Судья Глухова Т.Н.
Судья-докладчик Трофимова Е.Н. по делу 33-11672/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Васильевой И.Л. и Трофимовой Е.Н.,
при секретаре Бочкаревой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, Иркутской области и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ООО «Импульс» об обязании выполнить требования природоохранного законодательства,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Импульс» на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 июля 2017 года,
установила:
В обоснование исковых требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства арендаторами лесных участков при ведении хозяйственной деятельности по заготовке древесины на территории Усть-Илимского района Иркутской области, в том числе Обществом с ограниченной ответственностью «Импульс».
24.11.2011 Агентство лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству с ООО «Импульс» заключен договор аренды лесного участка № 91-442/11.
Согласно договору № 91-442/11, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью (данные изъяты) имеющий местоположение: (данные изъяты)
Соответствующий лесной участок передан по договору аренды для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме (данные изъяты)
В нарушении природоохранного законодательства, проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Импульс», не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов.
Проект освоения лесов не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Кроме того, указанная ведомость лесотаксационных выделов должна иметь в своем составе тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов. Указанная тематическая лесная карта в проекте освоения лесов ООО «Импульс» отсутствует.
Истец просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Импульс»:
разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-442/11 от 24.11.2011, отразив их в проекте освоения лесов в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91- 442/11 от 24.11.2011г. в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
привести в соответствие с действующими нормативами, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. №161, сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках, отраженные в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка №91-442/11 от 24.11.2011, в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
изготовить тематическую лесную карту, отображающую места размещения пожарной техники, оборудования, инвентаря в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка №91-442/11 от 24.11.2011г. в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
изготовить тематическую лесную карту, отображающую пространственное размещение лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка №91-442/11 от 24.11.2011г., в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
отразить в проекте освоения лесов, разработанном в отношении лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка № 91-442/11 от 24.11.2011г. ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, а также изготовить тематическую лесную карту, отображающую их пространственное размещение в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 июля 2017 года Исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Импульс» Стрельченко И.Н. просит решение суда изменить в части установленного судом срока для исполнения возложенных на ответчика обязанностей и установить указанный срок в размере 15 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Общество не отказывается выполнять требования природоохранного законодательства. На основании планирования финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год ответчик просил суд установить срок для исполнения обязательств до 15 месяцев, что позволит подготовить документы и аккумулировать денежные средства для внесения изменений в проект освоение лесов, а также согласовать сроки и возможности выполнения работ по внесению изменений в проект освоения лесов ФГУП Прибайкаллеспроект Рослесинфорг.
В апелляционной жалобе также указано, что Усть-Илимский городской суд Иркутской области удовлетворил иск по гражданскому делу № 2-1908/2017 Усть-Илимского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Импульс» о взыскании ущерба, причиненного в 2013, 2014, 2015 годах окружающей среде - животному миру и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка в размере 742 101,99 рублей, что для субъекта малого предпринимательства является значительной суммой. Одновременное изъятие средств из оборота на проектирование и возмещение ущерба может повлечь непоправимые последствия для деятельности предприятия.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, Иркутской области и неопределенного круга лиц Кильдияров Р.А. полагает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не сообщивших о причинах неявки.
Заслушав доклад судьи Трофимовой Е.Н., исследовав материалы дела, заслушав прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой 28.01.1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они сосуществуют.
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).
Статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное).
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
При этом, в силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» животные и другие организмы, их генетический фонд, а также водные объекты являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира, и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также водных объектов должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного и водного мира.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
В силу ст. 3 Водного Кодекса РФ к основным принципам водного законодательства относится значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны водных объектов перед их использованием, при этом использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Водоохранными зонами в соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу ст. 104 Лесного кодекса РФ в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; создание и эксплуатация лесных плантаций; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
В соответствии с п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог. При этом необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки.
Статьей 88 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Разделом 10 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» установлены мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, подлежащие обязательному включению в состав проекта освоения лесов: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение № 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В соответствии с разделом 6.1 проекта освоения лесов, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов устанавливаются на основании специальных обследований, проектов использования водных объектов.
Схемы (проекты) комплексного использования и охраны водных объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов и реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод. Соответствующая схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки, разработана и утверждена Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, определяющая, в том числе порядок использования водных объектов, расположенных в бассейне реки Ангара.
