Судья 1 инстанции Китюх В.В. № 33а-2957/2018
Судья-докладчик Усова Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Харина Р.И.,
судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Шеине М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова Дмитрия Николаевича к администрации Уковского муниципального образования об оспаривании решения об отказе в единовременной выплате в размере трёхмесячной оплаты труда в связи с прекращением полномочий,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Уковского муниципального образования на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года,
установила:
в обоснование административного искового заявления указано, что 22.09.2017 в результате выборов были прекращены полномочия Фролова Дмитрия Николаевича как главы Уковского муниципального образования, однако в выплате предусмотренной положением об оплате труда главы Уковского муниципального образования, утверждённым решением Думы Уковского муниципального образования от 17.03.2017 г. № 157, единовременной выплаты в размере трёхмесячной оплаты труда, в связи с прекращением полномочий, ему отказано. Считает отказ незаконным.
Просил суд признать незаконным отказ главы Уковского муниципального образования Савина А.А. от 14.11.2017 г. № 448 об отказе в выплате Фролову Д.Н. единовременной выплаты в размере трёхмесячной оплаты труда.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20.12.2017, с учётом определения суда от 05.03.2018 об исправлении описки в решении суда, административный иск Фролова Д.Н. удовлетворён. Суд признал незаконным отказ главы Уковского муниципального образования Савина А.А. от 14.11.2017 г. № 448 об отказе в выплате Фролову Д.Н. единовременной выплаты в размере трёхмесячной оплаты труда.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный ответчик администрация Уковского муниципального образования обратилась с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, что при принятии решения Думы Уковского муниципального образования «О внесении изменений в положение об оплате труда главы Уковского муниципального образования» от 17.03.2017 г. № 157 в части установления дополнительной выплаты при прекращении полномочий в размере трёхмесячной оплаты труда, должны быть соблюдены принципы самостоятельности бюджетов, установленные ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при установлении муниципальным правовым актом дополнительных гарантий осуществления полномочий главы муниципального образования в обязательном порядке должно быть обеспечено требование ст. 4 Закона Иркутской области от 17.12.2008 г. № 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Иркутской области», согласно которой финансирование гарантий полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счёт средств соответствующего местного бюджета.
Ссылаясь на отнесение Уковского муниципального образования к 4 группе дотационности, указывает на распространение в связи с этим на Уковское муниципальное образование установленных ст.4 Закона Иркутской области №122-оз ограничений права превышения установленных Правительством Иркутской области нормативов формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления и содержание органов местного самоуправления
Указывает, что расходы на оплату труда прекратившему полномочия главе Уковского муниципального образования, на день увольнения 22.09.2017 составляют (данные изъяты) руб., в случае осуществления единовременной выплаты в размере трёхмесячной оплаты труда будет превышен норматив формирования расходов на оплату труда глав Уковского муниципального образования.
Обращает внимание, что бывший глава Уковского муниципального образования Фролов Д.Н., в силу п. 2 ст. 27 Устава Уковского муниципального образования не относится к категории лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты в размере месячной оплаты труда, без учета установленного норматива на оплату труда выборных должностных лиц.
Просит решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20.12.2017 по данному административному делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Фролов Д.Н. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о слушании дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав доклад по делу, проверив решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Частью 1 ст. 23 «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (п. 3 ст. 23 данного Закона).
Статья 6 Трудового кодекса РФ, предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
По смыслу п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В порядке ч. 3 ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.12.2007 Фролов Д.Н. избран главой Уковского муниципального образования, а 22.09.2017г. его полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий на основании соответствующего распоряжения от 22.09.2017г. Номер изъят-лс (трудовая книжка AT-VI Номер изъят от Дата изъята ).
Согласно п. 1 ч. 1 ч. 2 ст. 44 Устава Уковского муниципального образования он входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
В силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст.27 Устава гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий главы поселения и защита его прав устанавливаются федеральным и областным законодательством, Уставом и иными муниципальными правовыми актами Думы поселения. Главе гарантируется, помимо ежемесячной оплаты труда в виде ежемесячного денежного вознаграждения, также денежное поощрение и иные дополнительные выплаты, установленные нормативными правовыми актами Думы поселения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44, п. 1 ч. 1 ст. 48 Устава в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе решения Думы поселения, которые устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории поселения.
В соответствии с п.п. 2-5, 7 Устава, решение Думы Уковского муниципального образования от 17.03.2017 г. № 157 вступило в силу после его опубликования в Вестнике Уковского городского поселения от 20.03.2017г. №08.
Указанным решением Думы Уковского муниципального образования от 17.03.2017 г. № 157 утверждено положение об оплате труда главы Уковского муниципального образования в новой редакции. Добавлен пункт 2.7 раздела 2 положения в следующей редакции: «В связи с прекращением полномочий главы (в том числе досрочно), выплачивается единовременная выплата в размере трёхмесячной оплаты труда». Действие решения распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2017, в то время как прежнее решение Думы от 05.03.2014г. №43 «Об утверждении положения по оплате труда главы Уковского муниципального образования» утратило силу.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, оценивая собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Думы Уковского муниципального образования от 17.03.2017г. №157 об утверждении положения о единовременной выплате главе в связи с прекращением его полномочий, в том числе досрочном, в размере трёхмесячной оплаты труда принято в соответствии с п.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст. 53 Федерального закона №131-Ф3, ст.ст. 4, 8 Закона Иркутской области от 17.12.3008г. №122-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области», относится к гарантиям беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий главы поселения и защиты его прав, входит в систему муниципальных и правовых актов поселения, вступило в силу после его опубликования в Вестнике Уковского городского поселения от 20.03.2017г. №08, его действие распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2017, данное решение является обязательным для исполнения на территории поселения и действующим в период разрешения спора.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции находит правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела, правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 20 декабря 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации Уковского муниципального образования – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Р.И. Харин
Судьи Л.В. Гусарова
Н.М. Усова