Судья Родионова Т.А. по делу № Номер изъят
Судья-докладчик Егорова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего (данные изъяты)М.,
судей (данные изъяты)
при секретаре (данные изъяты)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер изъят по иску Главы Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) к Думе Новоигирминского городского поселения о возмещении вреда
по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе Главы Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) Н.И. на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2022 года,
установила:
в обоснование исковых требований истец указал, что являлся Главой Новоигирминского городского поселения с 23.09.2015 по 23.09.2020. Постановлением правительства Иркутской области от 19.06.2019 № 486-пп «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп.
В связи с чем, Министерством труда и занятости Иркутской области направлено письмо от 26.08.2019 исх. № 02-74-5618/19 «О нормативах формирования расходов на оплату труда», рассчитанных с учетом вступления в силу с 01.07.2019 постановления Правительства Иркутской области от 19.06.2019 № 486-пп.
Администрация Новоигирминского городского поселения письмом от 18.10.2019 исх.№ 1623 направила в Думу Новоигирминского городского поселения расчет оплаты труда главы Новоигирминского городского поселения в размере 134 664,60 руб. в месяц, из утвержденных Министерством труда и занятости Иркутской области (данные изъяты) руб. в месяц, для рассмотрения и принятия на заседании Думы Новоигирминского городского поселения. Дума Новоигирминского городского поселения указанный вопрос рассматривать не стала.
Постановлением Правительства Иркутской области от 26.12.2019 № 1127-пп внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп.
В связи с чем, Министерством труда и занятости Иркутской области направлено письмо от 17.01.2020 исх. № 02-74-223/20 «О направлении нормативов численности работников, нормативов формирования расходов на оплату труда», рассчитанных с учетом постановления Правительства Иркутской области от 26.12.2019 №1127-пп, в соответствии с которыми расчет на оплату труда главы Новоигирминского городского поселения составил (данные изъяты). в месяц (2 330 724 в год / 12 месяцев).
Администрация Новоигирминского городского поселения письмом от 21.01.2020 исх. № 62 направила в Думу Новоигирминского городского поселения расчет оплаты труда главы Новоигирминского городского поселения в размере (данные изъяты) руб. в месяц, из утвержденных Министерством труда и занятости Иркутской области (данные изъяты) руб. в месяц, для рассмотрения и принятия на заседании Думы Новоигирминского городского поселения. Дума Новоигирминского городского поселения вновь данное решение не приняла.
В мае 2020 года вопрос об оплате труда главе Новоигирминского городского поселения повторно был включен в повестку заседания Думы Новоигирминского городского поселения (в размере (данные изъяты) руб. в месяц). Указанный вопрос снова не был принят Думой Новоигирминского городского поселения.
23.09.2020 (данные изъяты) Н.И. был вновь избран Главой Новоигирминского городского поселения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп.
В связи с чем, Министерством труда и занятости Иркутской области направлено письмо от 25.12.2020 исх.№ 02-74-7966/20 «О нормативах формирования расходов на оплату труда, нормативах численности», рассчитанных с учетом постановления Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп, в соответствии с которыми расчет на оплату труда главы Новоигирминского городского поселения составил (данные изъяты) руб. в месяц ((данные изъяты)).
Администрация Новоигирминского городского поселения в очередной раз письмом от 14.01.2021 исх. № 29 обратилась в Думу Новоигирминского городского поселения об установлении оплаты труда главы Новоигирминского городского поселения в размере (данные изъяты) руб. в месяц из утвержденных Министерством труда и занятости Иркутской области 193 424,50 руб. в месяц. Решение по данному вопросу Дума Новоигирминского городского поселения снова не приняла (из 12 депутатов - 5 депутатов проголосовали против).
После довыборов двух депутатов в Думу Новоигирминского городского поселения в мае 2021 года администрация Новоигирминского городского поселения вышла с вопросом об установлении оплаты труда главы Новоигирминского городского поселения в размере 165 060 руб. в месяц из утвержденных Министерством труда и занятости Иркутской области 193 424,50 руб. в месяц, что подтверждается письмом от 07.06.2021 исх. № 675. Указанный вопрос Думой Новоигирминского городского поселения снова не был принят.
Учитывая то, что в настоящий момент в Думе Новоигирминского городского поселения 14 депутатов, 6 из которых имеют личную неприязнь к истцу по разным причинам, истец считает, что вопрос об установлении оплаты труда ему, как главе Новоигирминского городского поселения, добровольно принят не будет. Так как эти 6 депутатов тем или иным образом связаны с выборами главы Новоигирминского городского поселения 13.09.2020, по результатам которых они проиграли выборы с большим разрывом и теперь, когда неоднократно встает вопрос об установлении оплаты труда истцу, эти депутаты категорически отклоняют этот вопрос.