На основании ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
Предупреждением лесных пожаров является противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (п.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч.5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров - это приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. N 161.
На основании п.9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов лесопользователя должен включать раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов», который должен содержать сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
В соответствии со ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение распространения вредных организмов (ст. 60.3 Лесного кодекса РФ).
Предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 60.7 Лесного кодекса РФ).
Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 сентября 2016 г. № 470 (далее - Правила).
В соответствии с п.п. 16, 17 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Правила ликвидации очагов вредных организмов утверждены Приказом Минприроды России от 23.06.2016 № 361 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: проведение обследований очагов вредных организмов; уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества); рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
Пунктом 9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении и состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» предусмотрено, что раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов лесопользователя должен содержать обоснование и характеристику видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарнооздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарнооздоровительные мероприятия (приложения N 17-19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В соответствии со ст. 61 Лесного кодекса РФ воспроизводство лесов включает в себя уход за лесами.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время Правила ухода за лесами установлены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 185.
В соответствии с п.9 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов должен содержать ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Так, в соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО «Импульс» зарегистрировано 22.03.2010, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером Номер изъят и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области.
24.11.2011 между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель) и ООО «Импульс» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 91-442/11. Согласно договору № 91-442/11, арендатор получил во временное возмездное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью (данные изъяты), имеющий местоположение: (данные изъяты)
Соответствующий лесной участок передан по договору аренды для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины в объеме (данные изъяты).
Заготовка древесины на указанном лесном участке ведется Обществом в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение экспертизы, утвержденное распоряжением руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 02.02.2012 г. № 128-ра.
При этом территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины Обществом, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Удовлетворяя исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, Иркутской области и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение вышеуказанных требований закона, проект освоения лесов, переданных в аренду ООО «Импульс», не содержит перечни конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира и водных объектов, не имеет ведомости лесотаксационных выделов, в которой содержатся конкретные мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов. Тематическая лесная карта в проекте освоения лесов ООО «Импульс», содержащая пространственное размещение конкретных мест мероприятий по охране животного мира и водных объектов в данном проекте отсутствует.
Приложение № 14 проектов освоения лесов (сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках) арендатора, не соответствует действующим нормативам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 т. N 161.
На участке, предоставленном в пользование в соответствии с договором аренды лесного участка от 24.11.2011г. № 91-442/11 общей площадью (данные изъяты) с преобладанием хвойных пород, в проекте освоения лесов указано на наличие 1 лесопожарной машины, при действующих нормативах - 2 мобильных средства пожаротушения, 1 съемной цистерны, резиновых емкостей для воды объемом 1000-1500 литров при требуемых нормативах 2 шт., 1 воздуходувка при действующих нормативах - 5 шт., 1 трактора с плугом или иным почвообрабатывающим орудием при действующих нормативах - 3, 1 бульдозера при требуемых нормативах - 2, отсутствие сведений о необходимости наличия катера речного грузоподъемностью не менее 2 тонн, несоответствие количества иного оборудования, снаряжения, инвентаря действующим нормативам. Кроме того, в проекте освоения лесов отсутствует тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.
В проекте освоения лесов отсутствует ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17- 19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), а также ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственного размещения (тематическая лесная карта).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие ответчика ООО «Импульс», выразившееся в невыполнении обязанности по разработке мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, Иркутской области в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и неопределенного круга лиц, в том числе право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 52 Конституцией РФ, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в пожароопасный период.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, возложил на ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений, в частности по разработке конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, предоставленного в пользование в соответствии с договором аренды, в соответствии с действующим законодательством, в срок 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда первой инстанции судебная коллегия согласилась, поскольку оно соответствует нормам материального права, и основывается на выводах суда об установленных обстоятельствах при правильной оценке собранных по делу относимых и допустимых доказательств.
При этом доводы апелляционной жалобы об изменении решения суда в части увеличения срока, установленного судом для исполнения возложенных на ответчика обязанностей до 15 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия отклоняет, поскольку срок установленный судом для выполнения указанных требований является разумным и справедливым. Представителем ответчика не указаны причины в связи с которыми можно сделать вывод о невозможности ответчика исполнить решение суда в установленный срок.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 13 июля 2017 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья - председательствующий С.С. Амосов
Судьи И.Л. Васильева
Е.Н. Трофимова