Судья Глебова Е.П.
Судья-докладчик Астафьева О.Ю. По делу № 33-3981/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2015 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Сальниковой Н.А., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре.. М.
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на определение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2015 года об отказе в отсрочке уплаты государственной пошлины,
УСТАНОВИЛА:
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 6 октября 2014 года разрешены исковые требования Сидорова А.А., Сидоровой О.А., Сидорова А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес изъят>.
Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное учреждение имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Румянская О.Н. обратилась в суд с апелляционной жалобой на указанное решение суда, и с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины на срок до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, поскольку осуществление операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах приостановлено в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Учреждение создано для защиты государственных интересов. Собственного финансового органа учреждением не имеет, обеспечение по договору осуществляется лишь в части выплаты заработной платы.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2015 года в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины отказано.
В частной жалобе представитель третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное учреждение имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Румянская О.Н. просит отменить определение суда и отсрочить уплату государственной пошлины до вынесения судом соответствующего судебного акта.
В обоснование доводов частной жалобы указала на основания для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, предусмотренные ст. 333.41, ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
К жалобе приложена была копия уведомления УФК по Забайкальскому краю Дата изъята о приостановлении операций по расходованию средств, в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
На счетах Учреждения отсутствуют денежные средства, в том числе и для уплаты государственной пошлины. Определение от 11 марта 2015 года нарушает принцип доступности правосудия и связанное с ним право на справедливое разбирательство.
Письменных возражений на частную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., . обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
В соответствии с п. 3 и п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы заявитель должен уплатить государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
Отказывая в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, судья исходила из того, что не представлено документов, подтверждающих невозможность уплаты государственной пошлины; а представленная копия уведомления о приостановлении операций по расходованию денежных средств на счете не свидетельствует о наличии оснований, установленных ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации.
С таким суждением судебная коллегия не может согласиться.
Вывод судьи является незаконным, не учитывает положение казенных учреждений и порядок финансирования казенных учреждений, установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как видно из материалов дела в качестве третьего лица было привлечено ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».
В соответствии с ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, … иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Уведомлением Федерального казначейства по Забайкальскому краю подтверждено приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное учреждение имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Кроме того, такой отказ суда нарушает право третьего лица на доступ к правосудию.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости в силу пункта 2 абзаца 1 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменить определение судьи от 11 марта 2015 года полностью и разрешить вопрос по существу: предоставить ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отсрочку уплаты государственной пошлины в размере (данные изъяты) сроком до Дата изъята .
Руководствуясь статьями 329, 330, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2015 года об отказе в отсрочке уплаты государственной пошлины отменить.
Предоставить Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отсрочку уплаты государственной пошлины (данные изъяты)
Председательствующий Л.С. Гуревская
Судьи Н.А. Сальникова
О.Ю. Астафьева