Истец полагает, что Дума Новоигирминского городского поселения ущемляет права и гарантии истца, как выборного должностного лица, нарушает вступившие в силу постановление Правительства Иркутской области, Закон Иркутской области от 17.12.2008 №122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», то есть фактически умышленно наносит истцу вред.
Норматив расходов на оплату труда главы муниципального образования устанавливается Министерством труда и занятости Иркутской области, так как бюджет муниципального образования является дотационным (п. 2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ). При расчете норматива формирования расходов на оплату труда главы муниципального образования ключевое значение имеет численность населения муниципального образования, а также статус соответствующего муниципального образования (городское или сельское), количество исполняемых полномочий, закрепленных за муниципальным образованием Федеральным законом Российской Федерации от 6.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На данный момент оплата труда главы Новоигирминского городского поселения составляет 120 004,94 руб. в месяц, что гораздо меньше установленной Министерством труда и занятости Иркутской области оплаты труда главы Березняковского сельского поселения, который получает 127 400 руб. в месяц при численности населения Березняковского сельского поселения 1620 человек, а в Новоигирминском городском поселении численность населения составляет 9112 человек.
Истец просил суд обязать Думу Новоигирминского городского поселения возместить ему вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) Думы Новоигирминского городского поселения, в размере 1 079 169,28 руб. за счет средств бюджета Новоигирминского муниципального образования.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2022 года Главе Новогирминского городского поселения (данные изъяты) отказать в удовлетворении исковых требований к Думе Новоигирминского городского поселения о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) Думы Новоигирминского городского поселения, в размере 1079169,28 руб. за счет средств бюджета Новоигирминского муниципального образования - отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе Глава Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) Н.И. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, приводит доводы, указанные в исковом заявлении, дополнительно указывает на несогласие с выводом суда о том, что направляемые в муниципальные образования Министерством труда и занятости Иркутской области письма о нормативах формирования расходов на оплату труда мэра и глав муниципальных образований Нижнеилимского района нормативно-правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер, поскольку он ссылался на Постановления Правительства Иркутской области, издаваемые в период с 2019 года по 2020 год «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления», в соответствии с которыми Министерством труда и занятости Иркутской области и были внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Не согласен с выводом суда об отказе в принятии признания председателем Думы Новоигирменского городского поселения Алиевым В.З. исковых требований, поскольку это противоречит п.п. 2 ч. 5 ст. 30 и п. 6 ст. 28 Устава Новоигирменского муниципального образования. Председатель Думы представляет интересы Думы и действует от ее имени, что не противоречит закону.
Указывает на несогласие с выводом суда о том, что в состав расходов, предусмотренных на обеспечение деятельности Думы поселения, денежное содержание Главы поселения не входит, в связи с чем, к Думе поселения не может быть применена такая мера воздействия как возмещение причиненного истцу ущерба вследствие причиненных ему убытков, так как данный вывод противоречит ст. 1069 ГК РФ.
Дополнительно указывает, что федеральный законодатель наделил высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием устанавливать нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. Во исполнение вышеназванных федеральных и региональных нормативно-правовых актов, Администрация Новоигирминского городского поселения неоднократно обращалась в Думу Новоигирминского городского поселения с вопросом об установлении оплаты труда Главе Новоигирминского городского поселения в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Иркутской области. Вопрос об установлении оплаты труда главе принят не был.
Считает, что Думой Новоигирминского городского поселения нарушены его права и не соблюдены интересы, как главы муниципального образования, получающего заработную плату за счет средств соответствующего бюджета, в котором имеется доля межбюджетных трансфертов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу председатель Думы Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) В.З. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Новоигирминского муниципального образования (данные изъяты) Н.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле: истец (данные изъяты) Н.И., представитель ответчика Думы Новоигирминского городского поселения – председатель (данные изъяты) В.З., представитель администрации Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) Н.В., заблаговременно извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК ПРФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Егоровой О.В., изучив дело, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней, по следующим основаниям.
Статья 17 Конституции Российской Федерации устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, тем самым закрепляет общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В силу положений ч.ч. 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области» устанавливает основные правовые, социальные, материальные, организационные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления) и выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области при осуществлении их полномочий.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз финансирование осуществления гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.
При определении размеров указанного финансирования муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные Правительством Иркутской области нормативы формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления и содержание органов местного самоуправления.
Согласно правил ст. 8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 122-оз выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
Представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.
В соответствии со ст. 22 Устава Новоигирминского муниципального образования, структуру органов местного самоуправления составляют органы, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения: Глава Новоигирминского муниципального образования – Глава городского поселения; Дума Новоигирминского муниципального образования – Дума городского поселения; Администрация Новоигирминского муниципального образования (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) – Администрация городского поселения; Контрольно-счетный орган Новоигирминского муниципального образования.
