.Г. Кравченко