НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 25.04.2017 № 33-2995/2017

Судья Анисимова У.С.

Судья-докладчик Гуревская Л. С. По делу № 33-2995/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гуревской Л.С.,

судей Горбачук Л.В., Иванова Е.В.,

при секретаре Чащиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к Областному государственному автономному учреждению «Северный лесхоз» о понуждении к совершению действий

по апелляционному представлению Братского межрайонного природоохранного прокурора Петренева Д.В.

на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 января 2017 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л. С., объяснения прокурора Иркутской областной прокуратуры Попова А.Б., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ответчика Областному государственному автономному учреждению «Северный лесхоз» Летуновской Л.В., представителя третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области Бакленева Р.С., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование исковых требований Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров в сентябре 2016 года по обращению Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, установлено неосуществление Областным государственным автономным учреждением «Северный лесхоз» (далее – ОГАУ «Северный лесхоз») тушение лесных пожаров в темное время суток. Указанное, по мнению истца, свидетельствует о нарушении требований Лесного кодекса Российской Федерации, Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313, и влечет несвоевременную локализацию и ликвидацию пожаров, их распространение на значительные площади. Из буквального толкования Правил тушения лесных пожаров следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации. Тушение пожаров в темное время суток производится только при условии обеспечения искусственного освещения. Согласно информации ОГАУ «Северный лесхоз» от 13.10.2016 № 203 тушение лесных пожаров в темное время суток работниками пожарно-химической станции, созданной на базе автономного учреждения, в пожароопасный сезон 2016 года не осуществлялось. ОГАУ «Северный лесхоз» не имеет технических возможностей для обеспечения искусственного освещения при производстве работ по тушению лесных пожаров в темное время суток.

Прокурор просил обязать Областное государственное автономное учреждение «Северный лесхоз» укомплектовать созданные на базе лесхоза пожарно-химические станции оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток в срок до 01.03.2017.

Решением суда от 19 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционном представлении Братский межрайонный природоохранный прокурор Петренев Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В представлении прокурор указывает на то, что судом не дана оценка сообщению ОГАУ «Северный лесхоз» об отсутствии оборудования для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток. Указанное также подтверждает, что оборудование для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток в сентябре 2016 не использовалось.

Суждения суда о том, что при тушении пожаров можно применять любые осветительные приборы, в том числе фары транспортных средств, имеющиеся в пожарно-химических станциях (далее - ПХС), не соответствуют действующему законодательству.

Оборудование искусственного освещения должно отвечать требованиям Национального стандарта ГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения», с учетом технических требований, изложенных в Нормах пожарной безопасности 192-2000 (далее - НПБ). Учитывая, что ответчик может самостоятельно определить способ оснащения ПХС искусственным оснащением, как приобретением пожарного автомобиля связи и освещения, либо модернизации и реконструкции имеющегося автомобиля в соответствии с требованиями НПБ, требования прокурора в этой части не конкретизировались для возможности исполнения решения суда в соответствии с разными возможностями.

Также заявитель полагает, что выводы суда о запрете использования людей при тушении пожара в темное время суток являются ошибочными. Пункт 651 приказа Минтруда России от 02.11.2015 № 835 н «Об утверждении правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производстве и при проведении лесохозяйственных работ» и пункт 2.3 Типовой инструкции по охране труда, тушению лесных пожаров ТОП Р-07-010-98 содержит требования о доставке лесопожарных групп (команд) на лесные пожары в светлое время суток. Вместе с тем, п.31 Правил тушения лесных пожаров предписывает, что работники ПХС должны осуществлять тушение пожара круглосуточно, не покидая его место ночное время.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 37 названного Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями статьи 38 того же Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5, подпунктом «е» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 ответчик обязан обеспечить противопожарное обустройство, наличие противопожарного оборудования, средств тушения лесных пожаров. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Согласно пункту 3.2 Рекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России 17 декабря 1997 года пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными подразделениями лесхозов и организуются в соответствии с планами противопожарного устройства лесов, которые имеют повышенную природную пожарную опасность, потенциальные источники огня и сеть транспортных путей для своевременной доставки сил и средств тушения пожаров.

По целевому назначению, уровню оснащения, структуре, порядку комплектования создаются три типа ПХС.

ПХС – 1 (первого типа). Организуют, в основном, при лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность.

ПХС – 2 (второго типа). Организуют, в основном, при центральных усадьбах лесхозов, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивают ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день.

ПХС – 3 (третьего типа). Организуют в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон (более 5 месяцев) и являются наиболее горимыми. Формируют для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба при управлении лесами или при лесхозе, находящихся в центре пожароопасного региона.

Структура, состав порядок комплектования и работы команд ПХС, оснащение их пожарной техникой, средствами транспорта и связи определены Положением о пожарно-химических станциях, утверждаемых Федеральной службой лесного хозяйства России.