Глава поселения является высшим должностным лицом Поселения, избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет (ст. 22 Устава).
Дума поселения состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах, и осуществляет полномочия в коллегиальном составе (ст. 28 Устава)
Решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности Депутатов Думы поселения, если иное не установлено Федеральным законом 131-ФЗ (ст. 51 Устава).
В соответствии со ст. 45 Устава предусмотрено, что в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Думы поселения, в соответствии с законодательством и настоящим Уставом для выборного должностного лица, осуществляющего полномочия на постоянной основе, устанавливается оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат с выплатой районных коэффициентов, и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Нижнеилимского района №60/1163 от 22.09.2015 «О регистрации избранного главы муниципального образования «Новоигирминское городское поселение» и в соответствии со ст. 25 Устава Новоигирминского муниципального образования» Сотников Н.И. с 23.09.2015 вступил в должность и принял на себя полномочия главы Новоигирминского муниципального образования (распоряжение №163 от 23.09.2015 на л.д.14).
На основании Решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии № 185/1398 от 21.09.2020 «О регистрации избранного главы муниципального образования «Новоигирминское городское поселение» и в соответствии со ст. 25 Устава Новоигирминского муниципального образования» (данные изъяты) Н.И. с 25.09.2020 вступил в должность и принял на себя полномочия главы Новоигирминского муниципального образования (распоряжение №112 от 25.09.2020 на л.д.15).
Согласно представленному суду расчету, истец просил взыскать денежные средства в счет возмещения причиненного ему вреда за период с 1.07.2019 по 1.11.2021. В указанный период времени в Постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2014 №599-пп вносились изменения Постановлениями Правительства Иркутской области от 19.06.2019 № 486-пп, от 11.11.2019 № 924-пп, от 22.11.2019 № 973-пп, от 26.12.2019 №1127-пп, от 11.03.2020 № 141-пп.
Истец указывает на то, что 18.10.2019 Администрация поселения обращалась в Думу поселения с просьбой рассмотреть на очередном заседании Думы вопрос об установлении оплаты труда Главе поселения согласно нормативу формирования расходов на оплату труда Главы поселения на 2019 год, установленному Министерством труда и занятости Иркутской области (л.д. 17), представив информационное письмо Министерства труда и занятости Иркутской области от 26.08.2019 №02-74-5618/19, в соответствии с которым годовой норматив формирования расходов на оплату труда главы МО на 2019 года составляет (данные изъяты) руб. Согласно представленному в Думу расчету, оплата труда Главы поселения составляет (данные изъяты) руб., тогда как с учетом повышения должна составлять (данные изъяты) руб. (л.д. 21).
21.01.2020 Администрация поселения обращалась в Думу поселения с просьбой рассмотреть на очередном заседании Думы вопрос об установлении оплаты труда Главе Поселения согласно нормативу формирования расходов на оплату труда Главы Поселения на 2020 год, установленному Министерством труда и занятости Иркутской области (л.д. 22), представив информационное письмо Министерства труда и занятости Иркутской области от 17.08.2020 №02-74-213/20, в соответствии с которым годовой норматив формирования расходов на оплату труда главы МО на 2020 года составляет (данные изъяты) руб. (л.д. 23-25). Согласно представленному в Думу расчету, оплата труда Главы Поселения с учетом повышения должна составлять (данные изъяты) руб. (л.д. 26-27).
14.01.2021 Администрация поселения обращалась в Думу поселения с просьбой рассмотреть на очередном заседании Думы вопрос об установлении оплаты труда Главе поселения согласно нормативу формирования расходов на оплату труда Главы поселения на 2021 год, установленному Министерством труда и занятости Иркутской области (л.д. 28), представив информационное письмо Министерства труда и занятости Иркутской области от 25.12.2020 №02-74-7966/20, в соответствии с которым годовой норматив формирования расходов на оплату труда главы МО на 2021 года составляет (данные изъяты) руб. (л.д.29-30). Согласно представленному в Думу расчету, оплата труда Главы поселения составляет (данные изъяты) руб., тогда как с учетом повышения должна составлять (данные изъяты) руб. (л.д. 31, 32-34).
