УИД 38RS0024-01-2020-000716-61
№ 33а-5785/2020
Судья 1 инстанции Янова О.В.
Судья-докладчик Усова Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
судьи-председательствующего Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Ореховой Е.Л.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании административное дело № 2а-747/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области к Коняхину Александру Георгиевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
по частной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области на определение Усольского городского суда Иркутской области от 25 мая 2020 г.,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области обратилась в суд с иском к Коняхину А.Г., указав, что Коняхин А.Г. 22.02.1965 г.р. состоит на налоговом учете в качестве адвоката с 30.12.2009 по настоящее время.
На основании ст. 430 НК РФ размер страховых взносов Коняхина А.Г., занимающегося адвокатской деятельностью составил на обязательное пенсионное страхование за 2018 год 26 545 руб., срок уплаты до 09.09.2019; на обязательное медицинское страхование за 2018 год – 5840 руб., срок уплаты до 09.01.2019.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов налогоплательщиком самостоятельно не исполнена, налогоплательщику были начислены пени за период с 10.01.2019 по 11.02.2019 по вносам на пенсионное страхование в размере 226, 30 руб.; по взносам на обязательное медицинское страхование в размере 49, 79 руб.
В целях досудебного урегулирования спора налогоплательщику было направлено требование № 31063 от 12.02.2019, которое не исполнено. Налоговая инспекция обращалась к мировому судье судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района с заявлением о вынесении судебного приказа.
23.04.2019 мировым судьей судебного участка № 94
г. Усолье-Сибирское и Усольского района был вынесен судебный приказ № 2а-1860/2019 о взыскании с Коняхина А.Г. задолженности по налогам и пени за 2018 год в сумме 34 679,47 руб. Определением от 10.07.2019 судебный приказ отменен.
Налоговым органом произведено уточнение налоговых обязательств Коняхина А.Г., в результате которого задолженность составила
32 661,10 руб.
Административный истец просил суд взыскать с Коняхина А.Г. задолженность по налогам за 2018 год в сумме 32 661,10 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени в размере 49,79 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545,01 руб., пени в размере 226,30 руб.
Определением Усольского городского суда Иркутской области от 25.05.2020 административное исковое заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области к Коняхину А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций оставлено без рассмотрения.
В частной жалобе административный истец указывает, что мировой судья на основании заявления налогового органа, в котором ошибочно указано о взыскании задолженности за 2017 год, вынес судебный приказ от 15.04.2019 о взыскании задолженности по налогам и пени за 2017 год. Поясняет, что фактически к заявлению о выдаче судебного приказа были приложены доказательства, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам за 2018 год.
Поясняет, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области с заявлением о внесении исправлений в судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области в определении об отмене судебного приказа исправлена описка.
Просит определение Усольского городского суда Иркутской области от 25.05.2020 отменить.
В судебном заседании административный ответчик Коняхин А.Г. возражал против доводов частной жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Административный истец надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явился. На основании ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд апелляционной инстанции Иркутского областного суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы административного дела, доводы частной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права суд приходит к следующему.
Оставляя административное исковое заявление налогового органа без рассмотрения, суд руководствовался п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ и исходил из того, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора; с учетом ч. 1 ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций, в случае отмены судебного приказа; административным истцом не представлены данные о подаче заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с налогоплательщика задолженности по налогам за 2018 год в сумме 32 661, 10 руб.; представлены сведения о судебном приказе о взыскании с Коняхина А.Г. недоимки по налогу за 2017 год.
Оснований согласиться с данными выводами суда не имеется, они не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также нормам материального права; не учитывают, что, несмотря на допущенную в заявлении ошибку в указании налогового периода (вместо 2018 года указан 2017), фактически к заявлению о выдаче судебного приказа налоговым органом были приложены доказательства, подтверждающие наличие задолженности Коняхина А.Г. по страховым взносам за 2018 год.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции исследована копия определения мирового судьи по 94 судебному участку г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области от 17.06.2020 о внесении исправления в определение об отмене судебного приказа мирового судьи от 26.05.2020. Установлено, что указанное определение вынесено по другому административному делу (№ 2а-1688/2020), в данном случае рассматривается судебный приказ, вынесенный в рамках рассмотрения административного дела № 2а-1860/2019. Кроме того, представленная в материалах дела копия определения мирового судьи от 17.06.2020 о внесении исправления в определение об отмене судебного приказа надлежащим образом не заверена, следовательно, не отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, установленных статьями 60, 61 КАС РФ, в связи с чем не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции.
Из материалов административного дела № 2а-1860/2019 следует, что налоговый орган обратился с заявлением о взыскании с Коняхина А.Г. недоимки в сумме 34 679, 47 руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой пенсии (сумма платежа на расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017): пени в размере
2018, 37 руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты страховой пенсии (перерасчеты, недоимки и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017): налог в размере 2 6545, 01 руб., пени в размере 226, 30 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог в размере 5 840 руб., пени в размере
49, 79 руб.
Согласно ч. 1 ст. 423 НК РФ расчётным периодом признается календарный год.
В силу положений пп. 1 ч. 1 ст. 430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы доходов плательщика, превышающий 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В подтверждение административных исковых требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год представлено требование налогового органа № 31063 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12.02.2019, из которого следует, что срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 26 545 руб. определен 09.01.2019, срок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере 5 840 руб. определен 09.01.2019. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование налоговым органом Коняхину А.Г. начислены за 2018 год.
При рассмотрении дела, указанные обстоятельства подлежали оценке судом первой инстанции.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Предусмотренный законодателем порядок взыскания налоговой задолженности посредством вынесения судебного приказа досудебным порядком урегулирования административных споров, установленным федеральным законом для данной категории административных дел, не является.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что налоговым орган не соблюден досудебный порядок, у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции не может быть признано законным, оно в силу пунктов 3-4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене, с направлением административного дела по административному иску о взыскании с Коняхина А.Г. налоговой задолженности в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, суд
определил:
определение Усольского городского суда Иркутской области от 25.05.2020 отменить, административное дело № 2а-747/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области к
Коняхину Александру Георгиевичу о взыскании обязательных платежей и санкций направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья-председательствующий Н.М. Усова