НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 28.03.2019 № 33-1862/19

Судья Горянинская Л.А.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-1862/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Жилкиной Е.М. и Сундюковой А.Р.,

при секретаре Назаренко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) к Третяк Т.В. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсационной выплаты

по апелляционной жалобе ответчика Третяк Т.В. на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2018 года,

установила:

ГУ – УПФ РФ в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Третяк Т.В. о взыскании суммы переплаты ежемесячной компенсационной выплаты, указав в обоснование иска, что Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, установлены компенсационные выплаты. В соответствии с Порядком назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, т.е. если такое лицо является неработающим. Поскольку Третяк Т.В. осуществляла уход за С., "Дата изъята" г.р., и согласно трудовой книжке уволена 14.10.2016 с последнего места работы, при обращении с заявлением о назначении компенсации по уходу за нетрудоспособным она указала, что не работает, с 15.10.2016 ей была назначена компенсация по уходу за нетрудоспособным. При этом ответчик была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты. Однако из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Третяк Т.В. следует, что она работала в 4 квартале 2016 года в ООО «Бирюса», в 4 квартале 2016 года, 1, 2, 3, 4 квартале 2017 года в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району». При этом ответчик не сообщила об этом факте в пенсионный орган. В связи с чем, Третяк Т.В. необоснованно получала компенсацию по уходу за нетрудоспособным лицом. В результате образовалась переплата компенсации за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 в сумме (данные изъяты). Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении составлен протокол № 136 от 05.03.2018 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм и предложено погасить образовавшуюся переплату в добровольном порядке. Протокол комиссии направлен ответчику, однако до настоящего времени сумма переплаты по компенсации в бюджет ПФР не поступала.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонного) с Третяк Т.В. сумму переплаты ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет, в размере (данные изъяты).

Решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 05.12.2018 исковые требования ГУ – УПФ РФ в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) удовлетворены. Суд взыскал в пользу ГУ – УПФ РФ в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) с Третяк Т.В. сумму переплаты ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом в возрасте до 18 лет, в размере (данные изъяты). и судебные расходы в размере (данные изъяты).

Не согласившись с решением суда, Третяк Т.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новое решение, указав, что вывод суда о том, что ответчик, как лицо, принявшее на себя обязательства по воспитанию приемного ребенка С. за вознаграждение, является работающим лицом и не имеет права на получение ежемесячных выплат, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Исходя из п. 2 ст. 152 СК РФ, ст. 16 ФЗ от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки, в связи с чем осуществление обязанностей приемного родителя нельзя считать выполнением оплачиваемой работы. При этом пунктом 9 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 рекомендовано учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объема и снижение уровня мер социальной поддержки. Полагает, что перечисление за нее в 4 квартале 2016 года, 1, 2, 3, 4 квартале 2017 года страховых взносов и включения данных периодов в страховой стаж не свидетельствует о выполнении ею оплачиваемой работы.

Письменные возражения относительно апелляционной жалобы не поступили.

Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения УМСРОиП Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от 27.04.2015 № 2234-ру Третяк Т.В. является опекуном несовершеннолетней С., "Дата изъята" г.р., являющейся ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-"Номер изъят".

19.10.2016 Третяк Т.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 и Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы». При этом в заявлении ею указано, что она не работает, предоставлена трудовая книжка, справка ОГКУ «ЦЗН г. Усть-Кута» о том, что на учёте в центре занятости населения она не состояла и не состоит, пособие по безработице не получала и не получает.

При подаче заявления Третяк Т.В. была предупреждена о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе, о выполнении лицом, осуществляющем уход, оплачиваемой работы.

Решением УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) № 028000714 от 01.11.2016 ответчику назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере (данные изъяты). с 15.10.2016 на период осуществления ухода.

23.11.2016 МУМСРОиП Иркутской области № 7 (орган опеки и попечительства) и Третяк Т.В. (приемный родитель) заключили договор № 48-6 о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в соответствии с которым несовершеннолетняя С. передана на воспитание в приемную семью. По условиям договора, приемные родители приняли на себя обязательство оказывать услуги по воспитанию приемного ребенка, а орган опеки и попечительства обязуется производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка и иные выплаты, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с этим договором.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Третяк Т.В., в 4 квартале 2016 года; 1, 2, 3, 4 квартале 2017 года за Третяк Т.В. перечислены страховые взносы в пенсионный фонд, указанный период включен в страховой стаж ответчика.

По мнению истца, Третяк Т.В. в период получения ежемесячной компенсационной выплаты в размере (данные изъяты). относилась к категории работающих лиц, что исключает ее право на получение указанных компенсационных выплат.

Исходя из расчета, за период с 01.12.2016 по 31.12.2017 у Третяк Т.В. образовалась переплата компенсации в сумме (данные изъяты).

Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области составлен протокол № 136 от 05.03.2018 о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм, ответчику предложено погасить образовавшуюся переплату в добровольном порядке.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Третяк Т.В., являясь стороной договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, в связи с чем она является лицом, выполняющим оплачиваемую работу и не имеет права на получение предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 ежемесячных выплат, поскольку такие выплаты производятся неработающим лицам. Учитывая, что переплата ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом, образовалась в результате действий ответчика, не сообщившего о соответствующих обстоятельствах, суд взыскал с Третяк Т.В. в пользу пенсионного органа указанную переплату в размере (данные изъяты)., а также судебные расходы в размере (данные изъяты).

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5 500 руб.; другим лицам - в размере 1 200 руб.

Размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п. 2 Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175).

Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 года № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ).

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ).

Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ, усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.

Согласно части 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 7 декабря 2009 года № 92/58-оз «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области» вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере 3125 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка.

Размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством (ч. 3 ст. 5 Закона Иркутской области от 7 декабря 2009 года № 92/58-оз).

Из изложенных норм законодательства Иркутской области следует, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.

В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд РФ перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Поскольку Третяк Т.В., являясь стороной договора о приемной семье от 23.11.2016 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является лицом, выполняющим оплачиваемую работу, в связи с чем у нее, как работающего лица, отсутствует право на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 года № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании переплаты ежемесячной компенсационной выплаты в сумме (данные изъяты). являются правомерными.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

При таких обстоятельствах решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 5 декабря 2018 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Третяк Т.В. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи Е.М. Жилкина

А.Р. Сундюкова