НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 26.02.2019 № 33А-1460/19

Судья: Газимзянов А.Р.

Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-1460/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск 26 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.

при секретаре Орловой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дёмина А.А. к судебному приставу-исполнителю Слюдянского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Корчагиной И.Г., Слюдянскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об отмене постановления о расчете задолженности

по апелляционной жалобе Дёмина А.А.

на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 16 мая 2008 года мировым судьей судебного участка № 24 Ленинского округа г. Иркутска Сергуновой Т.А., был расторгнут брак между ним и его женой Д.М. 08 августа 2008 года мировым судьей судебного участка № 24 Ленинского округа г. Иркутска Сергуновой Т.А. был выдан исполнительный лист Номер изъят о взыскании с него алиментов на двух несовершеннолетних детей в размере 4826 рублей ежемесячно в пользу взыскателя Д.М., что составляет 48,26 минимальных размеров оплаты труда. В решении было указано, что в качестве минимального размера оплаты труда используется базовая сумма 100 рублей. Несмотря на договоренность о добровольной оплате алиментов исполнительный лист был направлен судебному приставу-исполнителю. Ежемесячно он перечислял Д.М. по 5000 рублей в качестве алиментов. С сентября 2010 года отделом бухгалтерского учета Центральной оперативной таможни, где он проходил государственную службу, стали производится удержания из его заработной платы в размере 70% по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП Петушинского района Владимирской области Ц.Н. Впоследствии ему стало известно о возбуждении судебным приставом-исполнителем Ц.Н. исполнительного производства Номер изъят от 25 мая 2010 года. Исполнительное производство велось с многочисленными нарушениями. В результате судебный пристав-исполнитель Ц.Н. вынесла постановление от 22 сентября 2010 года, в котором указала на проведенную индексацию и установила размер алиментов в сумме 208965,80 рублей ежемесячно, с расчетом задолженности в размере 1253794,80 рублей. Впоследствии из-за подачи им иска данное постановление было отменено старшим судебным приставом-исполнителем Л.А. После этого в марте 2011 года исполнительное производство было прекращено, так как он написал заявление о прекращении производства по делу, его жена написала заявление о возврате исполнительного листа для самостоятельного исполнения, старший судебный пристав Л.А. рассчитал сумму переплаты по алиментам за период с 01 июня 2010 года по 01 марта 2011 года, которая, по его мнению, составила 31300 рублей. Он написал Д.М. расписку о добровольной уплате алиментов. Однако в апреле 2011 года удержания из его заработной платы возобновились. 11 апреля 2011 года было принято новое заявление Д.М. о принятии к исполнению исполнительного листа и расчете задолженности по алиментам с 01 марта 2011 года. Ему стало известно о возбуждении судебным приставом-исполнителем К.Е. исполнительного производства Номер изъят путем удержания по месту работы ежемесячных алиментных платежей в размере 4826 рублей с 01 марта 2011 года. Решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района Владимирской области Перегудовой О.П. от 27 июля 2011 года данное исполнительное производство было прекращено, при этом его заявления о наличии переплаты были проигнорированы. Вместе с тем, размер взыскиваемых алиментов был увеличен до 9222 рублей, что составляет 2 МРОТ ежемесячно, с последующей индексацией пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, начиная со дня вступления в законную силу решения до совершеннолетия детей. Таким образом, в результате сговора его бывшей жены Д.М. с бывшим начальником отдела судебных приставов Петушинского района Л.А. и последовавшим за этим обращением взыскания на его заработную плату в значительно большем размере, чем это было определено в исполнительном документе, возникла значительная переплата по алиментам за период с июня 2010 года по сентябрь 2011 года в размере 64329,94 рублей. В результате с него повторно взысканы значительные суммы алиментов. 13 сентября 2018 года им было получено обжалуемое постановление о расчете задолженности. В оспариваемом постановлении сделан расчет задолженности за период с 23 августа 2017 года по 07 сентября 2018 года на сумму 59932,43 рублей, при этом переплата по алиментам не учтена.

Просил отменить постановление о расчете задолженности от 07 сентября 2018 года судебного пристава-исполнителя Слюдянского РОСП УФССП России по Иркутской области Корчагиной И.Г. на сумму 59932,43 рублей; приостановить исполнительное производство Номер изъят-ИП от 03 августа 2018 года; восстановить срок подачи заявления, так как постановление было получено им 13 сентября 2018 года.

Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Дёмин А.А., выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение, исключая рассмотрение дела судьями Газимзяновым А.Р., Яматиной Е.Н., Казариной Н.А.

Приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Указывает, что судьей был проигнорирован его расчет переплаты алиментов за период 01.06.10 - 11.08.11 на сумму 65832,02 руб., кроме того, судом полностью проигнорированы подтверждающие документы по данной переплате.

В возражении на апелляционную жалобу Д.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании Демин А.А., доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 226 КАС РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и свободы заявителя.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Вопросы определения задолженности по алиментам регламентируются статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой, взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (ч. 1).

Размер задолженности по алиментам определяется судебным приставом исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (часть 3).

Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающей, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 данного Кодекса трехлетнего срока, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 года № ЮЗЗ-О-О направлено на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений.

В п. 1 ст. 117 Семейного кодекса РФ указано, что индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, исполнительный документ (копия исполнительного документа), производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление

Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 августа 2018 года судебным приставом-исполнителем Слюдянского РОСП УФССП России по Иркутской области Я.Н. на основании исполнительного листа Номер изъят от 27 июля 2018 года, выданного мировым судьей судебного участка № 81 Слюдянского района Иркутской области по делу Номер изъят, решение по которому вступило в законную силу 23 августа 2017 года, было возбуждено исполнительное производство Номер изъят-ИП в отношении должника Дёмина А.А. в пользу взыскателя Д.М., предмет исполнения - алименты на содержание детей в размере 4472,50 рублей в твердой денежной сумме ежемесячно (л.д. 111-113).