7.06.2021 Администрация поселения обращалась в Думу поселения с просьбой рассмотреть на очередном заседании Думы вопрос об установлении оплаты труда Главе Поселения согласно нормативу формирования расходов на оплату труда Главы поселения на 2021 год, установленному Министерством труда и занятости Иркутской области (л.д. 35), представив информационное письмо Министерства труда и занятости Иркутской области от 25.12.2020 №02-74-7966/20, в соответствии с которым годовой норматив формирования расходов на оплату труда главы МО на 2021 года составляет (данные изъяты) руб. (л.д. 36-37). Согласно представленному в Думу расчету, оплата труда Главы поселения составляет (данные изъяты) руб., тогда как с учетом повышения должна составлять (данные изъяты) руб. (л.д. 38, 39-41). Кроме того, в Думу поселения был представлен проект решения Думы, согласно которому должностной оклад Главе поселения должен быть установлен в размере (данные изъяты) руб., с приложением пояснительной записки (л.д. 42-44, 45-47).
Разрешая заявленные требования и установив, что при определении финансирования гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления для дотационных муниципальных образований размер финансирования не может превышать установленные Правительством Иркутской области нормативы формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления и содержание органов местного самоуправления, устанавливающие верхний предел, который превышать нельзя, суд первой инстанции исходил из того, что направляемые в муниципальные образования Министерством труда и занятости Иркутской области информационные письма о нормативах формирования расходов на оплату труда мэра и глав муниципальных образований Нижнеилимского района (л.д. 17-18, 23-25, 29-30) нормативно-правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер, поскольку из содержания этих писем не следует какого-либо указания на то, что они обязательны к применению, в том числе для представительного органа муниципального образования, учитывая, что представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также то, что указанный закон требований об обязательном применении рассчитанных Министерством труда и занятости Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп нормативов при определении размера оплаты труда выборных лиц местного самоуправления ниже верхнего предела не содержит.
Таким образом, исходя из того, что в соответствии со ст. 8 Закона Иркутской области от 17.12.2008 №122-оз представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также то, что указанный закон требований об обязательном применении рассчитанных Министерством труда и занятости Иркутской области на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2014 №599-пп нормативов при определении размера оплаты труда выборных лиц местного самоуправления ниже верхнего предела не содержит, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с тем, что направляемые в муниципальные образования Министерством труда и занятости Иркутской области письма о нормативах формирования расходов на оплату труда мэра и глав муниципальных образований Нижнеилимского района нормативно-правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер, поскольку истец ссылался на Постановления Правительства Иркутской области, издаваемые в период с 2019 года по 2020 год «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления», в соответствии с которыми Министерством труда и занятости Иркутской области и были внесены изменения в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, по мнению судебной коллегии, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права, правильно примененных судом первой инстанции. По сути, данные доводы были предметом заявленных исковых требований и судом первой инстанции им дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
В соответствии с положением ст. 53 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 53 Закона № 131).
Согласно части 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, содержащихся в п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, которыми предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе с соблюдением ограничений, содержащихся в п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, то есть не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В статье 8 Закона Иркутской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области" от 17.12.2008 № 122-оз определены гарантии по оплате труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего полномочия на постоянной основе. Выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на постоянной основе, за счет средств соответствующего местного бюджета производится оплата труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а также денежного поощрения и иных дополнительных выплат, установленных нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок, определенных в соответствии с законодательством.
Представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет размеры и условия оплаты труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, с соблюдением установленных законодательством требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции применительно к способу защиты права о том, что истец, предъявляя настоящие исковые требования, фактически не согласен с тем, что Дума поселения не принимает положительного решения по вопросу изменения размера оплаты его труда, при этом учитывая то, что отношения, связанные с оплатой труда глав муниципальных образований Иркутской области, вопросы установления конкретных видов и размеров выплат постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп не регламентированы, и то, что в состав расходов, предусмотренных на обеспечение деятельности Думы поселения, денежное содержание Главы поселения не входит, и, соответственно к Думе поселения не может быть применена такая мера воздействия как возмещение причиненного истцу ущерба вследствие причиненных ему убытков.
Довод апелляционной жалобы заявителя о несогласии с выводом суда первой инстанции об отказе в принятии признания председателем Думы Новоигирминского городского поселения (данные изъяты) В.З. исковых требований, поскольку это противоречит п.п. 2 ч. 5 ст. 30 и п. 6 ст. 28 Устава Новоигирминского муниципального образования, так как председатель Думы представляет интересы Думы и действует от ее имени, что не противоречит закону, судебная коллегия отклоняет, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства, так как суд обоснованно указал на то, что разрешение вопроса об определении размера оплаты труда Главы поселения отнесено к компетенции Думы поселения и такое решение принимается Думой коллегиально. Председатель Думы (данные изъяты) В.З. не компетентен единолично соглашаться с требованиями истца, без учета мнения депутатов Думы, что противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 14 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Е.М. Жилкина
Судьи
П.А. Сазонов
О.В. Егорова
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 01.06.2022.