Судья 1 инстанции Антоневич М.Ф. | УИД 38RS0016-01-2022-001496-20 |
Судья-докладчик Исакова Н.Н. | № 33а-6416/2023 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Исаковой Н.Н.,
судей Махмудовой О.С., Шуняевой Н.А.,
при секретаре Толмачевой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-216/2023 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Иркутской области к Терехову Евгению Викторовичу о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, штрафа
по апелляционной жалобе Терехова Е.В. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 17 апреля 2023 г.
установила:
в обоснование административного иска указано, что в ходе камеральной проверки установлено получение Тереховым Е.В. в 2020 году дохода от продажи объекта недвижимости в размере (данные изъяты) руб. Поскольку обязанность по уплате налога не была выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на сумму задолженности начислены пени.
Кроме того, налогоплательщиком не исполнена обязанность по предоставлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год (срок предоставления налоговой декларации за 2020 год – 30 апреля 2021 г., срок уплаты НДФЛ за 2020 год – 15 июля 2021 г.). Решением от 25 февраля 2022 г. Терехов Е.В. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредоставление налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год, по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДФЛ за 2020 год, в виде штрафа в сумме (данные изъяты) руб., налога НДФЛ к уплате в сумме (данные изъяты) руб., пени в сумме (данные изъяты) руб. за период с 18 апреля 2022 г. по 25 февраля 2022 г.
В связи с тем, что задолженность Тереховым Е.В. после выставления ему требования уплачена не была, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный мировым судьей судебный приказ отменен 18 августа 2022 г. в связи с поступившими возражениями должника.
Инспекция просила суд взыскать с Терехова Е.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2020 год в сумме (данные изъяты) руб., пени в сумме (данные изъяты) руб. за период с 18 апреля 2022 г. по 25 февраля 2022 г., штрафа в сумме (данные изъяты) руб., и штрафных санкций в размере (данные изъяты) руб.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 17 апреля 2023 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Терехов Е.В. просит решение суда отменить с принятием нового решения, в связи с отсутствием у него обязанности по уплате налога на доходы, полученные от продажи жилого помещения, поскольку данное помещение принадлежало Терехову Е.В. на основании договора о предоставлении отступного от 7 июля 2020 г., право зарегистрировано в ЕГРН 4 июля 2020 г. Согласно п. 1.4 договора о предоставлении отступного Терехов Е.В. приобрел указанное жилое помещение за (данные изъяты) руб. Эта сумма является его расходами, связанным с приобретением указанного имущества и уменьшающими налогооблагаемую базу в силу п.п. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. В данном случае расходы на приобретение имущества превысили доход от продажи этого имущества. Судом первой инстанции не проверено наличие у административного ответчика права, регламентированного п.п. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ. Кроме того, он не получал судебных извещений, ввиду чего не имел возможности представить суду документы, подтверждающие право на уменьшение суммы облагаемых налогом доходов.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П).
Конституция Российской Федерации, ее статья 57, обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы, что во взаимосвязи с положениями ее статей 15, 18 и 19 исключает незаконные и несправедливые фискальные платежи и подразумевает обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом, который должен определить все существенные элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога, чтобы условия налогообложения обеспечивали полноту и своевременность взимания фискальных платежей с обязанных лиц и вместе с тем его правомерность. Формальная определенность и полнота элементов налогового обязательства сообразно структуре каждого налога и его экономико-правовым характеристикам гарантируют обоснованность налогообложения, позволяют обязанным лицам добросовестно платить налоги, а налоговой службе - правомерно контролировать исполнение этой обязанности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 5-П, от 17 марта 2009 г. № 5-П, от 22 июня 2009 г. № 10-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П и др.).
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии с п 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
В статье 87 НК РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу положений ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).
В акте налоговой проверки указываются: дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения; фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки); дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки); перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; период, за который проведена проверка; наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; даты начала и окончания налоговой проверки; адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица; сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
В пункте 1 ст. 122 НК РФ определено, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3, 129.5 данного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Деяния, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов) (п. 3 ст. 122 НК РФ).
Срок представления налоговой декларации по налогу на НДФЛ установлен не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговых декларациях по данному налогу физические лица указывают, в частности, все полученные ими в налоговом периоде доходы, налоговые вычеты, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода (п. 1 и п. 4 ст. 229 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организации» настоящего Кодекса.
По результатам камеральной налоговой проверки установлено, что Тереховым В.Е. в 2020 году получен доход от продажи объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес изъят>. Срок владения недвижимым имуществом составил с 14 июля 2020 г. по 12 октября 2020 г., сумма дохода от реализации недвижимого имущества составила (данные изъяты) руб. Данные обстоятельства подтверждаются и информацией, представленной Росреестром.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из представленных в материалах дела доказательств, отсутствия сведений об оплате налогоплательщиком задолженности, соблюдения административным истцом порядка и сроков взыскания спорной задолженности в судебном порядке, а также того обстоятельства, что полученный административным ответчиком в 2020 году доход от продажи жилого помещения, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается.
Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В силу положений подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговых баз налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более, который составляет пять лет.
