НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 26.02.2024 № 2-2622/2023

Судья Довгаль Е.В. УИД 38RS0030-01-2023-003046-76

Судья-докладчик Коваленко В.В. № 33-2006/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2024 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Черемных Н.К.,

судей Коваленко В.В., Шашкиной Е.Н.,

при секретаре Мутиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2622/2023 по исковому заявлению Зобнина Владимира Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно

по апелляционной жалобе Зобнина Владимира Ивановича

апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области

на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2023 года,

УСТАНОВИЛА:

Зобнин В.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее ОСФР по Иркутской области, ответчик), в обоснование исковых требований указал, что является неработающим пенсионером по старости, обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, согласно уведомлению № 048-23-003-4890-0928 от 15 сентября 2023 г. ему отказано в оплате стоимости проезда. Основанием для отказа послужило обращение за компенсацией до истечения двухгодичного периода после предоставления предыдущей компенсации. Считает отказ необоснованным. Находился на отдыхе с 18 августа 2023 г. по 1 сентября 2023 г., к месту отдыха и обратно следовал по маршруту Братск – Новосибирск – Челябинск, Челябинск – Новосибирск - Братск. Предыдущее право использовал, находясь на отдыхе с 8 июля 2021 г. по 20 августа 2021 г., обратился с заявлением об оплате в декабре 2021 года, в возмещении расходов было отказано. Решением суда от 23 марта 2022 г. решение пенсионного органа было отменено, требования удовлетворены. Полагает, что в 2021 году использовано право на проезд с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г., следующее право на компенсацию возникло с 1 января 2023 г. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 30 418 руб.

В связи с чем истец просил суд признать незаконным отказ в выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно; взыскать с ОСФР по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 30 418 руб.

Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. Решение ОСФР по Иркутской области № 048-23-003-4890-0928 от 15 сентября 2023 г. об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно признано незаконным. С ОСФР по Иркутской области в пользу Зобнина В.И. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 28 690 руб. В удовлетворении исковых требований в большем размере истцу отказано.

В апелляционной жалобе Зобнин В.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что тарифы, указанные в проездном документе истца, возмещению не подлежат, поскольку доказательств тому, что включенные в проездной документ таксы относятся к сборам за дополнительные услуги, направленные на повышение комфортности проезда в материалах дела не имеется.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Иркутской области Миронец Н.Н. также выражает несогласие с решением суда. В обоснование доводов жалобы настаивает на том, что период, с которого начинается исчисление двухгодичного срока, определяется датой, предыдущей выплаты компенсации по заявлению пенсионера. Поскольку на основании решения Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. по гражданскому делу№2-589/2022, вступившего в законную силу 4 июля 2022 г., Зобнину В.И. произведена компенсация 1 августа 2022 г. Таким образом, пенсионером получена компенсация за период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г., последующая компенсация может быть произведена истцу не ранее 1 января 2024 г., при этом выплата компенсации за иной период законом не предусмотрена.

В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы истец просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статьи 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее – Правила).

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха и обратно (далее - компенсация).

Согласно пунктам 2, 3 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил.

Согласно пункту 6 Правил компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

В соответствии с пунктом 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

В соответствии с пунктами 100, 101 Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» перевозчик или обслуживающая организация могут предоставлять пассажиру дополнительные услуги повышенной комфортности в полете и на земле. Дополнительные услуги повышенной комфортности, порядок их предоставления и оплаты устанавливаются перевозчиком, если они оказываются перевозчиком, или уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, если они оказываются уполномоченным агентом, обслуживающей организацией, или по соглашению между сторонами, совместно оказывающими услуги.

Согласно Приказу Минтруда России от 18 марта 2016 г. № 118н «Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176», возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости (пункт 9 Разъяснения).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Зобнин В.И. является неработающим пенсионером – получателем страховой пенсии по старости, постоянно проживающим в г. Усть-Илимск, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

7 сентября 2023 г. Зобнин В.И. обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в г. Челябинск и обратно в сумме 30418 руб.

Решением Управления установления социальных выплат ОСФР по Иркутской области от 15 сентября 2023 г. № 048-23-003-4890-0928 Зобнину В.И. отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда по причине обращения пенсионера за компенсацией до истечения двухгодичного периода после предоставления предыдущей компенсации.

Вступившим в законную силу 4 июля 2022 г. решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 23 марта 2022 г. по гражданскому делу № 2-589/2022 по исковому заявлению Зобнина В.И. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления установления социальных выплат Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 048-21-002-6188-7648 от 23 декабря 2021 г. об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; с ответчика в пользу Зобнина В.И. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 25 968,20 руб.

