НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 25.04.2019 № 33-2877/19

Судья Томилко Е.В.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-2877/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Жилкиной Е.М. и Коваленко В.В.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» о признании решения незаконным, признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины

по апелляционной жалобе ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2019 года,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» о признании решения незаконным, признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, о возложении обязанности назначения ежемесячной денежной выплаты, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины, указав в обоснование иска, что 13.11.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области». Ответчик письменным уведомлением от 15.11.2018 отказал ей в назначении ежемесячной денежной выплаты, в связи с отсутствием условий для назначения и предоставления выплаты, установленных ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».

Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным.

Она зарегистрирована по месту жительства в г. Тулуне Иркутской области. 12.11.2014 в соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях» ей назначена пенсия по старости. На момент подачи заявления в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» она проживала на территории Иркутской области, являлась неработающим пенсионером, поскольку 12.01.2018 в установленном законом порядке прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. При обращении в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» ею предоставлены все необходимые документы о наличии страхового (трудового) стажа, составляющего на момент обращения с заявлением 34 года 10 месяцев 16 дней.

На основании изложенного, ФИО1 просила суд признать право на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области»; признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» (поименованное как уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты) от 15.11.2018 № 07-9221; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» назначить ежемесячную денежную выплату с 01.12.2018; взыскать с ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 11.01.2019 исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал решение (поименованное как уведомление об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты) ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» № 07-9221 от 15.11.2018 незаконным; признал право ФИО1 на назначение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области»; возложил на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» обязанность назначить ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» с 01.12.2018; взыскал с ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Не согласившись с решением суда, директор ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз, выплата назначается проживающим на территории Иркутской области неработающим пенсионерам, получающим страховую пенсию по старости при наличии у них страхового стажа, учтенного при назначении выплаты, не менее 34 лет для женщин. Согласно трудовой книжке, ФИО1 после 29.03.2002 не осуществляла трудовую деятельность, в связи с чем стаж работы ФИО1 индивидуальным предпринимателем не может быть учтен при расчете страхового стажа. Согласно справке УПФ РФ в г. Тулуне от 22.06.2018, страховой стаж ФИО1, учтенный при установлении страховой пенсии, составляет 30 лет 9 месяцев 4 дня, что менее установленного Законом Иркутской области, необходимого для назначения доплаты.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от ФИО1, которая просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дне и времени рассмотрения спора надлежащим образом.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя истца ФИО3, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», в соответствии с настоящим Законом ежемесячная денежная выплата назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам из числа следующих категорий:

Получающим страховую пенсию по старости при наличии у них страхового (трудового) стажа, учтенного при назначении ежемесячной денежной выплаты, не менее 39 лет для мужчин и не менее 34 лет для женщин.

В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», выплата назначается на основании заявления гражданина или его представителя, поданного в расположенное по месту жительства гражданина государственное учреждение области, подведомственное уполномоченному органу и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Для назначения выплаты необходимы следующие документы:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;

-документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;

- трудовая книжка гражданина;

- документ, выданный территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий сведения о назначении пенсии и продолжительности страхового стажа гражданина, учтенного при назначении пенсии, - для граждан, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона;

- документы, подтверждающие наличие страхового (трудового) стажа в случае отсутствия у гражданина трудовой книжки либо отсутствия у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о наличии отдельных периодов страхового стажа (справки, выданные в установленном порядке уполномоченными органами (организациями); документы о выслуге лет, выданные органами государственной власти и органами местного самоуправления; вступившие в законную силу решения судов об установлении трудового стажа, акты комиссий по установлению стажа в случае утраты документов в результате чрезвычайных ситуаций; иные документы в соответствии с законодательством).

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно п. 2 которых в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, решением ГУ – УПФ РФ в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области от 28.10.2014 ей назначена трудовая пенсия по старости с 12.11.2014 бессрочно.

12.01.2018 истец прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

13.11.2018 ФИО1 обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области», приложив копии паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, документа, выданного территориальным органом ПФР о продолжительности страхового стажа пенсионера, учтенного при установлении пенсии. Кроме этого, ею предоставлена информация № 03-1а20570 от 09.11.2018 из Межрайонной ИФНС № 6 по Иркутской области об уплате страховых взносов.

Решением № 1 от 14.11.2018 ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области № 128-оз от 17.12.2008 по причине отсутствия условий назначения и предоставления выплаты, установленных в ст. 2 Закона (п.4 (1) ст. 4 Закона). Согласно расчету стажа ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району», страховой стаж ФИО1 на дату установки пенсии 12.11.2014 составляет 30 лет 9 месяцев 4 дня. После 12.11.2014 стаж 0 лет 0 месяцев 0 дней.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 засчитан в страховой стаж период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также учтены сведения об уплате страховых взносов на страховую пенсию индивидуальным предпринимателем, лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой, главой крестьянского (фермерского) хозяйства за периоды с 01.01.2015.

Факт уплаты страховых взносов также подтверждается реестром платежей за 2015-2016 годы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является неработающим пенсионером Иркутской области, в период занятия предпринимательской деятельностью производила уплату страховых взносов в размере и сроки, установленные законодательством, на дату обращения с заявлением о назначении доплаты имела страховой (трудовой) стаж в количестве 34 года 10 месяцев 16 дней, в связи с чем суд первой инстанции признал незаконным решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» от 14.11.2018 № 1 об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам в Иркутской области, признал за ФИО1 право на назначение ежемесячной денежной выплаты и возложил на ответчика обязанность назначить истцу ежемесячную денежную выплату. Кроме того, суд первой инстанции в силу ст. 98 ГПК РФ взыскал в пользу ФИО1 с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами.

Доводы жалобы об отсутствии у ФИО1 страхового стажа, достаточного для назначения доплаты, повторяют основания отказа решения ответчика в назначении ежемесячной денежной выплаты и отклоняются судебной коллегией, исходя из следующего.

В соответствии с положениями Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», указанная ежемесячная денежная выплата назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам по старости при наличии у них страхового (трудового) стажа, учтенного при назначении ежемесячной денежной выплаты, не менее 39 лет для мужчин и не менее 34 лет для женщин.

Согласно статьи 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, т.е. застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе, самостоятельно обеспечивающие себя работой - индивидуальные предприниматели.

Как видно из материалов дела, по состоянию на 31.12.2013 страховой стаж ФИО1 составлял 31 год 0 месяцев 14 дней ( что не оспаривается ответчиком). После 31.12.2013 истец продолжала заниматься предпринимательской деятельностью до 12.01.2018, оплачивая страховые взносы, в связи с чем период занятия предпринимательской деятельностью после 31.12.2013 подлежит учету при расчете страхового стажа ФИО1

Таким образом, на момент обращения к ответчику 13.11.2018 с заявлением о назначении доплаты по Закону Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», страховой стаж ФИО1 составлял более 34 лет ( 31 год 0 месяцев 14 дней- учтенный Пенсионным фондом РФ при назначении пенсии по состоянию на 31.12.2013, и период занятия истцом предпринимательской деятельностью до 12.01.2018).

При таких обстоятельствах правовые основания для отказа истцу в назначении доплаты, предусмотренной Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям неработающих граждан в Иркутской области», у ответчика отсутствовали, в связи с чем решение суда о признании незаконным отказа ответчика в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты и обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» назначить истцу соответствующую доплату является законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и наличии оснований для отмены судебного акта, в связи с чем, решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 11 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и Тулунскому району» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Л. Васильева

Судьи Е.М. Жилкина

В.В. Коваленко