В исполнительном листе Номер изъят от 27 июля 2018 года, выданном мировым судьей судебного участка № 81 Слюдянского района Иркутской области по делу Номер изъят, решение по которому вступило в законную силу 23 августа 2017 года, указано следующее: снизить установленный судом размер алиментов, взыскиваемых по исполнительному листу серии ВС Номер изъят, выданному 23 января 2015 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Петушки и Петушинского района Владимирской области с Дёмина А.А. в пользу Д.М. на содержание несовершеннолетних детей - сына Д.В., Дата изъята года рождения, дочери Д.И., Дата изъята года рождения. Взыскивать ежемесячно с Дёмина А.А., Дата изъята года рождения, уроженца <адрес изъят>, проживающего по адресу: <адрес изъят>, не работающего, в пользу Д.М., проживающей по адресу: <адрес изъят> алименты на содержание несовершеннолетних детей сына Д.В., Дата изъята года рождения, дочери Д.И., Дата изъята года рождения в твердой денежной сумме в размере 8945 рублей, что составляет одну величину прожиточного минимума, установленного для детей по Владимирской области с последующей индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума, начиная со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу и до достижения ребенком Д.В. совершеннолетия. После чего размер алиментов на содержание ребенка-Д.И. определить в размере 4472,50 рублей, что составляет половину величины прожиточного минимума, установленного для детей по Владимирской области, с последующей индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума. Исполнительный лист серии ВС Номер изъят, выданный 23 января 2015 года мировым судьей судебного участка № 1 города Петушки и Петушинского района Владимирской области истребовать и хранить в материалах дела (л.д. 109-110).

Из постановления правительства Владимирской области № 905 от 27 октября 2017 года следует, что прожиточный минимум для детей на 3 квартал 2017 года-9731 рубль (л.д. 116).

Из постановления правительства Владимирской области № 110 от 22 февраля 2018 года следует, что прожиточный минимум для детей на 4 квартал 2017 года-9047 рубль (л.д. 117).

Из постановления правительства Владимирской области № 330 от 26 апреля 2018 года следует, что прожиточный минимум для детей на 1 квартал 2018 года-9402 рубль (л.д. 118).

Из постановления правительства Владимирской области № 567 от 30 июля 2018 года следует, что прожиточный минимум для детей на 2 квартал 2018 года-9911 рубль (л.д. 119).

07 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем Слюдянского РОСП УФССП России по Иркутской области Корчагиной Е.Г. было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 23 августа 2017 года по 07 сентября 2018 года, которая, принимая во внимание взыскание алиментов в твердой денежной сумме, прожиточный минимум Владимирской области, где проживает Д.М., составила 59932,43 рублей. Указано, что копия данного постановления получена Деминым А.А. 13 сентября 2018 года (л.д. 120-121).

Постановление о расчете задолженности по алиментным обязательствам в рамках исполнительного производства вынесено в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, уполномоченным лицом и оснований для признания его незаконным и отмены не имеется, произведенный расчет задолженности действующему законодательству не противоречит.

При этом административный истец Демин А.А. указал, что после возбуждения в отношении него исполнительных производств Номер изъят и Номер изъят возникла значительная переплата по алиментам за период с июня 2010 года по сентябрь 2011 года в размере 64329,94 рублей, которая должна быть учтена судебным приставом при данном расчете.

Как было верно установлено судом первой инстанции, исполнительное производство Номер изъят было окончено, так как исполнительный документ был отозван взыскателем, а исполнительное производство Номер изъят было прекращено на основании решения суда в связи с изменением размера алиментов. При этом, каких-либо сведений о наличии переплаты в указанных исполнительных производства не имеется, доказательств данного факта административным истцом Деминым А.А. суду первой инстанции не было представлено, как и не было представлено в суд апелляционной инстанции.

Действия судебных приставов-исполнителей в ходе данных исполнительных производств незаконными не признавались, взыскание производилось на основании судебных актов, вступивших в законную силу.

Судом первой инстанции верно было отмечено, что в случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Также было верно отмечено, что добровольная оплата алиментных обязательств производилась должником Деминым А.А. в ноябре 2016 года, что следует из пояснений административного истца Демина А.А. в судебном заседании.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 6 июня 2016 года № 1417-О, по смыслу статьи 38 Конституции Российской Федерации, а также с учетом части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» об обязательности судебных постановлений родители обязаны самостоятельно и добровольно выполнять обязательства по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних детей, в том числе так, как они на основании закона определены судебным решением (соглашением об уплате алиментов).

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Таким образом, обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, сохраняется до совершеннолетия ребенка.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Судебная коллегия, как и суд первой инстанции, приходит к выводу, что доводы административного истца Демина А.А. о преступном сговоре его бывшей жены Д.М. с начальником отдела судебных приставов по г. Петушки и Петушинскому району Владимирской области Л.А., о наличии в действиях данных лиц и иных лиц составов преступлений, являются голословными, какими-либо доказательствами, материалами гражданского дела, исполнительных производств не подтверждены.

Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года, по административному исковому заявлению Дёмина А.А. к судебному приставу-исполнителю Слюдянского РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Корчагиной И.Г., Слюдянскому РОСП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об отмене постановления о расчете задолженности, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи: Р.И. Харин

Е.Г. Бутина