Согласно данным ОСФР по Иркутской области, взысканная по решению суда компенсация расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 25 968,20 руб. была выплачена в августе 2022 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что решение ответчика об отказе Зобнину В.И. в компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно по его заявлению, поданному в августе 2021 года, признано незаконным вступившим в законную силу решением суда, в связи с чем пришел к выводу, что право на следующую компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно возникло у Зобнина В.И. с 1 января 2023 г., в связи с чем отказ Зобнину В.И. в предоставлении компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха в г. Челябинск и обратно в период с 18 августа 2023 г. по 1 сентября 2023 г. признан незаконным.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации, суд исследовал представленные истцом посадочные талоны, маршрутную квитанцию электронного билета № 4212107646379, подтверждающую авиаперелет в салоне экономического класса обслуживания по маршруту Братск – Новосибирск – Челябинск – Новосибирск – Братск, стоимость которого составила 30 418 руб. (стоимость тарифа – 28 690 руб., таксы – 1 728 руб.) и пришел к выводу, что поскольку истцом оплачены дополнительные услуги, в пользу Зобнина В.И. подлежит взысканию компенсация стоимости проезда по маршруту Братск – Новосибирск – Челябинск – Новосибирск - Братск в размере 28 690 руб., отказав во взыскании 1 728 руб.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения ответчика об отказе в выплате компенсации, наличии оснований для взыскания компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы ответчика, в котором представитель настаивает на том, что истец Зобнин В.И. не имеет права на возмещение расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно по причине не истечения двухгодичного периода после предоставления предыдущей компенсации, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, за компенсацией проезда к месту отдыха и обратно за 2020-2021 годы истец обратился 14 декабря 2021 г., с соблюдением правил исчисления двухгодичного срока, установленного п.6 Правил. Исчисление ответчиком двухгодичного срока с даты исполнения пенсионным органом судебного решения, сводится к увеличению установленного законом срока, по истечении которого истец может воспользоваться правом на получение денежной компенсации. При этом реализация права на получение пенсионером соответствующей компенсации не может быть поставлена в зависимость от нарушений, допущенных пенсионным органом при вынесении решения об отказе в выплате компенсации, и не может служить основанием для продления или иного исчисления двухгодичного срока, установленного п.6 Правил.

Таким образом, данный довод апелляционной жалобы ответчика не основан на законе и не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, который всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела по исковому заявлению Зобнина В.И., дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы истца Зобнина В.И. заслуживают внимание в связи со следующим.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации, суд указал, что оплаченная истцом такса на сумму 1 728 руб. является оплатой дополнительных услуг, однако природу данных затрат не определил и не установил. В связи с необходимостью установления юридически значимых обстоятельств, судом апелляционной инстанции сделан запрос в АО «Авиакомпания «Сибирь».

Согласно ответу АО «Авиакомпания «Сибирь» от 9 февраля 2024 г., приобщенного в материалы дела, как новое доказательство, общая стоимость авиабилета № 421 2107646379, приобретенного на имя пассажира Зобнин Владимир, на рейсы АО «Авиакомпания «Сибирь» S7-5216 и S7-5027 от 18 августа 2023 г., S7-5026 от 31 августа 2023 г., S7-5215 от 1 сентября 2023 г. по маршруту Братск – Новосибирск – Челябинск– Новосибирск – Братск составляет 30 418 руб., тариф базовый эконом без багажа – 28 690 руб., плюс аэропортовый сбор RI – 1 728 руб. Аэропортовый сбор RI является обязательным.

В соответствии с приказом министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации.

Таким образом, понесенные истцом расходы на оплату аэропортового сбора не отнесены к неподлежащим возмещению расходам, указанным в Приказе Минтруда России от 18 марта 2016 г. № 118н, а выводы суда об обратном являются ошибочными.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе во взыскании Зобнину В.И. расходов в размере 1 728 руб. не может быть признано законным и подлежит отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении требований.

руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2023 года по данному гражданскому делу отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 1 728 (Одна тысяча семьсот двадцать восемь) руб.

Принять в отмененной части новое решение.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ИНН Номер изъят) в пользу Зобнина Владимира Ивановича (ИНН Номер изъят) в счет компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно расходы по оплате аэропортового сбора в размере 1 728 (Одна тысяча семьсот двадцать восемь) руб.

В остальной части решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 ноября 2023 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Судья – председательствующий Н.К. Черемных

Судьи В.В. Коваленко

Е.Н. Шашкина

Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2024 г.