Согласно Положения о пожарно-химических станциях, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», согласованного с Главным управлением государственной противопожарной службы МВД России, пожарно-химические станции являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

Таким образом, ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92-94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности» Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года № 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение трех часов с момента их обнаружения.

ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта и связи, структура которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при ПХС.

За месяц до начала пожароопасного сезона все указанные средства должны быть приведены в полную готовность к работам по тушению лесных пожаров и приняты комиссией под председательством начальника отдела охраны и защиты леса органа управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации с составлением соответствующего акта.

Примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения приведен в Приложении 2 о пожарно-химических станциях.

Из материалов дела следует, что на базе ОГАУ «Северный лесхоз» создана пожарно-химическая станция второго типа (ПХС-2).

Согласно акту проверки подготовки к пожароопасному периоду ПХС – 2 ОГАУ «Северный лесхоз» от 25.02.2016 оснащенность ПХС – 2 соответствует нормам средств пожаротушения, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167 и составляет 98,2%.

Недостающими средствами пожаротушения являются напорные пожарные рукава, оснащенность которых на момент проверки составила 30% вместо положенных 100%.

Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к обоснованному выводу о необоснованности заявленных прокурором требований, при этом суд исходил из того, ответчиком приняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.

На момент рассмотрения спора судом, ПХС – 2 укомплектована и недостающими напорными пожарными рукавами.

Таким образом, противопожарная техника, оборудование, инвентарь, средства связи и оснастки, вспомогательных материалов, закрепленных за ПХС – 2 позволяют решать поставленные перед ответчиком задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров, поэтому оснований для укомплектования ПХС – 2 ОГАУ «Северный лесхоз» оборудованием для обеспечения искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток не имеется.

Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», Приказу МВД РФ от 18.06.1996 № 33 «Об утверждении Перечня пожарно-технической продукции» пожарно-техническая продукция – специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров.

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» споры об отнесении отдельных видов продукции к пожарно-технической разрешаются на основании заключения территориального или федерального органа управления Государственной противопожарной службы.

Между тем, прокурор, заявляя о необходимости укомплектования ПХС – 2 оборудованием для искусственного освещения с целью тушения лесных пожаров в темное время суток, не указал наименование, технические характеристики оборудования для искусственного освещения с учетом требований, предъявляемых к пожарно-технической продукции, допустимой к использованию при тушении пожара. Тогда как по смыслу положений статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации оборудование для искусственного освещения относится к объектам гражданских прав и обязанностей и обладает индивидуально-определенными признаками с учетом их физических свойств как объектов материального мира, с учетом их назначения.

Кроме того, прокурором не представлено доказательств того, что имеющееся оборудование ПХС – 2 ОГАУ «Северный лесхоз» не позволяет осуществлять тушение лесных пожаров в темное время суток.

Правилами тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 «Об утверждении Правил тушения Лесных пожаров» предусмотрено тушение лесных пожаров в темное время суток только при условии обеспечения искусственного освещения.

При этом указанные Правила не определяют каким образом обеспечивается искусственное освещение.

Ответчик указал, что имеющееся оборудование ПХС – ОГАУ «Северный лесхоз», позволяет обеспечить искусственное освещение для тушения лесного пожара в темное время суток.

В обоснование иска, прокурор указал, что поводом к обращению в суд с данным иском послужило обращение Департамента лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, однако как пояснили ответчик ОГАУ «Северный лесхоз» и третье лицо – Министерство лесного комплекса никаких претензий к ОГАУ «Северный лесхоз» о том, что он не осуществляет тушение лесных пожаров в темное время суток не предъявлялось, с содержанием указанного обращения ответчик и третье лицо не ознакомлены, не представлено прокурором обращение в суд первой и в суд апелляционной инстанции.

Руководство ОГАУ «Северный лесхоз, не привлекалось к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности за нарушение требований законодательства о безопасности по охране лесов в пожароопасный сезон 2016 года, что опровергает утверждение прокурора о прекращении ответчиком тушения лесных пожаров в темное время суток со ссылкой на отсутствие приборов искусственного освещения.

Таким образом, ОГАУ «Северный лесхоз» надлежащим образом выполняет полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, организовало обеспечение ПХС – 2 средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Отсутствие конкретно не определенных прокурором приборов искусственного освещения не создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, не сказывается негативно на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

Доводы прокурора о недопустимости участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции специалиста Сорокина А.В. (начальник Иркутского отделения ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов) являются несостоятельными, поскольку пояснения специалиста не являются доказательствами по делу. В связи с чем, не применяются положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены с достаточной полнотой, представленным доказательствам дана оценка согласно требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применен материальный и процессуальный закон, поэтому оснований для отмены законного и обоснованного решения не имеется.

Решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 19 января 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.С. Гуревская

Судьи: Л.В. Горбачук

Е.В. Иванов