Специальной нормы, в соответствии с которой доходы от продажи жилого помещения, полученного взамен изъятого имущества, в случае его нахождения в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения освобождались бы от обложения налогом на доходы физических лиц, положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено. В этой связи доход, полученный административным ответчиком в 2020 году от продажи жилого помещения, в том числе, в случае его передачи в качестве отступного, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже недвижимого имущества.
На основании подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающем в целом 1 000 000 руб.
Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе на основании подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога производят: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае Терехов Е.В., продав квартиру, находящуюся в его собственности менее пяти лет, с учетом положений пп. 2 п. 1, 2 ст. 220 НК РФ имеет право получить в установленном порядке имущественный налоговый вычет в размере доходов, полученных от его продажи, не превышающем в целом 1 000 000 руб., либо уменьшить сумму своих облагаемых налогов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, а также обязан в срок до 30 апреля 2021 г. представить налоговую декларацию, и в срок до 17 июля 2021 г. уплатить налог на доходы физических лиц по декларации по налогу на доходы физических лиц.
Тереховым Е.В. не исполнена обязанность по предоставлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 в срок до 30 апреля 2021 г., а также не исполнена обязанность по оплате налога на доходы физических лиц по декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год – срок 15 июля 2021 г.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса (п. 6 ст.75 НК РФ).
По результатам проведенной камеральной проверки инспекцией было принято решение № 1078 от 25 февраля 2022 г. и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по НДФЛ за 2020 год, по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДФЛ за 2020 года, в виде штрафа в сумме (данные изъяты) руб., налога НДФЛ к уплате в сумме (данные изъяты) руб., пени в сумме (данные изъяты) за период с 18 апреля 2022 г. по 25 февраля 2022 г.
Решением Управления федеральной налоговой службы по Иркутской области от 10 августа 2022 г. № 26-14/014549 решение инспекции № 1078 от 25 февраля 2022 г. о привлечении к налоговой ответственности Терехова Е. В. за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
В соответствии со статьями 69,70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № 380412708 об уплате налогов, пеней, штрафов по состоянию на 26 апреля 2022 г. со сроком уплаты до 22 июня 2022 г.
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения Инспекции с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № 74 Нижнеилимского района Иркутской области вынесен судебный приказ № Номер изъят от 8 августа 2022 г. о взыскании с Терехова Е.В. спорной задолженности, отмененный 18 августа 2022 г. в связи с поступившими возражениями должника.
Проверяя соблюдение административным истцом установленного законом срока для взыскания задолженности в судебном порядке, судебная коллегия исходит из следующего.
Решение № 1078 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято 25 февраля 2022 г., его копия направлено Терехову Е.В. почтовым отправлением 5 марта 2022 г. (ШПИ (данные изъяты)). Решение вступило в законную силу 18 апреля 2022 г. (расчетная дата от даты фактического получения).
Требование направлено должнику с соблюдением установленного ч. 1 ст. 70 НК РФ трехмесячного срока со дня вступления в законную силу решения налогового органа – 26 апреля 2022 г.
В соответствии с абз. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Сроки, установленные ст. 48 НК РФ административным истцом также соблюдены, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась в пределах шестимесячного срока со дня окончания срока исполнения требования (срок исполнения требования 22 июня 2022 г., заявление о вынесении судебного приказа подано 5 августа 2022 г.), в суд с настоящим административным иском инспекция обратилась 22 декабря 2022 г., то есть также с соблюдением шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного ответчика обязанности по уплате налога на доходы, полученные от продажи жилого помещения, поскольку данное помещение принадлежало ему на основании договора о предоставлении отступного, основаны на неверном толковании закона.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, закреплено, что вместо получения налогового имущественного вычета в соответствии с подп. 1 настоящего пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, при этом отступное не является произведенными расходами, связанными с приобретением этого имущества.
Кроме того, налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2022 год, которая, как указывает заявитель, подтверждает отсутствие у него обязанности по уплате спорной задолженности, подана им 10 мая 2023 г.
При этом доводы возражений административного ответчика связаны с несогласием решения налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки, которая предметом требований настоящего административного иска не является и не может быть подвергнута проверке при рассмотрении настоящего спора.
Довод жалобы о нарушении процессуальных прав Терехова Е.В. в связи с неполучением им судебных извещений правового значения не имеет.
В соответствии со ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (п. п. 67, 68) юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Терехов Е.В. извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления ему судебных извещений по адресу регистрации: <адрес изъят>, который также совпадает с адресом места жительства административного ответчика, указываемым последним в поданных в ходе рассмотрения дела документах. Судебная корреспонденция адресатом получена не была, возвращена в суд по истечении срока её хранения (л.д. 122, 123). Таким образом, Терехов Е.В., отказавшись от получения судебных извещений, распорядился принадлежащими ему правами по своему усмотрению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, верно установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств.
До настоящего времени спорная задолженность административным ответчиком не погашена.
Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, соответствующее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 17 апреля 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Н.Н. Исакова | |
Судьи | О.С. МахмудоваН.А. Шуняева |